Государственные предприятия отличаются от частных предприятий по двум основ- ным направлениям: им не надо беспокоиться о банкротстве и обычно им не надо беспокоиться о конкуренции. Французское правительство впервые использовало так называемое индикативное планирова- ние, при котором информация о производственных планах делится между фирмами, но им оставляется свобода действий. В последние годы, однако, и эта ограниченная мера широко не применялась. 194 Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЮРОКРАТИЯ Банкротство. Одним из источников различия в мотивации государственных и частных предприятий является необходимость иметь дело с опасностью банкротства, с которой сталкивается частная фирма, в отличие от всегда существующей возмож- ности государственного субсидирования для государственных предприятий. Возможность банкротства является важным фактором. Она создает ограничения на размер потерь, которые несет частное предприятие в результате неэффективного управления, и естественный механизм замены неэффективной команды управлен- цев. Она налагает на фирму бюджетные ограничения. На конкурентном рынке даже очень щедрый менеджер не может платить своим служащим намного больше, чем средняя зарплата, без риска обанкротиться. Государственные предприятия, наоборот, в течение долгого времени, часто живут с большим дефицитом. Например, в Великобритании совокупный дефицит "Бритиш Стил Корпорэйшн" был довольно значительным в течение всего периода с момента национализации. Между 1976 и 1983 гг. чистые потери компании составляли 4,3 млрд фунтов стерлингов, что равно приблизительно 500 дол. на каждую среднюю британскую семью из 4 человек. Доказано, что возможность государственных субсидий заставляет управляющих государствен- ными предприятиями быть менее стойкими к требованиям профсоюзов об оплате труда. Во многих странах заработная плата на государственных предприятиях значительно превосходит заработную плату таких же рабочих в частном секторе. То же в более общем плане верно для занятых в государственном секторе в Соединенных Штатах. Заработная плата мужчин на федеральных предприятиях была на 15% выше, чем у таких же рабочих в частном секторе, а оплата женщин — на 21% выше27. Конкуренция. Второе различие между государственными и частными предприя- тиями возникает из отсутствия конкуренции для большинства государственных предприятий. Конкуренция исполняет несколько важных функций. В частности, она дает возможность выбора. Рассмотрим государственную организацию, ответственную за предоставление автомобильных номерных знаков: часто она забывает принимать в расчет стоимость времени, потерянного в очереди за получением знаков. С тех пор как эти издержки на дополнительный персонал, который может потребоваться для сокращения этого времени, включаются, существует стимул сокращать таким путем издержки (которые на самом деле увеличивают общие общественные издержки оказания услуги). Потребители вынуждены платить больше за эту услугу, но им не предоставляет- ся возможность выбора. При существовании конкуренции потребитель может обнаружить свои предпочтения, выбирая. Возможность выбора заставляет фирмы принять те издержки, которые навязываются им извне в результате бюрократиче- ской процедуры. Так, бюрократическая страховая компания, нуждающаяся в большой бумажной деятельности для достижения своей цели, может терять клиентов, обращающихся в менее бюрократическую фирму. Государственная бюрократия в аналогичном случае не получит того же сигнала. Альберт О. Хиршман из Института продвинутых исследований в Принстоне назвал этот способ коммуникационными предпочтениями (посредством выбора), в Smith S.P. Pay, Pensions and Employment in Government. American Economic Review, May 1982. P. 275. А также: Courant P.N., Gramlich E.M., Rubinfeld D.L. Public Employee Market Power and the Level of Goverment Spending. American Economic Review, December 1979. P. 806-17. ИСТОЧНИКИ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ 195 отличие от "голоса" (выражение взглядов через политический процесс). Когда у потребителя нет выбора, только голос является приемлемым способом выбора, но и голос может быть неэффективным способом побуждения бюрократии к эффективно- му действию. Таким образом, конкуренция создает препятствие, ограничение на эффективность, связанную с государственным производством . Более категорически, конкуренция создает мотивирующую структуру: конкури- рующие предприятия в своем желании привлечь клиентов стараются найти такое сочетание услуг, которое лучше удовлетворяет потребности покупателя. В более широком смысле конкуренция создает основу для сравнения. Когда существует только одна организация, выдающая номерные знаки, довольно трудно определить, является эта организация эффективной или нет. Ответственные за управление организацией более компетентны в технологии предоставления номерных знаков, чем посторонние. Но когда есть несколько организаций, занятых одинаковой деятельностью, каждый имеет основу для сравнения. Каждый может увидеть, что у одной организации издержки меньше, чем у другой, каждый в состоянии спросить почему . Даже если сравнение деятельности не вносит ясности, это делается рынком и отражается в прибыльности компании. Конкуренция подразумевает, что те фирмы, которые эффективны и способны предоставлять тот вид товаров и услуг, который удовлетворяет покупателя, будут расти и развиваться, а те, которые являются неэффективными, будут деградировать. Эти награды и наказания распре- деляются рынком беспрепятственно: управляющие знают это и имеют сильный стимул поддерживать эффективность, быть передовыми в развитии продукта и услуг в направлении все большего удовлетворения требований покупателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ» з дисципліни «Економіка державного сектору»