40-е годы нашего столетия характеризуются постепенным распространением кейнсианской системы (Д. Кейнс, X. Хансен и Э. Хансен, П. Самуэльсон и др.). Кейнс и его последователи в поисках выхода из трудностей Великой депрессии 30-х годов, вновь обратились к макроэкономической теории. Объект анализа был перенесен с деятельности фирм на изменение агрегатных величин. В центр их анализа, вместо денег и цен, были поставлены доход и занятость. В отличие от своих предшественников – сторонников рыночной экономики и невмешательства в нее государства – Кейнс доказал, что в современных ему условиях не действует закон Сэя, согласно которому любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости. Сущность кейнсианской теории состоит в признании возможности «равновесия в условиях безработицы», в показе того, что в конкурентной экономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость. В этой теории содержится продуманная критика внутренних восстановительных сил рыночного механизма и обоснование перехода к активному государственному регулированию экономики, гораздо более многообразному, чем традиционные меры политики «доступного кредита» и прогрессивного налогообложения. Государственное регулирование включало также широкие бюджетные расходы, которые увеличивали совокупный спрос. Выплаты по социальному страхованию (введение пособия по безработице и др.) тоже повышали спрос. Все это существенно изменило распределение денежных доходов. До Кейнса считалось, что сбережения населения, как важный элемент их доходов, уравниваются с инвестициями подвижной процентной ставкой. Кейнсианство исходит из иной идеи, согласно которой уравнивание сбережений и инвестиций происходит скорее благодаря колебаниям уровня производства или дохода, чем вследствие изменения уровня процента. Чтобы достигнуть экономического равновесия при полной занятости, необходимо обеспечить определенный уровень дохода (зарплаты, ренты, процента, прибыли). Кейнс доказал, что для этого недостаточно частных инвестиций, необходимы также государственные инвестиции, которые через выведенное им правило мультипликатора, приводят к увеличению общего объема производства, росту доходов и занятости. Сбережения в большей мере реагируют на изменение дохода, чем на колебания процентной ставки, а инвестиции, напротив, в большей степени реагируют на колебания процентной ставки, нежели дохода. Если инвестиции слабы, то и уровень дохода вследствие действия мультипликатора низок, а при низком уровне дохода сбережения также малы. Кроме того, высокий уровень дохода порождает высокий уровень сбережения, а процентная ставка должна в этом случае снизиться, чтобы стимулировать планируемые инвестиции эквивалентного размера. Кейнс исходил из предположения о негибкости (в сторону понижения) заработной платы на том основании, что рабочие подвержены «денежной иллюзии»: они не захотят работать при пониженной денежной зарплате, но будут работать при более низкой реальной заработной плате, вызванной ростом цен. Он был сторонником умеренной инфляции. Одним из намерений Кейнса было опровержение мнения, согласно которому снижение заработной платы, если оно возможно, может увеличить эффективный спрос. Он исходил из того, что спрос на труд и уровень занятости определяется реальной, а не денежной зарплатой; снижение денежной зарплаты всегда сопровождается эквивалентным снижением реальной зарплаты и падением совокупного спроса. Кейнс был убежден в том, что гораздо важнее относительный уровень денежной зарплаты, чем абсолютный, что наиболее разумная политика состоит, в конечном счете, в поддержании устойчивого общего уровня денежной заработной платы. Таким образом, кейнсианство подошло к признанию потребности в осуществлении государством общего руководства экономикой, направленного на регулирование производства и занятости и перераспределение доходов. Кейнсианская политика управления спросом способствовала повышению эффективности регулирования экономики и рынка труда. Однако ее эволюция привела к тому, что вместо увеличения или сокращения государственных расходов в зависимости от изменений потребности экономики эти расходы были установлены на высоком уровне.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кейнсианство о распределении доходов» з дисципліни «Ринок праці та доходи населення»