Поскольку объем реализации - это конечный результат деятельности предприятия как производственного комплекса, анализ выручки проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений или видов продукции, а также по его обособленным хозяйственным единицам, ведущим самостоятельную производственную деятельность (цехам, филиалам). Разумеется, такой анализ имеет смысл только в том случае, когда в финансовых потоках всего предприятия можно вычленить выручку конкретного подразделения, а также если величина этой выручки существенна для предприятия в целом. Как и при анализе производства продукции, анализ выручки потребует существенных затрат времени сотрудников как аналитических служб, так и линейных подразделений. Поэтому его можно считать оправданным лишь в той мере, в какой он дает полезную информацию для определения перспектив предприятия и его отдельных подразделений. Большое аналитическое значение имеет анализ объема реализации для предприятий, имеющих дивизиональную организационную структуру. По причинам, о которых мы говорили в разделах 3.4.2 и 4.8, посвященных анализу отклонений и финансовых результатов, сравнительный анализ выручки различных подразделений может дать более обоснованные выводы относительно эффективности работы филиалов или цехов, чем анализ прибыли, вклада и других показателей финансовой результативности. Разумеется, все не так просто в случае, когда предприятие выпускает сложную, уникальную или очень дорогостоящую продукцию, выполняя в течение квартала или года ограниченное количество крупных заказов. Для таких предприятий говорить о динамике реализации продукции достаточно сложно, поскольку выручка не представляет собой постоянного потока, а выполнение каждого заказа дает существенный вклад в общий объем реализации. Инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта является бухгалтерская отчетность. И первое, что следует выяснить, приступая к анализу реализации, - это принцип регистрации выручки. В практике российского бухгалтерского учета есть два основных способа регистрации выручки - реализация признается на момент оплаты или на момент отгрузки продукции. Использование этих двух методов имеет свои "плюсы" и "минусы", обсуждение которых не входит в задачи нашего издания. Для аналитика принципиально другое: поскольку стандартная практика хозяйственных отношений в рыночных условиях предусматривает предоставление покупателям и потребителям отсрочек оплаты, выбор способа отражения выручки повлияет на ее динамику. Особенно заметно это влияние будет у тех предприятий, где поток денежных поступлений неоднороден, выручка поступает крупными суммами, через неодинаковые (а чаще всего - и неопределенные) промежутки времени. Понятно, что графики реализации, учтенной по оплате и по отгрузке, при предоставлении отсрочек покупателям будут смещены друг относительно друга по времени на срок, равный продолжительности этих отсрочек. Очень часто предприятия придерживаются определенной, одинаковой почти для всех покупателей политики в отношении оплаты отгруженной продукции. Если такая практика принята на предприятии, выпускающем стандартную массовую продукцию, то разрыв между отгрузкой и оплатой при нормальном положении дел на предприятии должен быть примерно равен продолжительности обычной отсрочки. Увеличение этого разрыва свидетельствует о том, что покупатели продукции предприятия не соблюдают договорных отношений и задерживают оплату полученной продукции (пример 4.8). Это неблагоприятный знак; финансовому руководству предприятия в этом случае следует больше внимания уделять работе с дебиторами и более тщательно отслеживать выполнение контрактов, применяя, если это необходимо, к провинившимся должникам штрафные санкции.
Пример 4.8. Комбинат "Кондитерский мир" предоставляет оптовым покупателям своей продукции отсрочки при ее оплате. Длительность стандартной отсрочки - 1 неделя со дня отгрузки продукции. В табл. 4.14 и на рис. 4.13 приведены данные об объемах реализации продукции цеха печенья за январь-апрель 1999 г. в недельной разбивке с учетом двух способов регистрации выручки: по отгрузке и по оплате продукции.
Таблица 4.14 Динамика реализации продукции комбинатом "Кондитерский мир" за январь-апрель 1999 г. в недельной разбивке
Графики показывают, что до 6-й недели покупатели достаточно четко соблюдали договоренности об оплате, затем графики расходятся - нарастает просроченная задолженность покупателей перед комбинатом. Через две недели, понимая, что такое положение дел может привести к финансовым трудностям на самом комбинате, его финансовые службы принимают решение о более плотной работе с покупателями: тем, у кого имеется просроченная задолженность, было решено отказать в дальнейшей отсрочке, а остальным дебиторам разослать уведомления о необходимости четко соблюдать договорные обязательства. Эти меры привели к желаемому результату: на 13-й неделе задолженность возвращается к стандартному уровню, с недельным отставанием объема реализации продукции по оплате от своего значения, зафиксированного по отгрузке.
Если сравнивать динамику производства и реализации продукции, то очевидно, что даже при признании выручки по отгрузке между графиками будет наблюдаться неполное совпадение. Мы уже отмечали этот факт ранее, в разделе 4.10.1, когда говорили о несовпадении количества продукции произведенной и выпущенной в обращение. Между производством и отгрузкой потребителям на подавляющем большинстве предприятий проходит какой-то срок: для пищевой промышленности в силу особенностей самой продукции он небольшой и исчисляется днями, реже - неделями, для продукции других отраслей "складской" период может оказаться существенно дольше. Если же учетная политика предприятия предусматривает признание выручки по оплате, тогда разрыв между производством и реализацией становится еще больше.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ реализации продукции предприятием» з дисципліни «Аналіз господарської діяльності підприємства»