Каждая из отраслей народного хозяйства (строительство, транспорт, торговля, связь, сельское хозяйство и т.д.) имеет свою систему показателей выпускаемой продукции, но общим остается одно – с экономической точки зрения эти показатели должны отражать прямой полезный результат основной производственной деятельности.
По стадиям готовности продукция подразделяется на: - готовые изделия – продукция, не требующая дальнейшей обработки и сборки на данном предприятии и предназначенная для отпуска на сторону, если она принята выходным контролем; - полуфабрикаты – продукция, процесс обработки которой закончен в одном подразделении предприятия, но будет продолжен в других подразделениях; - незавершенное производство – продукция, работы и услуги, которые начаты производством, но не закончены в нем.
Учет продукции может осуществляться следующими методами: - в натуральных единицах измерения (м, м?, м?, т, кг и т.д.); - в условно-натуральных единицах измерения (при этом методе единицы одного из продуктов принимают условно за единицу измерения (эталон) и все остальные разновидности продуктов пересчитывают в эти условные единицы с помощью специальных коэффициентов, рассчитываемых как отношение потребительских свойств отдельных разновидностей продукта к эталонному значению). ; - в трудовых единицах (человеко-часы); - в стоимостном выражении. Пример: на предприятии имеется: 10 грузов по 3 т, 5 грузов по 10 т, 8 грузов по 5 т Эталон – 5 т груза (например, 5-тонный контейнер). Определим, каков объем всей продукции.
Таким образом, в условно-натуральных единицах объем продукции равен 24 единицы (контейнера).
Каждый из методов учета продукции имеет свои недостатки и преимущества (табл. 1) Таблица 1. Метод Недостатки Преимущества 1. Натуральный 1.1 Несоизмеримость различных видов продукции. 1.2 Невозможность учета качества продукции. 1.3 Этот метод подходит для однородных производств 1.1 Устойчивость к инфляции 1.2 Наглядность, объективность 2. Условно-натуральный 2.Условность показателя 2.Устойчивость к инфляции 3. Трудовой* 3.1 Индивидуальные различия в трудоемкости 3.2 Сложность исполнения при определении нормативных показателей трудоемкости 3.3 Проблемы учета потребительских свойств продукции 3. Устойчивость к инфляции 4.Стоимостной 4.Подверженность инфляции 4.1 Соизмеримость по различным видам продукции 4.2 Возможность учета повышения качества через учет цен * В основе трудового метода оценка продукции предприятии дается на основе трудоемкости, которая определяется количеством труда, фактически затраченного на ее производство. Трудоемкость единицы продукции – показатель , обратный выработке и характеризует затраты труда на изготовление единицы продукции: , Т – затраты времени на изготовление продукции, q – выпуск продукции в натуральном выражении Стоимостной учет продукции дает обобщающую характеристику и может осуществляться в оптовых и розничных ценах. Рассмотрим более подробно обобщенную систему стоимостных показателей статистики промышленности. Здесь используются следующие стоимостные показатели продукции: - валовой оборот; - внутризаводской оборот; - валовая продукция; - товарная продукция; - реализованная продукция. Валовой оборот – общий объем производства предприятия, включая поставки по внутризаводской кооперации:
где ВО – валовой оборот предприятия; ГИ – готовые изделия, произведенные за отчетный период; ПФ – стоимость произведенных полуфабрикатов; РС – работы и услуги по заказам со сторонних организаций; ПВ – продукция подсобных и вспомогательных производств; - соответственно остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода. КР – капитальный ремонт и модернизация.
Внутризаводской оборот – определяется как:
где ВЗО – внутризаводской оборот, - стоимость полуфабрикатов собственного производства, потребленных внутри предприятия; - продукция подсобных и вспомогательных производств, потребленная внутри предприятия.
Валовая продукция предприятия характеризует конечные результаты производственной деятельности предприятия и не включает повторного счета стоимости одних и тех же изделий внутри предприятия. Валовая продукция может определяться двумя способами. а) прямым счетом
, где ВП – валовая продукция предприятия; ГИ – готовые изделия, произведенные за отчетный период; ПФ – полуфабрикаты собственного производства, произведенные за отчетный период и отпущенные сторонним организациям; РС - работы и услуги по заказам со сторонних организаций; - продукция подсобных и вспомогательных производств, произведенная за отчетный период и отпущенная сторонним организациям; - остаток полуфабрикатов собственного производства за отчетный период (за вычетом отпущенных на сторону и потребленных в производстве); - соответственно остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода; КР – капитальный ремонт и модернизация.
б) путем исключения внутризаводского оборота: ВП=ВО-ВЗО.
Товарная продукция предприятия представляет собой показатель, характеризующий продукцию, произведенную для реализации на сторону, т.е. за пределы предприятия.
где ТП – товарная продукция, произведенная за отчетный период для отпуска сторонним организациям; ГИ - готовые изделия, произведенные в отчетном периоде; - полуфабрикаты собственного производства, произведенные за отчетный период для отпуска на сторону; РС - работы и услуги по заказам со сторонних организаций; - продукция подсобных и вспомогательных производств, произведенная за отчетный период и предназначенная для отпуска на сторону; - стоимость сырья и материалов заказчика, неоплаченных предприятием, но использованных для производства изделий или полуфабрикатов; КР – капитальный ремонт и модернизация основных фондов.
Реализованная продукция - отгруженная покупателям (заказчикам) и оплаченная ими в данном периоде продукция. , где РП - стоимость продукции, полученной покупателями; - остаток товарной продукции на начало периода; ТП – стоимость товарной продукции, произведенной за период; - остаток товарной продукции, не оплаченной покупателем, на конец отчетного периода. Изменение объемов реализованной продукции связано с изменением объемов товарной продукции, остатков готовой продукции и товаров отгруженных, но не оплаченных, следующим балансовым соотношением:
где - изменение реализованной продукции; - изменение товарной продукции; - изменение остатков готовой продукции; - изменение остатков товаров отгруженных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Статистический учет продукции» з дисципліни «Економічна статистика»