ТОВАРЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОГРАНИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНО
Наиболее яркий пример товара, для которого невозможно ограничение числа пользователей, — национальная оборона. Если, например, наша национальная оборона достигла бы своих целей в отражении атак со стороны бывшего Советского Союза, то в этом случае выиграли бы все жители Соединенных Штатов. Не существует возможности лишить какое-либо лицо этого выигрыша. Невозможно исключить кого-либо из национальной программы здоровья, такой как вакцинация против полиомиелита, которая сокращает вероятность определенных эпидемий. В некоторых случаях общественных товаров исключение возможно, но оно слишком дорогостоящее. Например, было бы дорого лишить кого бы то ни было возможности пользоваться небольшими местными парками: чтобы добиться этого, потребовалось бы обнести парк забором, который мог бы испортить его вид, а также надо было бы иметь кого-то, чьей постоянной обязанностью было бы проверять пропуска или собирать входную плату. Невозможность дозировать использование общественного товара за счет системы цен влечет за собой то, что конкурентный рынок не порождает эффективного по Парето количества общественного товара. Предположим, что каждый высоко оценивал бы национальную оборону, а государство ее не предусмотрело бы. Могла бы здесь прийти на помощь какая-то частная фирма? Чтобы сделать это, ей пришлось бы просить плату за услуги, которые она поставляла бы. Но так как каждый убежден, что он получил бы выгоду от данных услуг независимо от своего вклада, у него нет мотивов платить за подобные услуги добровольно. Вот почему люди должны быть принуждаемыми поддерживать обеспечение такими товарами за счет налогообложения. Нежелание людей добровольно вносить свою лепту в поставку общественных товаров называется проблемой зайца. Два следующих примера могут помочь проиллюстрировать природу названной проблемы. Один из способов, благодаря которому сокращается вероятность некоторых болезней, — вакцинация. Вакцинируемые несут некоторые затраты (дискомфорт, время, деньги, риск заболеть от плохой вакцины). Они получают некоторый частный выигрыш, выражающийся в уменьшенной вероятности заболеть, но основная часть выигрыша — общественный товар. Это сокращенная возможность возникновения данного заболевания в данной общине, от которой выигрывают все. Во многих случаях частные затраты превышают частный выигрыш, но общественный выигрыш, включая уменьшение возможности возникновения заболевания, значительно превышает затраты. В связи с проблемой зайца государство часто требует от людей вакцинации. Во многих общинах пожарные службы финансируются добровольно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТОВАРЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОГРАНИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНО» з дисципліни «Економіка державного сектору»