Финансирование природоохранных мероприятий претерпело за последние годы существенные изменения. Длительное время система инвестиций в этой области базировалась на централизованных капитальных вложениях из бюджета страны. Кроме того, предприятия вкладывали и собственноые средства, в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они же несли текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов. Недостатки такой системы следующие. Во-первых, объем инвестиций, выделяемых из бюджета, всегда ограничен его возможностями. Во-вторых, природоохранные капитальные вложения обезличены, не корректируются ни с источниками загрязнения, ни с его масштабами. Принцип «загрязнитель платит» отсутствует, а следовательно, средства аккумулируются за счет всех налоговых поступлений предприятий (в том числе и не загрязняющих окружающую среду), а также населения. В-третьих, распределение государственных денег не свободно от субъективизма. Практика показывает, что получали не всегда те, кто нуждался в первую очередь, а те, кто сумел их «пробить». В-четвертых, поскольку централизованные инвестиции являются не своими заработанными средствами, для предприятий всегда существовал соблазн их нецелевого, нерационального использования. В настоящее время финансирование природоохранной деятельности осуществляется в следующих рамках. Наиболее обобщающим показателем в данной области является интегральный показатель затрат на охрану окружающей среды,, который отражает общую сумму расходов государства, предприятий, организаций, учреждений. Данные затраты, имеющие целевое или опосредованное природоохранное значение, включают капитальные вложения в охрану природы, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, затраты на их капитальный ремонт, а также расходы на содержание соответствующих государственных структур, особо охраняемых территорий и ведение лесного хозяйства. Природоохранная деятельность, направленная на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, сохранение и рациональное использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, имеет различные источники финансирования. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий производится за счет федерального, регионального и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций; федерального, регионального и местного экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. При этом экологические фонды могут быть подразделены на федеральный, представленный Федеральным экологическим фондом Российской Федерации; республиканские, краевые, областные и окружные экологические фонды субъектов РФ; местные, представленные городскими и районными экологическими фондами. За формирование, координацию расходования финансовых средств и контроль за их целевым исполнением отвечает Министерство природных ресурсов РФ (Ростехнадзор, Росприроднадзор), которое осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля и экспертизы. Экологические фонды играют исключительно важную роль в улучшении экологической обстановки в России. К природоохранным мероприятиям, финансирование которых в значительной степени определяется экологическими фондами, следует отнести экологическое образование и воспитание населения, создание средств аналитического контроля и системы экологического мониторинга. Средства экологических фондов расходуются на оздоровление окружающей природной среды, реализацию программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов. Значимость экологических фондов возрастает в связи с сокращением бюджетного финансирования природоохранных мероприятий. За счет привлечения средств экологических фондов поддерживается деятельность заповедников, территориальных природоохранных органов, лабораторий и инспекций, осуществляется строительство очистных сооружений и других природоохранных объектов. ' С введением нового Налогового кодекса РФ изменена форма осуществления платы за природопользование. Одновременно с этим с введением вместо платежей за загрязнение экологического налога предусмотрено упразднение экологических фондов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические фонды» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»