Система целей политики на рынке труда имеет разветвленный иерархический характер. Обобщая множество целей, можно сказать, что основной цель (цель первого уровня) — повышение занятости и сокращение безработицы. В качестве целей второго уровня правомерно рассматривать решение конкретных проблем спроса и предложения труда, заработной платы, структуры занятости, профессиональной структуры подготовки кадров, эффективности функционирования институтов и инфраструктуры рынка труда и ряд других. Сокращение безработицы как главная цель политики на рынке труда затрагивает интересы миллионов людей и одновременно способствует решению общегосударственных макроэкономических задач. Данная цель соответствует двум подходам в социально-экономической политике, которые формулируются как «человек-цель» и «человек-средство». По направлению «человекцель» сокращение безработицы способствует оздоровлению со80
циально-психологического климата в обществе. По направлению «человек-средство» решение данной задачи ведет к повышению численности функционирующих трудовых ресурсов страны. Необходимость сокращения безработицы исходит из перечня отрицательных экономических и социальных последствий: недопроизводства ВВП, недобора налогов, понижающего влияния на доходы населения и совокупный спрос, дисквалификации и социально-психологической деградации безработных, негативного влияния безработицы на криминальную сферу, динамику самоубийств, распространение пьянства, наркомании и т. д. Почему не формулируется цель полного преодоления безработицы? Какая-то часть населения всегда находится в поиске новой или дополнительной работы. Человек, потерявший или добровольно оставивший рабочее место, даже в благоприятной ситуации при большом выборе вакансий должен потратить определенное время, прежде чем заключит новый трудовой договор и выйдет на новую работу. В экономической теории такое состояние называется «фрикционной безработицей». В этот период человек может быть определен статистиками как безработный и имеет право зарегистрироваться в качестве безработного в службе занятости. Поэтому небольшая безработица существует всегда и представляет собой естественное явление для экономики («естественный уровень безработицы»). Возможные пределы сокращения — естественный уровень безработицы, который представляет собой понятие скорее концептуальное, чем расчетное. В литературе его оценивают в диапазоне от 2–3 до 4–6%. Можно поставить для России цель снижения безработицы до 2–3%. При численности экономически активного населения в 75 млн человек это означает сокращение общей численности безработных (по критериям МОТ) до 1,5–2,5 млн человек. Как показали приведенные выше прогнозы, это достижимо в ближайшие несколько лет. Распределение подцелей поставленной цели по периодам может быть в предварительном порядке представлено следующим образом: 1. На период текущего управления (3–5 лет) — модернизация институтов рынка труда, смягчение возможных последствий вступления в ВТО, снижение безработицы по сравнению с ны81
нешним уровнем, решение сопряженных с главной целью, в том числе структурных, проблем рынка труда. 2. На период 5–7 лет и более — снижение общей безработицы (по критериям МОТ) до 2–3%, обеспечение устойчивого функционирования институтов рынка труда. 3. На период 20 лет и более — смягчение возможного влияния на занятость и безработицу новых вызовов, которых можно ожидать со стороны циклических процессов в экономике, исчерпания природных ресурсов и природно-климатических изменений, изменений в сферах демографии, миграции, международной, внутренней политической и социальной ситуации. Обеспечение перехода к новым видам экономической активности человека, отличным от современных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система целей политики на рынке труда» з дисципліни «Ринок праці»