Корректировка региональной программы природопользования в процессе ее реализации
Успех реализации природоохранной программы зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также от факторов развития производства на данной территории, научно-технического прогресса, развития потребностей общества в отношении окружающей природной среды и др. Поскольку от руководства программой во многом зависят возможности ее реализации, управленческий персонал обязан уметь выявлять существенные для программы факторы во внешней среде, которые предопределяют соответствующие управленческие решения, позволяют предугадывать дальнейшее развитие факторов внешней среды и их воздействие на природоохранную программу. Факторы внешней среды можно разделить на две подгруппы: • факторы среды прямого (непосредственного) воздействия; • факторы среды косвенного воздействия.
Факторы внешней среды
Факторы среды прямого воздействия Факторы среды косвенного воздействия
Население Состояние экономики
Конкуренты Социально-культурные факторы
Законы ч государственные органы Политические факторы
Общественное движение Научно-технический прогресс
Поставщики трудовых ресурсов, материала, капитала Международные события
Рис. 15.1. Классификация факторов внешней среды
Классификация факторов внешней среды приведена на рис. 15.1. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на реализацию программных мероприятий и испытывают на себе их непосредственное влияние. Факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямого немедленного воздействия на реализацию программных мероприятий, но влияют на них в будущем или через цепочку других факторов. Рассмотрим группы этих факторов более подробно. • Поставщики. Обычно подразделяют поставщиков материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Зависимость между сетью поставщиков и руководством программы (дирекцией программы) — пример непосредственного влияния среды на реализацию программных мероприятий. Получение ресурсов из других стран (финансовых средств из зарубежных фондов, природоохранных технологий, аппаратов, рабочих) в ряде случаев может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества. В то же время это таит в себе опасность подвижности среды, колебания обменных курсов, политической нестабильности, эмбарго и т.д. Кроме того, это может лишить собственных предпринимателей и научно-исследовательские коллективы возможности развития, возможности получения дополнительных рабочих мест для населения страны. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах и в нужные сроки приводит к серьезным потерям: остановке или задержке, а в ряде случаев и к отказу от реализации мероприятий. Накопление больших запасов невозможно и невыгодно, так как большие запасы требуют помещения для хранения, а также связывают денежные средства. Поставщики капитала — банки, государственные программы, акционеры, частные лица и т.д. Поставщики квалифицированных кадров — профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии), а также различного рода системы повышения квалификации кадров. • Законы и государственные органы. Различного рода законы и государственные органы оказывают регулирующее воздействие на использование природных ресурсов, а также создание и реализацию природоохранных программ. В настоящее время Правительство РФ уделяет серьезное внимание федеральным программам, направленным на сохранение и реабилитацию окружающей природной среды. Ряд постановлений регламентирует создание таких программ. • Население. Реакция населения на загрязнение природной среды может оказывать существенное воздействие на создание и реализацию природоохранных программ. Зачастую население отказывается от борьбы с загрязнителями природной среды, но его "пассивные" действия подталкивают администрацию города или области к решению природоохранных вопросов. Например, усиление миграционных процессов или массовые миграции из экологически опасного региона чреваты серьезными экономическими последствиями и не остаются незамеченными и без ответа со стороны органов управления (администрации). Во многих случаях достаточно социологического опроса, чтобы выявить и предупредить складывающуюся тенденцию. • Конкуренты. В идеализированной рыночной экономике — это фактор, который заставляет предприятие действовать так же эффективно, как предприятия-конкуренты. Объектом конкурентной борьбы может быть снижение нагрузки на природную среду. Однако для этого необходимы соответствующие экономические рычаги — налоги и налоговые льготы, торговля лицензиями на выброс вредных веществ и др. • Общественное движение. Влияние различных природоохранных общественных движений и фондов становится все ощутимее. Такие общественные объединения, как "Зеленые", охватывают людей различных профессий, которые могут проводить исследования причин и источников загрязнения, активизировать освещение проблемы экологии в органах массовой информации, что оказывает существенное влияние на процесс создания и реализации природоохранных программ. • Научно-технический прогресс. Технологические природоохранные нововведения могут появиться в процессе реализации программы, поскольку одни мероприятия устаревают и с целью повышения эффективности программы их следует заменять более прогрессивными. Очевидно, что при реализации мероприятий, базирующихся на научно-технических достижениях, высоких технологиях, наукоемком производстве, необходимо быстро реагировать на новые разработки. • Состояние экономики. Руководство программы должно оценивать перспективы влияния общих изменений в экономике на процесс реализации природоохранной программы. Состояние мировой экономики влияет на стоимость, всех вводимых ресурсов и предоставление финансовых ресурсов из различных источников. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых ресурсов и проведение с рабочими переговоров о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Руководству программы также выгодно сделать заем, поскольку при наступлении срока выплаты платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. В случае прогнозирования спада руководство программы может предпочесть освобождение от запасов готовой продукции, сокращения части работников и т.д. Состояние экономики сказывается и на реальных доходах населения, что немедленно отзывается и на их отношении к проблеме улучшения окружающей природной среды. • Социально-культурные мероприятия. Для каждого региона страны характерна определенная социокультурная среда, в которой есть определенные установки, жизненные ценности, традиции, религия. Например, есть существенные отличия американского населения от населения стран Европы, которым присущи глубокие корни и традиции. Русская культурная традиция, основанная на православии, предполагает гармонизацию человека и окружающей природной среды. Поэтому экологические идеи сочетаются с проблемой сохранения русского историко-архитектурного наследия и естественно воспринимаются коренным русским населением. Руководству программы необходимо непосредственно общаться с коренным русским населением, учитывать его специфические потребности и традиции, проводить финансирование образовательных учреждений, благотворительные акции, сбор пожертвований и средств на благоустройство. • Международные события. Прогнозирование международных событий может быть весьма полезно для руководства про граммы, поскольку позволит ему получить дополнительные финансовые средства от зарубежных инвесторов. • Политические факторы. Их взаимосвязь с международными очевидна, однако их надо рассматривать в контексте воз действия политики правительства собственной страны на природоохранную деятельность. Так, в процессе предвыборной борьбы кандидаты на посты депутатов в Государственную Думу, губернаторы и главы администрации уделяют большое внимание социальным проблемам, в том числе вопросам улучшения экологии. Эти популистские жесты можно использовать для активизации природоохранной деятельности — создания территориальных природоохранных программ, увеличения финансирования их реализации, получения новых технологий, налоговых льгот для предприятий-производителей природоохранной техники. Необходимо учитывать и различные политические меры давления одних стран на другие, например, расширение списка продукции и технологий, не подлежащих вывозу из США и ввозу в СССР, а в настоящее время и в Россию. Факторы внешней среды обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при их анализе и прогнозировании. 1. Взаимосвязанность факторов внешней среды. Краткое описание факторов внешней среды позволяет сделать вывод о том, что все факторы внешней среды взаимосвязаны между собой. Очевидно, что международные, экономические и политические факторы тесно переплетаются между собой. Очевидно, что политические силы, стоящие у власти в России, международная обстановка, состояние экономики нашей страны - взаимосвязанные факторы. 2. Сложность внешней среды. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые руководство программы должно реагировать, а также уровень изменчивости каждого фактора. Очевидно, что в более сложных условиях находятся те программные мероприятия, которые основываются на разнообразных технологиях, претерпевающих быстрые изменения. 3. Подвижность среды. Эта характеристика позволяет оценить скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Многие экономисты указывают, что внешнее окружение меняется с нарастающей скоростью. В то же время для природоохранных мероприятий различных отраслей промышленности можно указать разную подвижность внешней среды. Например, скорость изменения технологий в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационной промышленности, космической промышленности и т.д. Менее заметные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство пищевых консервов, производство тары. 4. Неопределенность внешней среды. Эта характеристика является функцией качества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также функцией достоверности этой информации. При снижении объема информации и ее достоверности возрастает неопределенность описания и анализа внешней среды. Зависимость от мнений иностранных экспертов (которые могут преследовать иные цели или основываться на несовместимых установках и постулатах), а также от аналитических материалов, особенно зарубежных, усугубляют неопределенность. Это, в свою очередь, снижает эффективность принимаемых природоохранных решений. Анализ внешней среды необходим для выработки определенной стратегии реализации природоохранной программы на базе повышения ее надежности. При этом необходимо учитывать как внешние благоприятные возможности, так и внешние опасности. Содержание внешней среды характеризуется теми существенными факторами (элементами), которые потенциально могут воздействовать на природоохранную программу. Следовательно, через оценивание этих факторов внешней среды возможно провести анализ внешней среды в целом. Поскольку хотя бы часть существенных футоров внешней среды испытывает на себе непосредственное воздействие природоохранной программы, то нельзя проводить анализ воздействия внешней среды на программу без учета влияния программы на указанные факторы внешней среды. При проведении анализа внешней среды природоохранной программы можно выделить следующие работы: • выявление факторов внешней среды; • оценка факторов внешней среды; • анализ значимых факторов внешней среды (оценка изменений: определение факторов, которые представляют угрозу для реализации целей программы; определение факторов, которые предоставляют благоприятные возможности для достижения целей программы). Перечисленные работы, как и весь процесс стратегического планирования, характеризуются комплексностью, сложностью и динамичностью. Глубина, точность и постоянность ведения каждой из этих работ могут обеспечить результативность анализа внешней среды природоохранной программы. Анализ внешней среды помогает руководству программы получить необходимую информацию для прогнозирования возможностей реализации программы; составления плана на случай непредвиденных обстоятельств (резервных планов); разработки системы раннего предупреждения возможных угроз для реализации программы; разработки стратегии, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Анализ внешней следы в процессе стратегического планирования позволяет определить: • фактическое состояние природоохранной программы; • желательное состояние природоохранной программы; • действия руководства для достижения желаемой цели. Конкретный перечень факторов, относимых к факторам прямого и косвенного воздействий, зависит от особенностей природоохранной программы и территории, на которой она реализуется. Достаточно полный перечень факторов приведен в табл. 15.1. Вполне вероятно, что в конкретной ситуации большая часть перечисленных в табл. 15.1 факторов не будет использована, а некоторые из приведенных факторов потребуют детализированного рассмотрения. В качестве основных показателей природоохранной программы следует воспользоваться такими, как эластичность и надежность. Под эластичностью понимается степень достижения конечных целей - предотвращения ущерба окружающей природной среде при изменениях условий его реализации, под надежностью природоохранной программы - вероятность выполнения программных мероприятий в запланированный срок с заданными затратами. Важнейшим способом управления надежностью и эластичностью программ является использование рыночных экономических рычагов и финансовое маневрирование. Повышению надежности природоохранных программ способствует также расчет резервных планов. Наряду с внешней средой на реализацию природоохранной программы оказывает влияние и изменение внутренних условий реализации.
Таблица 15.1 Факторы внешней среды Группа факторов Наименование Признак воздействия: непосредственного — 1 косвенного - 2 Экономические Инфляция и дефляция Рынок денежных средств Кредитная политика Налоговая полшика Уровень занятости Международный платежный баланс 2 2 2 2 2 2 Политические Текущее законодательство по регулированию природоохранной деятельности Состояние контроля за соблюдением законов Инвестиционная политика Политическая обстановка 2 2 2 2 Рыночные Рынок капитала Поставщики Посредники 1 1 1 Технологические Уровень технологий 2 Конкуренции Типы конкурентов Цели конкурентов 1 2 Международные Деятельность иностранных предпринимателей Международная экономическая деятельность Международная политическая ситуация 2 2 2 Социокультурные Отношение общества к природоохранной деятельности Демографические факторы Уровень культуры населения Уровень религиозного (православного) сознания Психологические особенности поведения потребителей 1 2 2 2
2 Природно Дефицит некоторых видов сырья Географические Энергообеспеченность Климатические особенности Экологическое состояние окружающей природной среды 2
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Корректировка региональной программы природопользования в процессе ее реализации» з дисципліни «Екологія і економіка природокористування»