Если сотрудник фирмы в ответ на ваши сомнения, опасения, недоуме ния и вопросы налегает на такие выражения как «Не волнуйтесь, наша фирма давно работает и ни разу не получала претензий» или «Мы по строили уже сто двадцать восемь домов, но еще никто не задавал нам такие вопросы» или «Да что вы так из за этого переживаете? Посмотри те лучше на образцы нашей работы!» или «Ну раз уж мы даже олигар ху Ивану Ивановичу угодили, то какие у вас могут остаться сомнения?», если ваш собеседник говорит что то подобное, значит, дело плохо. И никакой реестр надежных строительных организаций не в силах до казать обратное. Да, допустим, никто не задавал этой фирме подобных вопросов, и даже Ивану Ивановичу в конце концов угодили — но ведь неизвестно же, какой ценой для Ивана Ивановича — и речь не толь ко о деньгах, но и времени, о душевном комфорте Ивана Ивановича во время выполнения работ. Ну что на все это можно сказать? Лохи прут… Но это не вы. Напротив, квалифицированный сотрудник профессиональной компании отвечает на все ваши вопросы по существу. Он не уходит от них, ссылаясь на добрую репутацию своей фирмы или высокую оценку, полученную от Ивана Ивановича. Он понимает, что вы не Иван Иванович и вам совершенно безразлично, сколько домов было пост роено до вас и сопровождалось ли их строительство претензиями со стороны других заказчиков. Если вы спрашиваете его о качестве, сро ках и претензиях, он и отвечает вам, каким образом вы сможете ре гулировать именно эти вопросы. Потому что он уверен в своих силах, уверен в своей компании. Кстати, конкретизированные гарантии для заказчика — это часть маркетинговой политики хорошей фирмы, не зависимо от той отрасли, в которой она работает. За счет этого она, собственно, и привлекает клиентов. Если вы попали в хорошую фир му, то вы сразу же почувствуете, что вам даются вполне определенные гарантии и рычаги управления. Сторонитесь сердитых строителей При беседе не должно возникать сколь нибудь значительных трудно стей взаимопонимания. Если сотрудник компании не может или не умеет найти к вам подход — значит, вам с ней не по пути. Даже если
509
Дом
он был прав, а вы каким то образом неправы. Однако если вы были доброжелательны, но требовательны и не получили ответов на свои вопросы — значит, сотрудник компании не на своем месте. И компания тоже не на своем месте. Может ли в хорошей фирме работать плохой менеджер? Едва ли. То есть, конечно, может, но недолго, поскольку будет быстро уволен. И наоборот, хорошие менеджеры тоже почти никогда не встречаются в плохих компаниях. Им там нечего делать. Их выживают или они сами увольняются со скуки. И не забудьте, что сотрудники строительной компании должны еще и понравиться вам. Существует много классных специалистов, которые всегда обеспечивают положительный результат. Но не все они доста точно коммуникабельны и не со всеми из них вы совпадаете в каких то важных жизненных принципах. Одним словом, вы можете встретиться с теми, с кем вам будет трудно общаться — при том, что их квалифика ция окажется на высоком уровне. Не будем забывать, что бизнес (да, впрочем, и сама жизнь!) — это умение ладить с людьми. Попробуйте в этом случае поискать кого то еще. Все таки теплые человеческие кон такты играют большую роль в любом деле, а тем более в таком, как постройка нового дома. Ведь вы наверняка не хотите, чтобы ваши от ношения со строителями были чисто формальными. Да и получиться по настоящему хороший дом может только в том случае, если строите ли и заказчик симпатичны друг другу. Так уж устроен человек. Учтите и то, что ваши отношения со строителями могут продол жаться и после завершения работ. И речь тут не только о новоселье и дружбе (хотя что может быть лучше такого исхода?), но и о впол не прагматической вещи. А именно, после постройки дома лучше все го возложить заботы по его обслуживанию на ту компанию, которая его, собственно, и построила. Она знает все детали и к тому же несет ответственность за возможные неполадки. Фактически, некоторые строительные компании становятся частным ЖЭКом для владельца дома. Это, разумеется, не означает, что за новопостроенным домом требуется неотступный контроль — вовсе нет, но периодические ре визии весьма полезны, они позволяют вылечить какую либо «болезнь» в ее начале. Если такие контакты сохраняются годами, то они служат хорошим показателем для новых клиентов. Узнайте, есть ли такая форма сотрудничества в той компании, которую вы собираетесь вы 510
Дом руками профессионалов
брать. Если нет, спросите, по каким причинам (ведь это выгодный бизнес).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ссылка на босса сама по себе плоха» з дисципліни «Будинок: Практичні рекомендації з будівництва та купівлі власного житла»