Состояние окружающей среды и автотранспортного комплекса в России
В среднем на долю автомобильного транспорта приходится около 40 % выбросов вредных веществ в атмосферу, а в крупных городах эта цифра достигает 60-80 %. Основные загрязнители окружающей среды от автотранспорта: компоненты отработанных газов ДВС, взвешенные вещества, нефтепродукты, продукты истирания шин и тормозных колодок, компоненты противогололедных средств (натрий и хлор), тяжелые металлы, шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнения. Автотранспортный комплекс воздействует на все составляющие биосферы: атмосферу, водный бассейн, почву, растения, животные, человека. Для России проблема загрязнения окружающей среды усугубляется плохим техническим состоянием дорог и автотранспортных средств. Так, примерно две трети дорог имеют гравийное или щебеночное покрытие, а доля современных автомагистралей составляет всего 3-4 %, при этом их техническое состояние не соответствует мировому уровню. Транспортный комплекс Российской Федерации (автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды, а также стационарные объекты их обслуживания) является одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов, биоты. К тому же он имеет постоянную тенденцию к увеличению объемов и степени загрязнения. Так, в 1998 г. выбросы загрязняющих веществ транспортным комплексом по сравнению с 1997 г. увеличились на 1,4 % и составили 13,687 млн т. (табл. 5.16). Автомобильный транспорт сохраняет доминирующую роль в загрязнении атмосферы, и его доля в транспортных выбросах вредных веществ в 1998 г. выросла до 91 % (рис. 5.10). Это объясняется тем, что за истекший год в России автомобильный парк увеличился на 5,2 % и составил 23,7 млн ед. Таблица 5.16 Выбросы вредных веществ различными видами транспорта Вид перевозок Вид транспорта Удельный выброс загрязняющих веществ на единицу транспортной работы, г/пассаж, км, г/т км Процент транспортной работы в данном виде перевозок
—транспортный комплекс ~ш~ автомобильный транспорт; Рис. 5.10 Изменение выбросов загрязняющих веществ транспортным комплексом в целом, и автомобильным транспортом в частности подвижного состава: в том числе 18,8 млн легковых автомобилей, 4,26 млн грузовых автомобилей и 627 тыс. автобусов. С 1950 по 1980 г. количество автомобилей увеличилось в 5,4 раза, а всего за последние 50 лет — более чем в 12 раз и превысило число 630 мн. Ежегодно производится 40 млн автомобилей. В таких развитых странах, как Канада, Германия, Италия, Япония, Франция, Великобритания, на 1 000 жителей приходится 500-700 автомобилей, в США — 800 автомобилей, в России — 150. Сейчас на долю автомобильного транспорта в России приходится около половины всех грузоперевозок. При этом в общем грузообороте газотопливные автомобили составляют около 7 %, автоприцепы— около 19 %, а остальные транспортные средства — бензиновые и дизельнотопливные, на долю которых приходится ~ 30 %. В целом по России выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных средств за год (с 1997 по 1998 г.) увеличились на 4,2 % и составили 11,824 млн т. Принципиально важно заметить, что экологическая опасность автомобильного транспорта по-прежнему оценивается не в полной мере, так как с его выбросами в атмосферный воздух поступают не только оксиды углерода, углеводорода и оксиды азота (по которым государственными службами осуществляется инструментальный контроль), но и другие вещества, оказывающие на здоровье населения канцерогенное и высокотоксичиое воздействие — бензол, формальдегид, бенз(а)пирен, ацетальдегид, толуол, ксилолы, свинец и др. Достаточно отметить, что в 1998 г. в целом по России от автотранспорта в атмосферный воздух было выброшено 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 тыс. т бенз(а)пирена, 3,1 тыс. т соединений свинца и десятки тысяч тонн других вредных веществ. Кроме этого в условиях акустического дискомфорта, вызванного шумовой нагрузкой от транспортных потоков, проживает около 30 млн чел., из них 10-15 млн чел., проживающих на магистральных территориях, подвержены повышенному риску ухудшения здоровья. Среди антропогенных источников загрязнения на урбанизированы» территориях транспорт в городах России стал занимать второе место после промышленности, поскольку поставляет в природную среду огромные массы пыли, сажи, отработавших газов, масел, тяжелых металлов и сотен других веществ, значительная часть которых относится к токсикантам. Кроме того, существенное воздействие на экосистемы оказывают такие физические факторы, как шум, вибрации, электромагнитные поля и др., не всегда доступные прямому восприятию и поэтому часто игнорируемые во многих практических экологических исследованиях. Количество загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей зависит от его грузоподъемности, срока эксплуатации и режимных характеристик, регулировки и степени нагретости машины и двигателя. В табл. 5.17 и 5.18 приводятся значения выбросов основных вредных веществ при работе двигателя на холостом ходу и в режиме постоянной скорости [41]. Из-за низкого технического уровня значительная часть отечественных автомобилей, находящихся в эксплуатации, не соответствует требованиям государственных стандартов. В 1997 г. в более чем в 1 450 городах и районных центрах было установлено, что практически во всех субъектах Российс- Таблица 5.17 Выбросы вредных веществ при движении автомобилей на холостом ходу, г/км пробега Автомобиль Оксид угле- Непредельные Оксиды Твердые (двигатель) рода углеводороды азота частицы ВАЗ-1111 (бензиновый) 13,9 10,8 9,1 _ ВАЗ-21081 (бензиновый) 64,4 14,5 2,2 - ЗИЛ-130 (бензиновый) 332,0 38,0 1,8 - ЗИЛ-645 (дизельный) 57,0 9,6 23,4 2,8 КАМАЗ-7408 (дизельный) 127,0 57,0 38,0 1,4 Таблица 5.18 Выбросы вредных веществ при движении автомобилей с постоянной скоростью, г/км пробега Автомобиль ВАЗ-1Ш ГАЗ-5312 КАМАЗ-5320 Скорость, км/ч 10 120 10 80 10 78 Диоксид углерода 184 164 716 850 607 914 Оксид углерода 7,1 23,0 29,0 68,0 7,15 3,7 Оксиды азота 1,4 31,0 0,8 21,0 7,0 12,0 Диоксид серы 0,13 0,12 0,51 0,51 2,1 2,0 Непред, углеводороды 1,4 1,0 4,9 4,0 2,3 2,0 Твердые частицы - - - - 0,28 0,41 кой Федерации доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением действующих нормативов по токсичности и дымности, в среднем составляет 20-25 %, а в отдельных регионах 40 %. Выбросы токсичных веществ от автотранспорта в атмосферу только в России составляют 29-39 млн т в год. Причем выбросы мотоциклов и легковых автомобилей составляют 50 % от общей суммы выбросов, автобусы — 16 %, остальное приходится на грузовой вид автомобильного транспорта (табл. 5.19) [41]. Для сравнения: в США выбросы токсичных веществ от автотранспорта составляют более 46 млн т в год. Таблица 5.19 Выбросы токсикантов легковыми и грузовыми автотранспортными средствами, г/км пробега Транспортное средство Токсикант
Оксид углерода Непредельные углеводороды Оксиды азота Сажа ' «Ява» (мотоцикл) «Жигули» (легк. а/м) «Волга» (легк. а/м) УА3451 (автобус) Икарус (автобус) КамАЗ (грузовой а/м) 8,20 23,90 25,70 26,10 2,40 2.98 6,70 1,90 . 1,60 2,00 0,38 0,49 0,10 1,35 1,40 1,00 2,90 2,70 0,43 0,52 Наибольшего уровня автомобилизации в настоящее время достигли Московская, Ленинградская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Воронежская, Челябинская, Иркутская и Кемеровская области, Краснодарский край, республики Башкорстан и Татарстан. В этих регионах сосредоточено 48,8 % всего парка автомобилей России, из них 13,7 % — в Москве и Московской области. Современный транспорт — особый источник воздействия на окружающую среду потому, что он связан с дорогами, которые являются линейными инженерными сооружениями. Все автодороги разделяются: а) по назначению: городские; промышленные; сельские; б) по масштабности: общегосударственного значения; районного значения; местного значения; в) по типу покрытия: асфальтовые; гравийные; щебеночные; грунтовые. Таким образом, на экосистемы обычно воздействует тандем: автомобильный транспорт — автомобильная дорога. Площадь территории России — 17075 тыс. км2. На июнь 1996 г. общая протяженность автомобильных дорог составляла 540 тыс. км, 2/3 из них — автодороги с твердым покрытием (табл. 5.20), а 12 % дорог общественного пользования имеют грунтовое покрытие. Из дорог, обладающих твердым покрытием, более 1/3 имеют недолговечное щебеночное или гравийное покрытие. Удельная протяженность автодорог в России на 1 000 км2 территории в 5-30 раз ниже, чем в других странах. По плотности путей сообщения (км/1000 км2) Россия втрое уступает Украине, в 5 раз Эстонии, в 6 раз Латвии, а развитым странам Европы — почти в 30 раз. К тому же в России доля современных автомагистралей ничтожно мала (3-4 %), а их техническое состояние не соответствует мировому уровню, 9. Основы нриродопольз.: экологии..... Таблица 5.20 Характеристика плотности сети автомобильных дорог Область Протяженность сети дорог с твердым покрытием, км Площадь территории на 1 км дорог с твердым покрытием, км"
на01.01.90 на01.01.95 на 01.01.90 на01.01.95 Московская 12046 14463 3,96 3,07 Тверская 9231 13492 9,11 6,23 Смоленская 5304 8404 9,38 5,92 Тульская 4586 4915 5,60 5,22 Калужская 4344 4285 6,88 6,88 Рязанская 4834 5796 8,19 6,83 Владимирская 4394 4942 6,59 5,86 Ярославская 3769 6044 9,65 6,02 В среднем по региону 6036 7793 6,98 5,43 несмотря на то, что именно по ним осуществляется около 40 % всех перевозок в стране. Такое состояние дорожных условий снижает среднюю скорость движения по дороге до 30 км/час, тогда как в Европе эта цифра составляет 80 км/час, стоимость перевозок возрастает в 2,5-3 раза, срок службы автопокрышек сокращается на 15-30 %, а производительность автотранспорта падает более чем в 2 раза. При этом средняя дальность поездки на автомобиле в России в 2-3 раза больше, чем в других близких по площади странах, а средняя скорость движения в 2-3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При таком техническом состоянии дорожной сети удельный расход горючего на наших дорогах в 1,5 раза больше, чем в зарубежных странах, что приводит при меньшем количестве автомобилей к большему негативному воздействию транспортного загрязнения на окружающую среду. Проблема усугубляется тем, что часть крупных автомагистралей проходит через населенные пункты (табл. 5.21).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Состояние окружающей среды и автотранспортного комплекса в России» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»