ПРОЦЕСС ПРОХОЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Федеральное правительство в своем ежегодном бюджете внимательно анализирует планируемые расходы и ожидаемые доходы. Конституция намечает только основные вехи для бюджетной процедуры. Обсуждение законопроектов о налогах начинается в палате представителей. Как в любых законодательных актах, принятие законов о налогах и ассигнованиях требует большинства голосов обеих палат и подписи президента. Президент может наложить вето на любой законопроект, а конгресс может двумя третями голосов отвергнуть его вето. Это описание не вполне адекватно отражает процесс принятия бюджетных решений и не показывает центральную роль, которую президент играет сегодня в формировании бюджета25. Напомним, что федеральные расходы в 1986 г. составляли 1 трлн дол. Сущест- вуют тысячи государственных агентств, большая часть из которых требует увеличе- ния финансирования. Должен существовать системный подход для рассмотрения их потребностей и для обеспечения приблизительного баланса между суммой, ассигно- ванной различным агентствам, и государственными доходами от налогообложения. Государственное агентство, которое отвечает за это, — Служба управления и бюджета (СУ Б). СУ Б формулирует статьи бюджета, выдвигая предложения о размерах расходов каждым агентством, о размерах налоговых поступлений и предположения о дефиците, т.е. излишке суммарных расходов по сравнению с суммарными доходами. Президент направляет предложения СУБ конгрессу. Оценки конгрессом национальных приоритетов часто серьезно отличаются от взглядов президента, особенно когда большинство в конгрессе и президент представ- ляют разные партии. Трудность, с которой сталкивается конгресс, состоит в выборе между бюджетными альтернативами. В прошлом конгресс принимал ассигнования по каждой статье, т.е. он мог сначала принять бюджет по обороне, затем по шоссейным дорогам, потом по иностранной помощи и т.д. Следуя этой процедуре, было трудно сбалансировать суммарные расходы и доходы, а также найти какой-то системный подход в оценке приоритетов. В 1974 г. конгресс попытался исправить это положе- ние, учредив Бюджетную комиссию конгресса, а также процедуру (с оговоренным В 1984 г., последнем году, для которого имеются сравнительные данные, доля налогов по социальному обеспечению в суммарных налоговых доходах была для Соединенных Штатов 29%, для Японии — 30 и для членов Европейского экономического сообщества в среднем 29%. Колебания для Европы достаточно велики. Например, во Франции и в Голландии они составляли 44%, но только 8% в Англии. Источник: Revenue Statistics for OECD Member Countries, 1986. Tabl. 15. 25 Центральная роль президента в бюджетной процедуре — продукт большого и сложного федерального правительства XX в. До 1921 г. федеральные агентства направляли свои запросы по финансированию непосредственно конгрессу, а у президента не было формальных оснований для их рассмотрения. См.: Aaron H. etal. Economic Choices. 1987. Washington, D.C.: Brookings Institution, 1986. Ch.5. ПРОЦЕСС ПРОХОЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 57 регламентом) формирования бюджета конгрессом. Первым шагом является первона- чальная резолюция конгресса, в которой предусматривается общий уровень затрат и налогов и разбивка их по основным статьям. Она служит руководством для специальных подкомитетов, которые рассматривают законопроекты в каждой отдель- ной области. После принятия этих конкретных законопроектов конгресс снова рассматривает бюджет в целом, чтобы убедиться, насколько полученные суммы соответствуют ранее принятым целям, и, если этого не происходит, принимает решение либо об изменении целей, либо об урезании некоторых программ. Процедура громоздкая, но в связи с тем что, как правильно отмечают многие обозреватели, конгресс не стремится передать президенту полномочия большие, чем сейчас существуют, другой приемлемой и очевидной альтернативы не находится. Проблема, возникающая в связи с прохождением бюджета, заключается не только в его громоздкости, но и в том, что сама процедура не гарантирует достижения сбалансированности бюджета. До Великой депрессии считалось, что, за исключением военного времени, президент должен представлять сбалансированный бюджет. Развитие кейнсианских взглядов на экономику убедило многих, что для государства желательно в период рецессии поддерживать дефицит. Как мы увидим в гл. 28, дефицитное финансирование расходов в период рецессии может использо- ваться для стимулирования экономики, но существует единодушное мнение, что в год, когда нет рецессии и состояния войны, президент должен представлять сбалансированный бюджет. В то время как президенту Рейгану удалось добиться сокращения основных налогов, введенных в 1981 г., он не сумел обеспечить соответствующее уменьшение расходов. Это привело к рекордному дефициту, который, по признанию и конгресса и президента, не входил в их намерения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОЦЕСС ПРОХОЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» з дисципліни «Економіка державного сектору»