Финансовое обеспечение социальной защиты экономически активного населения
Вполне очевидно, что решение задач социальной защиты экономически активного населения требует больших финансовых средств, которые нельзя минимизировать. В наших условиях величина затрат на социальную помощь должна определяться уровнем развития экономики и состоянием рынка труда. Организатором социальной защиты населения выступает государство. Однако это не означает, что все мероприятия должны осуществляться только за его счет. В условиях рыночной экономики источники финансирования могут и должны быть разнообразными. Мировой опыт показывает, что средства на социальную защиту в масштабах государства формируются не только за его счет, но и за счет работодателей, работников и из других источников (табл. VIII. 1).
Данные табл. VIII. 1 убедительно свидетельствуют о многообразии источников формирования фондов социальной защиты, среди которых доля государства составляет не более 1/4. Важным источником средств этих фондов является сам работник. Он страхует себя от непредвиденных обстоятельств. Существенен и вклад работодателей. Особо надо отметить так называемые прочие источники. Это прежде всего благотворительные фонды, которые весьма широко распространены в капиталистическом обществе. Благотворительность в большом масштабе существовала и в довореволюционной России. В наших условиях она пока имеет спонтанный характер. Можно привести массу примеров благотворительной деятельности банков, финансово-промышленных групп, отдельных лиц. Однако систематического характера благотворительность в нашем государстве не имеет. В годы советской власти она была вообще запрещена. Нужно время для ее возрождения, формирования соответствующего климата, настроя общества и т.д. И здесь достаточно важна роль государства. Оно должно создать условия, стимулы к благотворительности. Однако до сих пор лишь 3% прибыли, направленной на благотворительность, освобождаются от налогообложения. Нуждается в уточнении и само понятие благотворительность. Сегодня частное пожертвование физического лица, учреждения, организации какому-либо человеку, семье, физическому лицу выступает как доход этого лица. И, следовательно, он должен платить налоги с этой суммы. Подобное положение, в лучшем случае, сдерживает развитие благотворительности, в худшем – вынуждает людей, не имеющих денег на лечение, протезирование и т.п., становиться нищими. Бюджетные ассигнования, как уже говорилось, – не единственный источник финансирования мероприятий по социальной защите. В развитых странах для этих целей широко используют средства частно-предпринимательского сектора. Многие концерны и фирмы создают собственные фонды социальной защиты трудящихся. Они позволяют решать социальные и производственные проблемы. Этот опыт изучен нами пока еще очень мало. Фонды социальной защиты на предприятиях многоцелевые. Они создаются для оказания помощи безработным, предоставления возможности своим работникам преждевременного выхода на пенсию, дополнительных пенсионных выплат. Эти фонды используются для содействия работникам в улучшении жилищных условий, приобретения нового жилья, его обустройства, выплат пособий (пенсий) по инвалидности или в связи с профзаболеванием. Создаются фонды и для организации на предприятиях бытовых служб и оказания различных услуг своим работникам. Фонды социальной защиты предприятий формируются либо на односторонней основе, т.е. за счет прибыли предприятия, либо на двухсторонней – прибыль предприятий, взносы профсоюзов, либо на трехсторонней – прибыль предприятий, взносы профсоюзов и самих работников. Последний вариант наиболее целесообразен. Все взносы в фонд возмездные, т.е. все участники в конечном счете получают обратно свои взносы. Наиболее важным и интересным здесь является процедура возмещения взносов предприятий. Для этих целей имеются два пути. Первый – это включение таких затрат в цену продукции и услуг. Однако в этом случае предприятие может стать неконкурентоспособным. Более распространен другой путь. Свободные денежные средства фонда социальной защиты используются фирмой-организатором в хозяйственном обороте. И, таким образом, создание таких фондов становится выгодным для предпринимателей, но не теряют при этом и наемные работники. В выигрыше оказываются все. Необходимость создания подобных фондов в нашей стране очевидна. Для этого необходимо проработать и сформировать пакет законов, определяющих деятельность этих фондов. Вместе с тем, отмечая возможность привлечения к формированию фондов социальной защиты денежных средств населения, нельзя не видеть трудности реализации такого предложения. Они заключаются в низком уровне доходов населения. Одно дело, когда работник получает в год несколько десятков тысяч долларов, когда черта бедности – годовой доход в 16 тыс. долларов, и другое – когда многие семьи получают в среднем не более 1 тыс. долларов в год. И, соответственно этому, дополнительное увеличение отчислений в различные фонды, скажем с 10 до 15%, будет по разному воспринято населением. Чем меньше абсолютная величина дохода, тем «дороже» каждый его рубль. И, следовательно, решение задачи увеличения привлечения денежных средств населения к формированию фондов социальной защиты станет реальностью только в случае роста денежных доходов населения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Финансовое обеспечение социальной защиты экономически активного населения» з дисципліни «Ринок праці та доходи населення»