ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економіка громадського та державного сектору » Економіка державного сектору

КРИВЫЕ СПРОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
В гл. 3 мы описали рыночное равновесие для частного товара (стаканчики
мороженого ) как пересечение кривых спроса и предложения (см. рис. 3.2). Мы
показали, что в этой точке предельная выгода от производства одной дополнитель-
ной единицы равна предельным издержкам. Вот почему рыночное равновесие было
эффективным по Парето.
Аналогично можно описать эффективный уровень общественных товаров. Мы
можем прийти к кривой спроса по общественным товарам для каждого индивидуума
таким же путем, как и для кривой спроса частных товаров.
Индивидуумы не покупают общественные товары. Тем не менее можно спросить,
каков был бы их спрос, если бы за каждую дополнительную единицу общественного
товара им пришлось бы платить соответствующую сумму. Это не совсем гипотетиче-
ский вопрос, так как по мере увеличения расходов на общественные товары
возрастают налоги на индивидуумов. Мы называем дополнительную плату, требуе-
мую от индивидуума для получения каждой дополнительной единицы общественного
товара, его налоговой ценой. В последующем мы будем исходить из того, что
государство может назначать для разных индивидуумов разные налоговые цены.
Допустим, что налоговая цена для индивидуума равна р, т.е. за каждую единицу
общественного товара он должен платить р. Тогда сумма, которую он может
израсходовать, его бюджетное ограничение, равна C+pG = У, где С — его потребле-
ние частных товаров, У — его доход. Бюджетное ограничение дает представление о
комбинации товаров (в данном случае общественных и частных), которые может
134 Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫЕ ТОВАРЫ
купить индивидуум, если даны его доход и налоговая цена. Мы показываем
бюджетное ограничение на рис. 5.7 А линией ВВ. Вдоль линии бюджетного
ограничения в случае, когда государственные расходы низки, потребление частных
товаров очевидно выше. Индивидуум хочет получить самый высокий из возможных
уровень полезности, исходя из своего бюджетного ограничения. На рис. 5.7 А также
представлены индивидуальные кривые безразличия между общественными и част-
ными товарами. Он готов отказаться от некоторых частных товаров, если получает
больше общественных товаров. При этом количество частных товаров, от которых он
отказывается, есть его предельная норма замещения. По мере получения большего
количества общественных товаров (и меньшего количества частных) количество
частных товаров, от которых он готов отказаться в пользу одной дополнительной
единицы общественных товаров, уменьшается, т.е. наблюдается уменьшающаяся

Рис. 5.7. КРИВАЯ СПРОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. Наиболее предпочтительный
уровень расходов индивидуума — точка касания кривой безразличия и бюджетного ограничения.
По мере уменьшения налоговой цены (бюджетное ограничение сдвигается с ВВ к ВВ') указан-
ный уровень государственных расходов увеличивается, порождая кривую спроса на рис. 5.7 В.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 135
предельная норма замещения для данного лица. Графически предельная норма
замещения представляет собой наклон кривой безразличия. Таким образом, по мере
потребления данным лицом большего количества общественных товаров и меньшего
частных кривая безразличия становится более пологой.
Наивысший уровень полезности для индивидуума достигается в точке касания
кривой безразличия и линии бюджетного ограничения в точке Е на рис. 5.7 А. В
этой точке совпадают наклоны линии бюджетного ограничения и кривой безразли-
чия. Наклон линии бюджетного ограничения показывает, каким количеством
частных товаров должен пожертвовать индивидуум, чтобы получить одну дополни-
тельную единицу общественных товаров, что эквивалентно его налоговой цене.
Наклон кривой безразличия показывает, какое количество частных товаров готов
пожертвовать индивидуум в аналогичной ситуации. Таким образом, в точке наиболь-
шего предпочтения сумма, которую он готов пожертвовать, непосредственно равня-
ется сумме, которую он должен пожертвовать. По мере того как мы уменьшаем
налоговую цену, линия бюджетного ограничения сдвигается (с ВВ к ВВ') и точка
наибольшего предпочтения индивидуума сдвигается к точке Е'. Его спрос на
общественные товары в обычной ситуации возрастает.
За счет увеличения или уменьшения налоговой цены мы можем выявить кривую
спроса для общественных товаров таким же образом, как мы это делали для частных
товаров. На рис. 5.7 В мы изобразили кривую спроса, соответствующую рис. 5.7 А.
Точки Е и Е' здесь показывают количество общественных товаров, требуемых при
налоговых ценах р\ и р2. Мы могли бы найти больше точек на рис. 5.7 В, сдвигая
на рис. 5.7А линию бюджетного ограничения.
Мы можем использовать тот же подход для нахождения кривых спроса на
общественные товары для Крузо и Пятницы. Можно суммировать такие кривые
по вертикали, чтобы получить совокупную кривую спроса на рис. 5.8. Вертикальное
суммирование подходит для этого случая, так как чисто общественный товар
неминуемо поставляется всем индивидуумам в одинаковых количествах. Дозирова-
ние и недостижимо и нежелательно, так как использование общественного товара
одним лицом не лишает какое-либо другое лицо выгод от пользования им.
Кривая спроса может мыслиться как кривая предельной готовности платить, т.е.
для каждого уровня выпуска общественного товара она показывает, сколько готов
платить индивидуум за дополнительную единицу общественного товара. (Вспомним,
что налоговая цена за общественный товар для индивидуума устанавливается
равной его предельной норме замещения, которая просто показывает, сколько
частных товаров он готов отдать за одну дополнительную единицу общественного
товара.) Итак, вертикальная сумма кривых спроса есть не что иное, как сумма
предельных готовностей платить, а именно это суммарное количество, которое все
индивидуумы вместе готовы заплатить за дополнительную единицу общественного
товара. Аналогично, поскольку каждая точка на кривой спроса для определенного
лица отражает его предельную норму замещения при данном уровне государствен-
ных расходов, суммируя кривые спроса по вертикали, мы просто получаем сумму
предельных норм замещения (суммарную предельную выгоду от производства
дополнительной единицы данного товара). Результатом является совокупная кривая
спроса, показанная на рис. 5.8.
Мы можем изобразить кривую предложения общественных товаров, подобно
тому как мы это делали для частных товаров. Для каждого уровня выпуска цена
показывает, от какого количества других товаров приходится отказаться для
136 Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ ЧАСТНЫЕ ТОВАРЫ
производства одной дополнительной единицы общественных товаров. Она представ-
ляет собой предельные издержки, или предельную норму трансформации. На уровне
выпуска, когда совокупный спрос равен предложению (рис. 5.9), сумма предельных
готовностей платить (сумма предельных норм замещения) равняется предельным
издержкам производства, или предельной норме трансформации. Поскольку в этой
точке предельная выгода от производства дополнительной единицы общественного
товара равняется предельным издержкам или сумма предельных норм замещения
равняется предельной норме трансформации, уровень выпуска, отмеченный пересе-
чением совокупной кривой спроса и кривой предложения для общественных
товаров, является эффективным по Парето.

Рис. 5.8. СОВОКУПНЫЙ СПРОС НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ. Поскольку в каждой точке
на кривой спроса цена равна предельной норме замещения, путем сложения кривых спроса по
вертикали мы получаем сумму предельных норм замещения, общее количество частных товаров,
которым готовы пожертвовать члены общества для получения одного дополнительного обще-
ственного товара. Данная сумма может рассматриваться как кривая совокупного спроса на
данный общественный товар.
Хотя мы и построили каждую индивидуальную кривую спроса для общественных
товаров подобно тому, как была бы построена аналогичная кривая для частных
товаров, между ними существуют некоторые серьезные различия. В частности, хотя
рыночное равновесие обнаруживается на пересечении кривых спроса и предложе-
ния, мы не дали какого-либо объяснения тому, почему равновесное предложение
общественных товаров должно возникать на пересечении построенной нами кривой
спроса и кривой предложения. Мы только установили, что, будь это так, уровень
производства общественного товара был бы эффективным по Парето. Решение
относительно уровня производства общественных товаров принимается государст-
вом, а не индивидуумами. Таким образом, достигнет ли производство описанной
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
137
точки — зависит от природы политического процесса, это предмет, которому мы
уделим внимание в следующей главе.
Более того, тогда как на конкурентном рынке частных товаров все индивидуумы
сталкиваются с одинаковыми ценами, но потребляют разное количество товаров
(как отражение разницы во вкусах), общественный товар должен поставляться в
одинаковых количествах всем потребителям. И мы гипотетически допустили, что
государство может назначить разную налоговую цену на данный общественный

Рис. 5.9. ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. Эффективное
предложение общественных товаров возникает в точке пересечения кривых спроса и предложе-
ния. Кривая совокупного спроса представляет сумму того, чем все индивидуумы готовы посту-
питься, по меньшей мере, чтобы иметь одну дополнительную единицу общественных товаров
(одну дополнительную пушку), тогда как кривая предложения представляет сумму других
товаров, от которых приходится отказаться для получения одной дополнительной единицы
общественного товара.
товар. Одна из возможностей объяснения этих цен — полагать, что каждый заранее
поставлен в известность о доле общественных затрат, которую ему придется нести.
Если индивидууму приходится взять на себя 1 % стоимости общественных затрат, то
данный продукт, который обходится государству в 1 доллар, ему обходится в 1 цент,
в то время как если он должен взять на себя 3%, то увеличение общественных
расходов на 1 доллар обходится ему в 3 цента.
Наконец, нужно подчеркнуть, что мы охарактеризовали уровень расходов на
общественные товары, эффективный по Парето, в соответствии с определенным
распределением дохода. Как мы покажем ниже, эффективный уровень расходов на
общественные товары вообще зависит от распределения доходов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРИВЫЕ СПРОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ» з дисципліни «Економіка державного сектору»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Неоінституційна теорія фінансування
Збір за право використання місцевої символіки
Аудит обліку витрат на закладання і вирощування багаторічних наса...
Склад – найменша вимовна одиниця
Аудит забезпечення збереження тварин


Категорія: Економіка державного сектору | Додав: koljan (29.08.2012)
Переглядів: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП