Чрезвычайно напряженная экологическая обстановка, сложившаяся во многих регионах РФ, требует значительных затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. В промышленно развитых странах стабилизационные природоохранные затраты составляют около 2% от ВНП, капитальные вложения экологического назначения составляют 4-7% от общего объема инвестиций. Деятельность, направленная на предотвращение и ликвидацию загрязнения, сохранение и рациональное использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, имеет различные источники финансирования. Финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий может производиться за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств природопользователей, экологических фондов всех уровней, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. Финансовые возможности бюджетов РФ всех уровней находятся в прямой зависимости от доходных источников природоохранного назначения - налогов и платежей за природные ресурсы для каждого уровня бюджета. Кроме того, природоохранная деятельность регионов может инвестироваться за счет дотаций, субвенций и субсидий бюджетов вышестоящего уровня. Налоговое законодательство не предусматривает поресурсный учет изымаемых платежей и целевое их использование на восстановление природных ресурсов. В связи с изложенным, а также из-за недооценки ресурсовосстановления в последние годы происходит сокращение бюджетного финансирования природоохранных мероприятий. Государственное бюджетное финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, строительство крупных природоохранных сооружений, создание системы особо охраняемых природных территорий. Во многих странах в последнее время наблюдается рост государственных расходов на ООС в структуре национальных бюджетов, затраты государства в общей сумме затрат являются преобладающими и растут более быстрыми темпами, чем частные. В соответствии с перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2005 г., финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. № 131-р с последующими уточнениями, на природоохранные мероприятия капитального характера предусмотрено 4 860,691 млн. руб. Указанные средства были направлены на строительство 226 объектов, из них на 88 переходящих объектов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы на обеспечение ООС охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований. В 1990-е годы государственное бюджетное финансирование было резко сокращено, а в отдельные годы (1993) практически не предусматривалось.
Специальным источником финансирования природоохранных мероприятий являются средства системы экологических фондов. Основными задачами фондов являются финансирование и кредитование экологических программ и планов. Основным (до 70%) источником формирования фондов является плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за выбросы ЗВ, размещение отходов). Доля доходов фондов от исков и штрафов за экологические правонарушения невелика и составляет с среднем 4-6%. В структуре природоохранных затрат средства фондов составляют около---%. Средства фондов направляются на реализацию федеральных и региональных целевых экологических программ, мероприятия по охране компонентов окружающей среды, биоразнообразия, экологическое образование, обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий и т.п. Внебюджетное финансирование включает финансирование за счет собственных средств природопользователей, различных фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов физических и юридических лиц. Финансирование за счет собственных средств природопользователей, исходя из принципа «загрязнитель платит» является основным. Согласно закону природопользователи обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения и компенсации их последствий в полном объеме. Так, по данным Росстата, в 2005 г. предприятиями и организациями всех форм собственности израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 58 737,8 млн. руб., что на 25,4% больше, чем в 2004 г. В структуре природоохранных инвестиций 78,3% составляют затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха. Необходимо отметить, что в 2005 г. произошло увеличение указанных затрат на охрану и рациональное использование (воспроизводство) земель. Основной объем природоохранных инвестиций (млн. руб.) распределился следующим образом: в охрану водных ресурсов – 26 143,1; в охрану атмосферного воздуха – 19 839,1; в охрану и рациональное использование земель – 9 205,5; в охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов – 183,0; в охрану и рациональное использование лесных ресурсов – 83,2; в охрану и воспроизводство рыбных запасов – 246,8; в охрану и воспроизводство диких зверей, птиц – 4,6; в организацию заповедников и других особо охраняемых природных территорий – 44,1; в строительство установок для утилизации и переработки отходов производства – 614,9. Широко распространенным механизмом регулирования природопользования является субсидирование природоохранной деятельности. Субсидии – различные формы финансовой помощи, стимулирующие предприятия – источники воздействий на окружающую среду для его уменьшения. Существует несколько форм субсидий: гранты, ссуды, льготные кредиты, налоговые льготы. Гранты – не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемая предприятию при наличии его обязательства принять в конкретные сроки меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Наиболее значительные инвестиции в форме грантов в нашей стране выделялись по проектам ТАСИС (европейское сообщество), Агентства международного развития (США) Глобального экологического фонда, Фонда Евразии. Так, начиная с 90-х годов ХХ в. природоохранные проблемы Байкальского региона разрабатывались в рамках 40 международных проектов общим объемом около 20 млн. долл.США. Ссуды предоставляются государством, экологическими фондами на установку очистного оборудования, утилизацию отходов, выплату процентов по льготным кредитам для реализации природоохранных мероприятий. Субсидии, направляются на разработку и внедрение энергосберегающих и малоотходных технологий, на покрытие части инвестиций экологической направленности, на исследовательскую деятельность по предотвращению загрязнения окружающей среды. Одним из эффективных экономических механизмов регулирования природопользования является льготное кредитование предприятий, осуществляющих мероприятия по ООС. Важным источником достижения природоохранных целей с помощью экономического стимулирования для природопользователей независимо от форм собственности могут стать льготные краткосрочные и долгосрочные банковские кредиты. Привлечение банковских кредитов на условиях возвратности и платности способствует повышению эффективности использования средств и сокращению сроков проведения природоохранных мероприятий. Кроме того, высвободившиеся бюджетные средства за минусом налоговой льготы банку, кредитующему природоохранные мероприятия, могут быть использованы для финансирования других мероприятий. Система льготного кредитования банками эффективных природоохранных мероприятий должна стимулировать деятельность предприятий области охраны окружающей природной среды (за счет первоочередности льготных условий) при полной компенсации средств, затраченных банкам на выдачу кредитов под пониженный процент. Компенсация потерь банку при выдаче льготных кредитов может осуществляться предоставлением коммерческим банкам налоговых льгот (уменьшение налогооблагаемой базы прибыли банка, снижение ставки налога на прибыль, освобождение от некоторых видов налогов) или выдачей государственных дотаций как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет средств экологических фондов с учетом индекса инфляции. Из внешних источников финансирования природоохранной деятельности можно отметить средства Глобального экологического фонда, а также заем Всемирного банка реконструкции в сумме 110 млн. $ США на финансирование Проекта по управлению окружающей средой РФ, соглашение о котором подписано в феврале 1995 г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Финансирование природоохранной деятельности» з дисципліни «Економіка природокористування»