Занятость населения на современном этапе нашего развития претерпевает кардинальные изменения. Это, прежде всего, предопределено формированием многоукладной экономики как основы становления рыночных отношений, рынка труда. В этих условиях хозяйствования, когда возникает конкуренция за рабочее место, безработица, главным направлением помощи населению является создание новых рабочих мест. Оно определяется прежде всего инвестиционной политикой государства: стимулировать капиталовложения для создания новых рабочих мест в государственном и частно-предпринимательском секторе экономики, в том числе в малом бизнесе, самозанятости, которые, как известно, обеспечивают наибольшее число рабочих мест. Особое внимание должно быть уделено лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой. Сегодняшняя деятельность государства мало стимулирует государственные и частно-предпринимательские структуры к инвестиционной деятельности – их объемы систематически сокращаются. За 1994–1997 гг. инвестиции в основной капитал сократились более чем в 4 раза. Государство не создало необходимых условий для привлечения иностранных капиталов, вовлечения в производство денежных сбережений населения. По экспертным оценкам, у населения страны в настоящее время хранится 80–85 млрд. наличных долларов, кроме тех, которые лежат на частных счетах в банках*. ________________________ * АИФ, № 10, 1999. С. 7.
Практически забыты и внеинвестиционные средства расширения занятости. Для этих целей надо стимулировать предприятия там, где это возможно, к увеличению коэффициента сменности работ. Этому же могло бы способствовать и сдерживание в ближайшие годы оттока населения из села. Объем капиталовложений неразрывно связан с инновационными процессами. Сегодня народное хозяйство, исключая немногие отрасли, не имеет достаточных внутренних стимулов к инновационным капиталовложениям. Наиболее эффективной мерой, стимулирующей предприятия к инновациям могло бы стать изменение амортизационной политики, переход к ускоренной амортизации. Однако сегодня лишь субъектам малого предпринимательства предоставлено право в первый год использования основных средств, у которых срок эксплуатации более трех лет, списывать в форме износа 50% их первоначальной стоимости. Большое значение в реализации инвестиционных проектов, увеличении объемов производства, как важнейшего средства прироста численности занятых, имеет финансово-кредитная политика государства. Налоговая, кредитная система, практика предоставления субсидий, дотаций, льгот – все это в очень большой степени может стимулировать экономическое развитие, делать выгодным или невыгодным увеличение объемов производства, открытие новых рабочих мест, развитие предпринимательства или, наоборот, сдерживание его. Сложившаяся практика взимания налогов такова, что чем больше предприятие производит продукции, тем пропорционально больше платит налогов. Это не стимулирует увеличение объемов производства, открытие новых рабочих мест. Предприниматели не заинтересованы и в долгосрочном инвестировании. Ставки налогов и процентная ставка кредита толкает их в основном в торгово-посредническую деятельность, где оборот денежных средств осуществляется значительно быстрее. Однако эти отрасли менее трудоемки, чем, скажем, промышленность, поэтому занятость в частном предпринимательском секторе растет не столь быстро, как хотелось бы. Процесс увеличения численности занятых в этой сфере экономики происходит главным образом за счет преобразования государственных предприятий в акционерные компании, товарищества и т.д. Причины этого кроются и в несоответствии законов современным условиям хозяйствования. Прежде всего, оно проявляется в правилах регистрации новых частных предпринимательских структур. Эту процедуру необходимо упростить. Государственные органы не должны мешать человеку заниматься тем или иным легальным видом предпринимательства. Он решает этот вопрос сам и извещает об этом государство. Заполнив соответствующие формы заявки и заплатив установленный регистрационный сбор, который должен быть не особенно велик, каждый гражданин республики имеет право открыть расчетный счет и начать свою деятельность. Весьма существенным аспектом, защиты экономически активного населения выступает проблема занятости в военно-промышленном комплексе. Он представляет собой ядро индустриального потенциала России. Именно в этой связи прежде всего необходимо его сохранение. Решающую роль здесь должно играть государство. Однако пока кардинальных изменений не произошло. Важную роль в решении этих проблем может сыграть использование внебюджетных источников средств. Прежде всего, средств самих предприятий, коммерческих банков при условии государственных гарантий. Источником средств может стать и приватизация этих предприятий, разумное привлечение иностранных инвесторов. Решение этих вопросов будет иметь принципиальное значение для обеспечения занятости населения страны и, следовательно, социальной защиты экономически активного населения. Деятельность государства в области обеспечения занятости пока недостаточна. Напряженность на рынке труда систематически возрастает. Именно об этом свидетельствуют данные о соотношении численности зарегистрированных безработных и вакантных рабочих мест. Заявленная потребность в работниках в органы государственной службы занятости к концу 1993 г. составляла 352 тыс. человек и была в 3 раза ниже предложения рабочей силы; в 1997 г. потребность составляла 3694 тыс. человек и была в 6,8 раз ниже предложения рабочей силы. Вместе с тем, при анализе ситуации надо, конечно, иметь в виду, что предприятия не всегда представляют в государственные органы занятости населения полную информацию о численности вакантных рабочих мест.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная защита права на труд» з дисципліни «Ринок праці та доходи населення»