Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также в связи с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами в 2005 г. за счет средства бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов по осуществлению государственного экологического контроля за объектами хозяйственной или иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъектов РФ, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю). Порядок осуществления государственного экологического контроля, а также перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. Совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов запрещается. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. от 01.10.2003 г.) устанавливаются: 1) порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора). В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не чаще чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по государственному экологическому контролю может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации; 2) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора); 3) обязанности органов государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Помимо плановых, мероприятия по государственному экологическому контролю могут быть и внеплановыми — в случаях осуществления контроля за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю, получения информации и возможности причинения вреда окружающей среде и возникновения угрозы ее загрязнения, а также в результате обращения граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав на благоприятную окружающую среду и законных интересов. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органа, осуществляющего государственный экологический контроль. Продолжительность мероприятия по государственному экологическому контролю, как правило, составляет один месяц. В исключительных случаях допускается продление установленного срока, но не более чем на один месяц. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют установленные федеральным законодательством права и обязанности. Права государственных инспекторов в области охраны окружающей среды: — посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами, иными необходимыми для осуществления экологического контроля материалами; — проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; — проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; — проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; — предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; — приостанавливать хозяйственную или иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; — привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; — осуществлять иные полномочия в рамках действующего законодательства. Обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды: — предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; — разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; — соблюдать требования действующего законодательства. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственный экологический контроль» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»