Региональные программы с использованием ресурсов региональных и местных бюджетов
Основа этих программ — активная роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в решении вопросов привлечения средств граждан в строительную сферу и использования ресурсов региональных и местных бюджетов. Среди администраций ряда городов получила распространение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жи лищного строительства (г. Саров, Нижегородская область). Фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в отношении закрытых администра тивно-территориальных образований — и федеральных налогов), финансируют строительство жилья. Это жилье продается тем граж данам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, недос тающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а час тично — получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50 — 60% стоимости нового, 20 — 25% — собст венные средства гражданина, на оставшиеся 15 — 30% стоимости по купаемого жилья предоставляется рассрочка. При этом каждый вло женный фондом в сферу жилищного строительства рубль кредита привлекает превосходящие в несколько раз средства населения. Результаты этих программ определяются бюджетными возможно стями регионов, объемами жилищного строительства, а также плате жеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья. В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитова ния населения по кредитной ставке, намного ниже рыночной, через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных про центных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов, в связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на регио нальные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными. ПРИЛОЖЕНИЯ 315 В ряде регионов России (Белгородская область, Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно-финансовый механизм. В Республике Башкортостан заем щики получают кредит (заем) в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом, платежеспособность заемщика в об щепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат креди та (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме — в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии про даемся по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кре дитования. Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соот ветствия размеру кредитных ресурсов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Региональные программы с использованием ресурсов региональных и местных бюджетов» з дисципліни «Іпотека. Кредит. Коментар житлового законодавства»