Государство влияет на распределение доходов не только с помощью прямых трансфертов, но также косвенно через налоговую систему и другие государственные программы. Государство могло бы облагать налогом каждого в одинаковых размерах, а затем финансировать тех, чей доход упал ниже определенного уровня. Это имело бы те же последствия, что и обложение налогом лиц с низкими доходами по более низким ставкам. Таким образом, существует известная произвольность в разграни- чении трансфертных платежей через государственные расходы и неявных трансфер- тов через налоговую систему16. 16 Некоторые из налоговых расходов могут быть представлены в явной форме как социальное страхование. То, что страхование по безработице и социальное обеспечение облагаются налогом только частично, а пособия по инвалидности не облагаются налогом совсем, означает, что доллар прямых расходов на эти цели весомее, чем в случае налогообложения. СУММАРНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ: ОБЩАЯ КАРТИНА 45
Программа "Черные легкие (0,5%) Страхование по безработице (5,6%) Пособия по насчастным случаям на производстве и по временной нетрудоспособности (2,2%) Рис. 2.3. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В 1986 г. (суммарные расходы — 294 млрд дол.). Программа социального страхования (СППИН) на сегодня крупнейшая программа социального страхования. ИСТОЧНИК: Survey of Current Business, July 1987, Tabl. 3.11. Государство также перераспределяет доход под видом программ субсидий и квот. Наши сельскохозяйственные программы на деле перераспределяют доход в пользу фермеров. Квоты на импорт нефти в 1950-е гг. перераспределяли доход в пользу владельцев нефтяных запасов. Это квотирование аргументировалось необходимостью обеспечить энергетическую независимость Соединенных Шта- тов; тем не менее перераспределительный эффект был среди первостепенных результатов, и они могли явиться действительным мотивом для принятия соответствующего законодательства. Расходы на товары и услуги также имеют свои перераспределительные последст- вия; субсидии городским автобусным службам могут помочь бедным, тогда как субсидии на пригородные железнодорожные перевозки могут оказывать помощь среднему классу. Как мы увидим в последующих главах, оценка перераспредели- тельных последствий любой перераспределительной программы, будь то расходы, налоги, регулирование, — задача чрезвычайно трудная.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОГРАММЫ СКРЫТОГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ» з дисципліни «Економіка державного сектору»