ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти

Экологический аудит по экономическим показателям и экологическая отчетность
В настоящее время активно готовится нормативно-правовая база для развития экологического аудита в РФ. В рамках серии международных стандартов ISO 14000 требования к экологическому аудиту включены в еледую-
Ьтие стандарты: «ISO 14010-98. Руководящие указания по экологическому
аудиту. Общие принципы»; «ISO 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды»; «ISO 14012-98, Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии». |
В России нормативная база экологического аудита определяется Постановлением Госстандарта России от 21.10.98. № 378. Согласно этому постановлению, были приняты и введены в действие первые серии государственных стандартов в области экологического менеджмента и аудита на базе международных стандартов серии ISO 14000, а именно: ГОСТРИСО 14010-98; ГОСТ Р ИСО 14011-98; ГОСТ Р ИСО 14012-98. Принятие данной сери стандартов, согласованных с соответствующими международными требованиями, имеет существенное значение не только для охраны окружающей среды, но и для продвижения продукции российских предприятий на международные рынки и повышения их конкурентоспособности. Введение в действие данных международных стандартов означает применимость на территории России в полном объеме общепризнанных требований, принципов и процедурных особенностей экологического аудита.
Экологический аудит как форма проверки деятельности предприятий предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды», государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2284), приказом Минприроды от 21.11.95 № 469,Пположением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 168). Правовые предпосылки введения экологического аудита далее конкретизированы Приказами Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181; от 16.07.98 № 436; от 31.05.99 № 01-22/24-154.
Основные принципы экологического аудита по экономическим показателям на территории Российской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181. Они включают:
— объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
— профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого объекта хозяйственной деятельности;
— достоверность и полноту информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
— планирование работ по проведению экологического аудита; 1
— комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздену ствия на окружающую среду);
— конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
— ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.
Обобщенная процедура экологического аудита включает пять основных этапов:
1. Этап подготовительных работ (мотивация — заключение договора): определяют основные цели, задачи и объекты экологического аудита, бюджет и сроки реализации программы, заключение договора и формирование группы экологического аудита.
2. Планирование программы (предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных): прежде всего определяют задачи программы, например: анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению видимого воздействия на окружающую среду; анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по повышению контроля, организованности общего воздействия на окружающую среду; анализ ситуации, разработка рекомендаций по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) или по достижению конкретных нормативов (лимитов) определенных веществ; осуществляют реализацию следующих стадий: предварительный сбор, обобщение и организацию исходных данных по основной экологической документации предприятия; анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок; формирование собственной программы. Для формирования исходных данных экологического аудита могут использоваться
' следующие документы (обычно за последние 3-5 лет деятельности объекта аудита):
— экологический паспорт предприятия;
— тома ВДВ и ПДС;
— экологическая статистическая отчетность за несколько лет;
— справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
— акты Оч применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;
— данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;
— лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;
— территориальные экологические программы и планы;
— проекты районной планировки;
— производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки их фактического выполнения;
— справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства и готовой продукции;
— существующие технологические регламенты по эксплуатации средо-охранных технологий и оборудования;
— проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;
— существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы.
3. Основной этап (работа на объектах аудирования). На этом этапе проводятся: определение маршрутов и проведение обзорных туров на объекте аудирования; ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала; уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.
4. Заключительный этап (организация и представление материалов и программ). Данный этап включает: анализ и оценку полученных данных; разработку конкретных рекомендаций и предложений; предоставление данных и анализ возможностей их использования заказчиком и другими заинтересованными лицами.
5. Использование материалов экологического аудита включает следующие стадии: авторский надзор и консультирование использования материалов программы; участие в процедуре ОВОС плановых, предпроект-ных и проектных решений, разработанных на основе материалов экологического аудита; организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности; развитие образования (общего, специального, дополнительного профессионального).
На основе материалов экологического аудита предприятие формирует конкретные программы деятельности, включает предложения в планы текущих природоохранных мероприятий, использует при разработке технико-экономических обоснований и ОВОС.
Современное промышленное предприятие является сложным объектом, круг деятельности которого достаточно велик, поэтому необходимо на предварительном этапе определиться и заполнить аудиторский протокол по определению направлений в экологической деятельности предприятия, протокол по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия и протокол системы экологических приоритетов предприятия.
Собрав предварительные данные, выполняют последующие этапы аудиторской проверки. В практике экологического аудита применяется ряд специфических методов: методы анкетирования и интервьюирования; методы с использованием материальных балансов и технологических расчетов; методы на основе экспертных оценок; картографические методы; методы с использованием фото- и видеосъемки.
Основой экологического аудита по экономическим показателям является экологическая отчетность предприятий. Анализ и контроль полноты и эффективности природоохранной деятельности на предприятии, а также различными формами воздействия предприятия на окружающую среду невозможны без содержательного экологического учета. Экологический учет в общем случае включает в себя финансовый и управленческий учет, а также отчетность по экологическим показателям. Экологический учет как управленческий и информационный инструмент в современном виде сложился не сразу, и его формирование продолжается.
В России последовательно реализуется задача перехода к применению международных стандартов в системе учета и отчетности. Выполнение природоохранных мероприятий и учет соответствующих затрат в России осуществляются исходя из предписываемых требований при эксплуатации предприятий, а также консервации и ликвидации зданий сооружений, строений и иных объектов (требования установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.02).
С целью соблюдения установленных экологических нормативов и стандартов предприятиями природопользователями проводятся различные эко-логоохранные мероприятия. Эти мероприятия связаны с обеспечением надежной и эффективной работы имеющихся на предприятиях очистных сооружений, установок и средств экологического контроля, а также оборудования по обезвреживанию и утилизации отходов. Природоохранные мероприятия могут потребовать осуществления природоохранных инвестиций. В результате формируются информационные потоки, отражаемые далее в экологической, финансовой и других формах отчетности предприятия.
Согласованный объем информации о деятельности предприятий, который должен найти отражение в экологическом учете, формировался, принимая во внимание опыт и специфику ряда ведущих отраслей экономики. Также учитывались требования, предъявляемые в отношении открытости и полноты предоставления экологической информации. В настоящее время эта информация, как правило, охватывает следующие основные позиции:
1) целевые показатели, стандарты и результирующие мероприятия по основным направлениям;
2) важнейшие экологические аспекты деятельности предприятия, включая уровни выбросов (сбросов, размещения отходов и т.п.);
3) финансовые показатели и данные об имуществе предприятия (текущие расходы, капиталовложения, расходы на НИОКР, расходы на послеаварийные мероприятия, приобретение объектов природопользования и др.);
4) ответственность по экологическим авариям, включая судебные разбирательства по возмещению соответствующего ущерба;
5) информация, содержащаяся в приложениях (справках, примечаниях) к финансовым отчетам (счетам).
Обычно информация по 1-й и 2-й из перечисленных позиций объединяется под общим понятием собственно экологического учета, который еще называют статистическим учетом. В России в этой части имеется обязательная статистическая отчетность предприятия. Основными из документов статистической отчетности являются следующие формы: № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ООС и РИПР)»; № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах»; № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»; № «2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; № 2-ТП (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления».
Информация по позициям 3-5 находит отражение в финансовом управленческом учете (в России — в бухгалтерском учете).
Основные блоки экологической информации включают в себя следующие параметры: данные бухгалтерского учета (бухгалтерский баланс — форма № 1, отчет о прибылях и убытках— форма № 2, приложение к балансу —^ форма № 5 и другие приложения к ним, аудиторское заключение в случаях предусмотренных законодательством); данные экологического паспорта предприятия; документы первичного учета и статистической отчетности по охране окружающей среды; совокупность доведенных до предприятия нормативов сбросов, выбросов и размещения отходов; специальная документация по плате за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, а также по природоохранным инвестициям. Дадим некоторые пояснения.
Экологический паспорт предприятия. Структуру и назначение экологического паспорта определяет ГОСТ 17.0.0.04-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Данный документ обязывает предприятия (критических отраслей экономики) в документированном виде отчитываться в своей природоохранной деятельности перед государственными органами. Экологический паспорт содействует формированию эффективной производственной природоохранной политике и снижению негативного воздействия предприятия на окружающую среду. Являясь информационным документом, он включает в себя сведения: о комплексном воздействии предприятия на окружающую среду; об эффективности использования предприятием сырьевых, топливных, энергетических, водных, земельных и других ресурсов; об используемых технологиях; о балансе потребляемого сырья и объемов выпускаемой продукции.
В форме № 18-КС отражаются объемы инвестиций на ООС и РИПР, на строительство предприятий или установок по переработке, утилизации, захоронению отходов, на организацию заповедников и других природоохранных территорий. Здесь указываются экологические инвестиции из всех источников финансирования, а также с выделением отдельных источников финансирования.
Сведения по текущим затратам (форма № 4-ОС) включают расходы предприятий за счет собственных и заемных средств, а также из бюджетных источников, направляемые на: содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по восстановлению и сохранению качества окружающей природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду; на утилизацию, складирование и транспортировку отходов производства и потребления; на организацию контроля над выбросами (сбросами) вредных веществ в окружающую природную среду и за качественным состоянием природных сред; на научно-исследовательские работы и работы в области экологического образования кадров.
Отчет по форме № 2-ТП (воздух) включает следующие разделы: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация; выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Предоставление предприятиями отчетов о своей деятельности в органы государственной статистики в рамках данных форм федерального государственного статистического наблюдения осуществляется в соответствии с российским законодательством. Основой для заполнения форм государственного статистического наблюдения служат результаты первичного учета (например, форма ПОД-2 — учет выполнения природоохранных мероприятий, ПОД-3 — учет работы газо-пылеочистного оборудования и т.д.).
Экологические платежи (налоги) и платежи (налоги) за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятий исков в возмещение ущерба и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.
В российской практике в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли, входят следующие элементы, связанные непосредственно (или косвенно) с экологией и природопользованием:
— затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, оплаты за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем (в сумме фактических расходов);
— затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии или организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса;
— платежи (страховые взносы) по обязательным видам страхования и отчисления в страховые фонды (резервы);
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления.
Отметим, что согласно принятому в России порядку, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и за размещение в пределах установленных нормативов отходов осуществляется за счет себестоимости продукции, платежи за превышение соответствующих экологических нормативов — за счет прибыли.
В рамках учета затрат на производство могут быть выделены своеобразные опорные экологические позиции, например, затраты на подготовку и переподготовку кадров в области ООС, амортизационные отчисления на полное восстановление основных природоохранных производственных фондов, банковские проценты по экологическим кредитам, определенные экологически платежи, отчисления и сборы, специальные услуги на сторону, к примеру, по устранению отходов и т.д. Таким способом можно обеспечить необходимую детализацию в представлении отдельных видов затрат в целях увеличения прозрачности и облегчения управления связанных с экологическими аспектами операций. Например, такой вид, как затраты на устранение отходов, можно подразделить на затраты по устранению специальных (токсичных) отходов; по переработке отходов; на перевозку упаковочного материала; на повторное использование бумаги и картона; на транспортировку и арендную плату; за пользование местами для захоронения мусора. Раздельное отражение подобных затрат по видам в практике учета необходимо, поскольку экологические затраты должны быть четко определены по местам возникновения.
Места возникновения затрат представляют собой строго ограниченные сферы деятельности предприятия, чья работа и повлекла за собой их возникновение. Целесообразно различать следующие места возникновения затрат:
— места возникновения затрат, которые целиком «отвечают» за ООС на предприятии (например, участок по обработке сточных вод);
— места возникновения затрат, которые лишь частично можно отнести к ООС (например, контроль за качеством продукции и услуг);
— места возникновения затрат, которые первоначально были организованны не в целях ООС.
Затраты, связанные с ООС, можно непосредственно отнести на конкретную продукцию и проводить их раздельное отражение в том случае, если они содержатся в прямых затратах (например, на сырье и материалы или связанные с заказом специальные прямые затраты на изготовление и реализацию). Детальный учет затрат на природоохранные мероприятия по отдельным видам продукции требует распределения накладных (общих) расходов по местам возникновения затрат.
В рамках планирования экологические целевые показатели могут использоваться в качестве переменных. Проведение сравнительного анализа плановых и фактических показателей позволит выявить отклонения. Поэтому с помощью планирования и задания целевых показателей можно создать инструмент регулирования с экологической ориентацией путем достаточно точной дифференциации экологических данных. Дополнением к этому может послужить система показателей, например:
— доля затрат на охрану окружающей среды в общих затратах на производство продукции;
— соотношение природоохранных инвестиций и общего объема инвестиционных расходов;
— соотношение затрат на различные природоохранные мероприятия (например, на мероприятия по сокращению отходов, сточных вод, предотвращению выбросов веществ в атмосферный воздух).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экологический аудит по экономическим показателям и экологическая отчетность» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ложный путь изобретательства
Аудит фіксованого сільськогосподарського податку
Фонетична транскрипція
Неоінституційна теорія фінансування
Особливості фінансових інвестицій


Категорія: Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти | Додав: koljan (19.08.2012)
Переглядів: 1169 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП