Эффективность применения штрафных санкций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
Административный штраф является денежным взысканием и выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Как показывает практика, в современных условиях штрафные санкции, особенно при условии их применения к физическим лицам, являются, с одной стороны, весьма существенной и достаточно жесткой мерой наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды, с другой — своеобразным гарантом предотвращения повторения подобного правонарушения данным гражданином в будущем. В зависимости от вида правонарушения к гражданам могут применяться штрафные санкции в размерах от 1 до 25 МРОТ. В случае же с юридическими лицами ситуация применения штрафных санкций выглядит диаметрально противоположно. Учитывая достаточно небольшую величину МРОТ (в частности, в Краснодарском крае при начислении административного штрафа он составляет 100 руб.), предприятиям и организациям выгоднее периодически оплачивать незначительные по суммам штрафы, чем тратить значительные денежные средства на модернизацию существующего оборудования, внедрение новых экологичных технологий. В зависимости от вида правонарушения и причиненного вреда к юридическим лицам применяются штрафные санкции в размерах в среднем от 50 до 500 МРОТ. На протяжении нескольких последних лет в управленческих, научных кругах, а также представителями экологической общественности широко обсуждаются вопросы, касающиеся необходимости повышения размеров штрафных санкций с целью побуждения руководителей предприятий и организаций экологизировать свое производство. Существенные изменения в КоАП РФ вносит Федеральный закон от 09.05. 2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации». В частности, данным законом выделяется новая категория правонарушителей в области охраны окружающей среды — лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Если раньше данная категория рассматривалась в административном производстве равнозначной должностным лицам, то теперь наложение административного штрафа определено конкретно для ПБОЮЛ, хотя размеры штрафных санкций остались прежними (как и для должностных лиц). Так, наложение административного штрафа на ПБОЮЛ предусматривается следующими статьями главы 8 КоАП РФ: Статья 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами». Статья 8.3 «Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимиката- ми». Статья 8.6 «Порча земель». Статья 8.12 «Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов». Статья 8.13«Нарушение правил охраны водных объектов». Статья 8.14 «Нарушение правил водопользования». Статья 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха». Статья 8.31 «Нарушение требований к охране лесов». Статья 8.38 «Нарушение правил охраны рыбных запасов». Также в КоАП РФ внесено существенное дополнение в части установления порядка и сроков административного приостановления деятельности юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. Таким образом, внесенные изменения, хотя и не увеличили размеров штрафных санкций, но позволили расширить перечень административных взысканий, применяемых к юридическим лицам и ПБОЮЛ при совершении ими правонарушений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон от 09.05. 2005 № 45-ФЗ вступает в действие по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, что позволит привести в соответствие с ним нормативно-правовые акты субъектов РФ, в частности Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффективность применения штрафных санкций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»