Одним из основных элементов экономического механизма природопользования в соответствии со ст. 20 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991) является взимание платы за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия. Целевым назначением платы за загрязнение природной среды является частичное возмещение наносимого этим загрязнением экономического ущерба. В более широком плане плата за загрязнение окружающей среды является частью платежей за негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. К таим воздействиям согласно законодательству РФ относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В настоящее время в России принцип «загрязнитель платит» реализуется в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за загрязнение), и ее правовая основа закреплена в 1991 г. Законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Плата за загрязнение призвана выполнять две функции: во-первых, стимулировать предприятия сокращать уровни негативного воздействия и, во-вторых, являться источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства. Из всего многообразия видов негативного воздействия на окружающую среду сегодня охвачены платой выбросы, сбросы загрязняющих веществ соответственно в атмосферный воздух и водные объекты и размещение отходов. Начало введения платы за загрязнение относится к 1990 г., когда был проведен эксперимент, охвативший 29 административных территорий страны. И уже начиная с 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» плата за загрязнение была введена в качестве обязательного инструмента хозяйственного механизма. Этот этап сыграл важную роль. И природопользователи, и природоохранные органы по-новому взглянули на ситуацию с загрязнением окружающей среды, на систему своих взаимоотношений, в которой появился новый связующий элемент. В частности, стали разрабатываться и утверждаться нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (3В) и размещения отходов, начал формироваться механизм системы экологических фондов и др. В результате был накоплен определенный опыт, который использовался при реализации вышеуказанного закона. Современный порядок исчисления и взимания платы за загрязнение был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В его развитие были подготовлены и утверждены нормативные документы, в том числе «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы» (утв. 27.11.92 Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России), «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (утв. 26.01.93 Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Правовая основа и функции платы» з дисципліни «Економіка природокористування»