Система жилищного финансирования в России: историческая справка
Система жилищного финансирования в дореформенный период соответствовала проводимой жилищной политике и заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строи тельства государственного жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. В 1987 году доля государственных капитальных вложений в жилищ ное строительство составляла более 80%, а средства населения — лишь 14,6% (включая средства индивидуальных застройщиков и чле нов жилищно-строительных кооперативов). К началу экономических реформ в России отсутствовал рыноч ный механизм, предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной проблемы. Свободный рынок жилья практи чески отсутствовал, долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме финансирования жилья и пре доставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищ но-строительным и жилищным кооперативам на строительство ново го, а не на покупку готового жилья. Например, за период реформ 1990—1998 гг. в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых до мов по формам собственности и источникам финансирования. Значи тельно увеличилась доля частного сектора, в то же время государст во перестало быть основным участником на этом рынке. В общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья доля, приходящаяся на предприятия и организации, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, сократилась с 80 до 20%, в том числе доля предприятий федеральной собственности уменьшилась до 9%. При этом непосредственно за счет средств федерального бюджета в 1998 году было построено всего 1,3 млн кв. метров общей площади жилых домов, что составило 4,2% от общего объема вводимого жилья. ИПОТЕКА. КРЕДИТ. 70 КОММЕНТАРИЙ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Главным позитивным итогом реформ стал существенный рост доли жилья, возводимого за счет средств индивидуальных застройщиков, которая увеличилась примерно в 3 раза за период с конца 1990 года, по 1998 год и достигла 39,4% общего годового объема вводимого в эксплуатацию жилья. Сформировался и быстро развивается рынок жилья. В результа те проводимой политики бесплатной приватизации жилья и снятия ограничений на количество и размер жилых помещений, находящих ся в собственности населения, изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. В настоящее время 57% всего жи лищного фонда в России находится в частной собственности. По оценкам, в крупных городах России ежегодно в сделки купли-про дажи вовлекается 1,5 — 2% квартир, находящихся в частной собст венности. Сокращающиеся бюджетные ассигнования на строительство при вели к значительному снижению объема бесплатно предоставляемого очередникам жилья'. В условиях недостаточного платежеспособного спроса большей части населения на вновь построенное жилье, а так же отсутствия кредитов на строительство и приобретение готового жилья произошло сокращение объемов жилищного строительства. В результате созданный в первые годы реформ рынок жилья оказал ся не обеспечен необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство. В условиях резкого сокращения бюджетных расхо дов в жилищном секторе государство сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных категорий и групп населения, ко торые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные про блемы. Основная же часть населения, имеющая относительно ста бильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии этого сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных кредитов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система жилищного финансирования в России: историческая справка» з дисципліни «Іпотека. Кредит. Коментар житлового законодавства»