Существует шесть основных областей, в которых государство на федеральном уровне производит частные товары. Для этих товаров возможно исключение (государство на самом деле не отвечает за большинства из них), и дополнительные издержки в производстве этих товаров и услуг для каждого следующего потребителя играют особую роль. В большинстве из этих областей государство сосуществует с частным производством. Почтовые услуги. Это один из немногих видов деятельности, который конституционно закреплен. Услуги первоклассной почты являются единственной областью деятельности государства (кроме печатания денег), в которой оно сохраняет исключительную монополию. Но в других сферах почтовых услуг в последние годы наблюдалась существенная конкуренция. Объединенная посылочная служба доставляет сейчас больше посылок, чем почтовая служба. Существуют также отдельные местные фирмы по доставке, а также несколько компаний, активно конкурирующих в сфере срочной доставки почты. Электронная доставка почты обещает стать еще одной областью конкуренции в ближайшем будущем. Электричество. В 1985 г. 22% электричества в Соединенных Штатах производилось общественными коммунальными предприятиями1. Часть государст- венного производства является побочным продуктом его ответственности за конт- роль над реками, сопутствующим продуктом контроля за наводнениями является производство гидроэлектроэнергии. Федеральные власти также принимают активное участие в электрификации сельской местности в США (через Администрацию сельской электрификации). 3. Железные дороги. До недавнего времени Соединенные Штаты были одной из немногих стран, где фактически все железные дороги были частными предприятия- ми. Тем не менее государство предоставляло значительные дотации в виде земельных субсидий под строительство железных дорог. Но в результате ряда причин после второй мировой войны железные дороги во все большей степени оказывались в стесненных экономических обстоятельствах и часть из них обанкро- тилась. Федеральное правительство отреагировало на надвигающийся кризис созда- нием двух предприятий: Амтрак — национальной пассажирской железнодорожной компании и Конрэйл, объединившей разорившуюся Пени Централ и несколько других железных дорог северо-востока. После крупных вливаний государственных средств Конрэйл была в 1987 г. продана частным инвесторам (государство возместило лишь часть израсходованных средств) за 1,62 млрд дол., что является крупнейшей акцией в американской истории. Президент Рейган предлагал также прекратить субсидирование Амтрак и распродать все его активы, которые, по существующим оценкам, позволяют вернуть миллиард долларов. 4. Страхование. Государство участвует в различных страховых программах, включающих, помимо других, страхование от наводнений, преступлений, страхова- ние банковских вкладов (Федеральная корпорация по страхованию депозитов), страхование от нетрудоспособности, страхование жизни (социальное страхование), страхование по безработице и страхование кредитов. Многие из этих программ появились в результате неспособности частных фирм обеспечить адекватную страховую защиту от определенных рисков. Тем не менее в некоторых случаях Statistical Abstract of the United States, 1987. P. 554. 176 Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЮРОКРАТИЯ рынок не смог обеспечить страхование, поскольку страховая премия, отражающая реальный риск, не обеспечивала достаточный спрос. В этих случаях государственное страхование являлось на самом деле системой предоставления скрытых субсидий. 5. Банковское дело и кредит. Почти во всех ведущих индустриальных странах существует центральный банк, являющийся банком банков и играющий активную роль в регулировании и контроле за банковской сферой. Этот центральный банк является государственным предприятием. Соединенные Штаты с их Федеральной резервной системой, функционирующей в качестве центрального банка, не являют- ся исключением. Совет управляющих Федеральной резервной системой назначается президентом и утверждается конгрессом. Причина, по которой в большинстве стран центральный банк контролируется государством, состоит в том, что его ответствен- ность за предложение денег, доступность кредита, уровень процентных ставок является первостепенно важной для функционирования экономики в целом, для уровня инфляции, безработицы и платежного баланса. Эта функция является одной из важнейших функций любого государства. Соответственно большинство государств неохотно передает эти вопросы в руки частного сектора. Хотя деятельность Совета управляющих Федеральной резервной системы может быть охарактеризована в основном как регулирование банковской системы и денежного предложения, федеральное правительство участвует и во многих других видах деятельности на кредитном рынке. Действительно, как мы заметили в гл. 2, значительная доля новых займов затрагивает государство либо непосредственно через его агентства, либо в качестве гаранта займа. Во многих странах государство играет еще более активную роль в распреде- лении кредитов благодаря национализации всех банков. В этих странах утверждают, что через предоставление кредитов банки играют ведущую роль в определении того, кто контролирует национальные ресурсы и как эти ресурсы распределяются. Там уверены, что эти важные решения не должны осуществляться на частном уровне, где преследуются только собственные узкие интересы. Позже мы попытаемся оценить это утверждение, как и ему противоположное, что государственные программы кредитования особенно уязвимы для давления со стороны групп со специальными интересами. Как только берущий кредит платит за него меньше рыночной нормы процента, возникает субсидия. Поскольку трудно со стороны оценить риск, сопровождающий любой займ, затруднительно оценить и размер такой субсидии. Во многих странах также трудно контролировать связанные с этим коррупцию и неэффективность. Интересно, что Франция после национализации большинства банков после второй мировой войны (и оставшихся частных банков после выборов социалистического правительства Миттерана в 1981 г.) в 1986 г. начала приватизировать их. 6. Управление землей и полезными ископаемыми. Федеральное правительство, владея 32% земель, является крупнейшим земельным собственником в Соединен- ных Штатах. Этот процент колеблется по регионам; федеральное правительство является собственником 5% и менее земли за пределами западных штатов и 60% всей земли на Западе. 2 Многие из этих земель используются для производства лесоматериалов, под пастбища, в недрах некоторых из них находятся запасы полезных ископаемых. Хотя государство на федеральном уровне отвечает за использование этих фантастических ресурсов, в основном оно не участвует в Statistical Abstract of the United States. 1987. P. 183. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В США 177 производстве, кроме создания национальных парков и зон отдыха. Оно передает эту землю в аренду частным лицам и фирмам для добычи нефти, угля, выращивания леса, выпаса скота. Начиная с 1981 г. рейгановская администрация значительно увеличила долю земель, продаваемых и передаваемых в аренду частным пользова- телям, сокращая количество земель под прямым государственным управлением. Эти инициативы были объектом серьезной дискуссии. Роль государства в производстве частных товаров больше в большинстве других стран. Среди отраслей, чаще других подвергающихся национализации, кроме железных дорог, банковского дела, страхо- вания, электроснабжения, находятся сталелитейная, каменноугольная промышлен- ность и телекоммуникации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЧАСТНЫХ ТОВАРОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»