Дефицит всегда представляет собой превышение расходов над доходами в течение определенного отрезка времени. Дефицит финансируется займами. Общая величина займа фирмой, домашним хозяйством или государством составляет их долг. Фирма или домашнее хозяйство, у которых есть дефицит, не могут получать взаймы неопределенно долго и будут вынуждены обанкротиться, как только их долг станет слишком большим. В связи с тем что федеральное правительство имеет возможность использовать налоги и благодаря им располагать громадными потенци- альными источниками доходов, дефициты федерального правительства не приводят к тем же проблемам, которые возникли бы при больших долгах для частных фирм или индивидуумов. Кредиторы будут продолжать добровольное финансирование федерального правительства и при дефиците его бюджета при условии, что ставки процента достаточно высоки. В начале 1980-х гг. величина федерального дефицита как в суммарном выражении, так и, что еще важнее, в процентах от ВНП и бюджета достигала (для мирного времени) самых больших значений (рис. 2.11). Масштабы этого дефицита в 1980-е гг. вызвали оцепенение как в Белом доме, так и за его пределами. Существует опасение, что бюджетный дефицит вызовет несбалансированность внешней торговли и инфляцию, что он ведет к повышению процентных ставок и понижению уровня инвестиций, накладывая несправедливое бремя на будущие поколения. Из-за необходимости финансировать дефицит значе- ние федерального правительства как заемщика на кредитных рынках США продолжает расти. Средства, заимствованные федеральным правительством, в про- центном отношении к суммарным заимствованиям на внутренних кредитных 58 Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В США рынках США выросли с 21,2% в 1977 г. до 38,6% в 1986 г.26 Это капиталы, которые в растущей степени притекают из-за границы, что будет показано в гл. 28.
Рис. 2.11. ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ПРОЦЕНТАХ ОТ ВНП И ФЕДЕРАЛЬ- НЫХ РАСХОДОВ. Оба показателя заметно росли с 1980 г. источники: National Income and Product Accounts, 1929-1982. Tabl. 3.2; Survey of Current Business, July 1987. Tabl. 3.2. Размер долга в текущих ценах увеличивается каждый год на сумму дефицита бюджета в данном году. Но реальная величина долга зависит также от инфляции. Чтобы увидеть, что под этим подразумевается, допустим, вы обещали заплатить кому-то в следующем году 100 дол. Если цены на все товары и услуги увеличатся на 10%, то в будущем году на 100 дол. он сможет купить столько товаров, сколько смог бы купить на 91 дол. в этом году. "Реальная величина" того, что вы ему должны заплатить, уменьшилась на 9 дол. На рис. 2.12 прослеживаются изменения в реальной стоимости федерального долга США гражданам страны и иностранцам, известного как публичный федераль- ный долг, начиная с 1940 г. В течение 1978-1980 гг., когда существовал большой дефицит бюджета при высокой инфляции, реальная величина долга уменьшилась на 26 Если мы также учтем заимствования, сделанные частным сектором при федеральной помощи или гарантиях, то доля федеральных займов на кредитных рынках США в 1986 г. возрастет до 42,5%. Данные опубликованы в: Special Analysis: Budget of the United States Government. Fiscal Year 1988. Tabl. F-22. ПРОЦЕСС ПРОХОЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 59 12 млрд дол. (в ценах 1982 г.). В реальном выражении рост долга после 1980-х гг. был очень значительным. Как результат высокого дефицита и снижения темпов инфляции в период 1980—1986 гг. произошло приблизительное удвоение публично- го долга в реальном выражении в 834 млрд в 1980 г. до 1525 млрд дол. в 1986 г. (обе суммы представлены в ценах 1982 г.). Иными словами, за первые шесть лет администрации Рейгана суммарное увеличение долга федерального правительства в неизменных ценах приблизительно равнялось сумме реального долга, накопленного в течение первых двухсот лет существования страны, включая долговые обязательства по финансированию участия США вот второй мировой войне. На рис. 2.13 показано, что в процентах от ВНП федеральный долг вырос с 25 в 1975 г. до 41 в 1986 г.
Рис. 2.12. ВАЛОВОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПУБЛИЧНЫЙ ДОЛГ В ЦЕНАХ 1982 г. В реальном выражении федеральный публичный долг вырос в громадной степени после 1974 г. Долг государственным агентствам, включающим Совет Федеральной резервной системы и довери- тельные фонды социального обеспечениея, исключен, источники: Economic Report of the President, 1987. Tabl. B-3 and B-73; Survey of Current Business, July 1987, Tabl. 7.4. Растущий долг имеет кумулятивные последствия, так как государство должно платить по нему проценты. К 1986 г. процентные платежи достигли 13% от расходов федерального правительства. ЗАКОН ГРЭММА—РУДМЕНА В 1985 г. озабоченность в связи с возрастающим долгом и стремление сбалансиро- вать бюджет подвели конгресс к принятию закона, который подписал президент Рейган. Закон назывался Законом Грэмма—Рудмена по имени его инициаторов, сенатора Фила Грэмма из Техаса и сенатора Воррена Рудмена из Ныо-Хемпшира. Официальное название — Закон о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях. Он был введен как отчаянная попытка устранить тупиковую ситуацию между конгрессом и президентом, возникшую в 60 Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В США связи с размерами расходов и налогов. Закон оговаривает ежегодные меры по снижению дефицита, направленные на достижение сбалансированного бюджета к 1991 г. Если конгресс и президент не могут прийти к соглашению о бюджете, который соответствует намеченным планам ежегодного снижения дефицита, расходы будут уменьшены автоматически. Это та возможность, к реализации которой не стремится ни одна из сторон. Закон под угрозой таких автоматических сокращений самодисциплинировал и конгресс и президента в расходах и налогах.
Рис. 2.13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДОЛГ В ПРОЦЕНТАХ ОТ ВНП. Федеральный долг вырос с 25% от ВНП в 1975 г. до 41 % от ВНП в 1986 г. ИСТОЧНИК: Survey of Current Business, July 1987. Tabl. 2.12. Тем не менее в 1987 г. Верховный суд признал незаконными те процедуры, в рамках которых эти автоматические сокращения должны были происходить. В ответ на это конгресс ввел альтернативные процедуры и одновременно продлил до 1993 г. срок сбалансирования бюджета. Находятся люди, которые поддерживали более жесткое законодательство, в частно- сти конституционное запрещение дефицитного финансирования, за исключением военного времени. Некоторые штаты имеют такие ограничения (иногда принятые после того, как штат оказывается не в состоянии расплатиться по своим долговым обязатель- ствам). Критики конституционных ограничений озабочены тем, что они будут сужать возможность государства стимулировать экономику в необходимых случаях. Более того, они обеспокоены тем, что ограничение может просто подтолкнуть использование манипуляций с бюджетом, чтобы следовать букве закона, а не его духу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕФИЦИТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ» з дисципліни «Економіка державного сектору»