ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Нерухомість та іпотека » Оцінка вартості нерухомості

Основные методические документы, применяемые для стоимостной оценки экологического вреда
Оценка ущерба, причиненного земле регламентируется Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден Роскомземом 10.11.93 и Минприроды Рос сии 18.11.93). Оценка ущерба, вызываемого деградацией почв и зе мель, регламентируется Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель (утверждена Роскомземом и Минприроды России 11 июля 1994 г.). Данные документы построены на применении нормативного ме тода. Размер ущерба связывается с законодательно установленными нормативами затрат на освоение новых земель взамен изымаемых сель скохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Норма тивы дифференцируются посредством жестко установленных коэф фициентов в зависимости от местоположения объекта оценки, сте пени нарушения и ряда других факторов. Как показывает опыт работ, из за применения необоснованной величины поправочного коэффициента результаты оценки, проводимой по данной техноло гии, обычно бывают сильно завышены. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель хими ческими веществами Порядок устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими ве ществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распростра няется на любые земли независимо от их местоположения и форм собственности. Размеры ущерба от загрязнения земель химическими веществами определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты размеры ущерба от загрязнения земель рассчиты ваются по следующей формуле: П = ∑ Нс Ч S(i) Ч Кв Ч Ка(i) Ч Кз(i) Ч Кг ,
i=1 n

631

где: П — размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или не сколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.); Нс — норматив стоимости сельскохозяйственных земель (тыс. руб./га), стоимость земель городов и населенных пунктов опре деляется органами Роскомзема и утверждается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Кв — коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель; Si — площадь земель, загрязненных химическим веществом i го вида (га); Ка(i) — коэффициент пересчета в зависимости от степени загряз нения земель химическим веществом i го вида. Кз(i) — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i го экономического района; Кг — коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязне ния земель. Все коэффициенты приведены в самом Порядке. Кроме того, данным Порядком в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедни ков, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, эколого курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции рекомендуется увеличивать коэффициенты экологической ситу ации и экологической значимости — не более чем в 2 раза, а в горо дах и населенных пунктах — не более чем в 1,5 раза. Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяются по формуле: П = ∑ Нn(i) Ч М(i) Ч Kз(i) Ч 25 ЧKв ,
i=1 n

где: П — то же, что и в предыдущей формуле; Нп(i) — норматив платы за захламление земель 1 тонной (куб. м) отходов i го вида (руб.), определяемый согласно табл. 10. Класс опас ности токсичных отходов определяется согласно «Временному клас сификатору токсичных промышленных отходов и Методическим указаниям по определению класса опасности токсичных промыш ленных отходов; М(i) — масса (объем) отхода i го вида (т, куб. м); Кз(i) — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i го экономического района согласно табл. 6; 632

25 — повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами несанкционированных свалок; Кв — то же, что и в предыдущей формуле. Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель Методика предназначена для использования органами системы Минприроды России и Роскомзема при определении размеров ущерба от деградации почв и земель всех категорий основного целе вого назначения. В соответствии с данной Методикой ущерб, вызванный деграда цией почв и земель, рассчитывается по формуле: Ущ = Нс Ч S Ч Кэ Ч Кс Ч Кп + Дх Ч S Ч Кв, где: Ущ — размер ущерба от деградации почв и земель; Нс — норма тив затрат на освоение новых земель взамен изымаемых сельскохо зяйственных стоимости, определяемый согласно; Дх — годовой до ход с единицы площади; S — площадь деградированных почв и зе мель; Кэ — коэффициент экологической ситуации территории; Кв — коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по вос становлению деградированных почв и земель; Кс — коэффициент пересчета в зависимости от изменения степени деградации почв и зе мель; Кп — коэффициент для особо охраняемых территорий. Оценка ущерба, связанного с повреждением растительных ресурсов Оценка ущерба, связанного с повреждением растительных ресур сов, в основном сводится к оценке ущерба от лесных пожаров и на рушения различных лесохозяйственных требований в лесном фонде. Оценка ущерба, причиняемого лесными пожарами, основывается на стоимости древесного запаса. При этом в расчетах используются действующие региональные ставки лесных податей, дифференциро ванные по утвержденным лесотаксационным и экономическим ха рактеристикам. В качестве исходных параметров при определении ущерба применяются такие показатели, как корневой запас древеси ны, преобладающая порода, категория крупности, расстояние вы возки древесины и действующая в лесхозе ставка лесных податей за деловую древесину, отпускаемую на корню. Соответственно, сто имость потерянной древесины определяется путем умножения сред ней ставки одного обезличенного кубометра корневого запаса древе сины преобладающей породы на количество сгоревшей древесины. Применение нормативного способа оценки приводит к тому, что 633

расчетные значения ущерба далеко не всегда хотя бы приблизитель но соответствуют его фактической величине. Неустойки, как оценочная единица, применяются в случаях опре деления ответственности за нарушение некоторых видов лесохозяй ственных требований при осуществлении лесопользования. По свое му экономическому содержанию они являются штрафной санкцией за ущерб, причиненный лесному хозяйству. Размер неустоек регла ментируется двумя документами федерального уровня, и устанавли вается в единицах кратных ставкам лесных податей или таксовой стоимости конкретных лесных пород за исключением некоторых случаев, связанных с невыполнением требований по сносу построек, рекультивацией земель и невыполнением лесовосстановительных мероприятий. Вид нарушения, за которое подлежит выплата неус тойки, может быть не связан с уничтожением или гибелью древосто ев. Например, в случаях уничтожения верхнего плодородного слоя почвы в лесах при проведении заготовки и трелевки древесины уста навливается неустойка в 0,12 ставки лесных податей за 1 куб. метр древесины главной породы за каждый квадратный метр площади, на которой содран или уничтожен верхний плодородный слой почвы. Кроме неустоек, при оценке ущерба, причиненного уничтожени ем или повреждением лесных экосистем в случаях нарушения лесно го законодательства, органами лесного хозяйства применяются так сы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лес ному хозяйству. Эти же таксы применяются органами охраны природы при повреждении растительности в аварийных случаях и случаях нарушения природоохранного законодательства. Использо вание лесных такс для оценки экологического ущерба обусловлено отсутствием утвержденных методических документов по оценке вре да, причиняемого лесной и иной растительности. Фактически это означает использование нормативного подхода, приводящего к по лучению необъективных стоимостных показателей. Показатели, используемые для оценки ущерба, вызываемого неза конным уничтожением и добычей отдельных экземпляров животных и растений, обычно привязаны к фиксированной величине минималь ного размера оплаты труда. Они устанавливаются на федеральном уровне в виде такс за незаконное добывание и уничтожение объектов животного и растительного мира. Такая процедура оценки объектов животного и растительного мира, с одной стороны, значительно об легчает использование административных мер воздействия на нару шителей природоохранного законодательства, но, с другой стороны, 634

приводит к невозможности получения объективных значений ущер ба в случаях, когда необходимо рассчитать его реальную величину. Например, расчет компенсационных платежей в возмещение ущер ба, вызываемого уничтожением среды обитания животных (за иск лючением водных), проводимый по действующим таксам, приводит к получению крайне низких значений. Оценка ущерба от загрязнения поверхностных водных объектов и воздушного бассейна проводится посредством применения повы шающего коэффициента к установленным в законодательном по рядке ставкам платы за загрязнение природной среды. Ущерб счита ется причиненным в случае превышения установленных лимитов сбросов и выбросов вредных веществ и рассчитывается исходя из 5 кратного увеличения базовой ставки платы за загрязнение в пределах лимитов. Основным документом, устанавливающим возможность применения ставок платы за загрязнение окружающей среды, и в первую очередь за сбросы вредных веществ в водные объекты и за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу являются Инструктив но методические указания по взиманию платы за загрязнение окру жающей природной среды (утверждены Минприроды России 24.03.93 № 190). Ставки платы установлены постановлением Прави тельства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632. «Об утвержде нии Порядка определения платы и ее предельных размеров за загряз нение окружающей природной сред, размещение отходов, другие ви ды вредного воздействия». Данные документы до настоящего времени повсеместно приме нялись для оценки ущерба, причиненного не только водным объек там и атмосферному воздуху, но и ущерба от загрязнения земель неф тью. Такое размещение рассматривалось как несанкционированное размещение отходов. Пример расчета ущерба от загрязнения водного объекта нефтью в составе сточных вод, произведенный согласно Инструктивно методиче ским указаниям Произошел несанкционированный сброс нефтепродуктов в со ставе сточных вод. Концентрация нефтепродуктов в сточных водах составляет 15 мг/л. Масса сброшенных нефтепродуктов составляет 0,35 тонн. Расчет размера ущерба производится по формуле: Псл.вод = 5 Ч Сл.вод (Мвод — Мл.вод) Ч Кинд, 635

где: Псл.вод — плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.); Сл.вод — плата за сброс 1 т загрязняющего вещества в пределах ус тановленного лимита (руб.); Мвод — фактическая масса сброса (т); Мл.вод — масса сброса загрязняющего вещества в пределах уста новленного лимита (т); 5 — повышающий коэффициент за сверхлимитный сброс загряз няющих веществ; К инд — коэффициент индексации цен; Концентрация нефтепродуктов в воде водоема должна не превы шать 0,005 мг/л, значит Мл.вод = 0, так как данный сброс несанкци онирован и лимиты на сброс нефтепродукты предприятию не уста новлены. Сл.вод = Нбл.вод Ч Кэ.вод, где: Нбл.вод — базовый норматив платы за сброс 1 т загрязнений; Нбл.вод = 4,4 руб. согласно таблицы 2 документа «Базовые норма тивы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю щую природную среду и размещение отходов»,утвержденных Минп рироды России от 27.11.92 г]. Кэ.вод — коэффициент экологической ситуации водного объекта (Кэ.вод = 1,16 – 1,41 для Москвы и Московской области); 111 — коэффициент индексации. Сл.вод = 4,4 Ч 1,41 = 6,2 руб./т Сумма ущерба составит: П = 5 Ч 6,2 Ч 0,35 Ч 111 = 1205 руб. Однако в настоящее время из за правовой коллизии, отменяю щей базовые ставки платы за загрязнение окружающей среды, воп росы исчисления ущерба данным средам остаются неурегулирован ными. Методики оценки ущерба, причиняемого по рыбохозяйственным водоемам и рыбным ресурсам Оценка ущерба, причиняемого рыбохозяйственным водоемам и рыбным ресурсам, является в настоящее время наиболее хорошо раз работанной в методическом и законодательном плане процедурой. Она регламентируется целой серией утвержденных методических до кументов. Величина ущерба оценивается в размере: 636

а) прямых потерь продукции; б) потерь кормовых организмов; в) затрат на очистку водоема от загрязняющих веществ; г) затрат на компенсацию потерь промысловой продукции водо ема (восстановление продуктивности) в виде строительства новых и расширения или реконструкции действующих рыбохозяйственных объектов для восстановления живых ресурсов, потерянных в резуль тате загрязнения водоема. Потери продукции определяются в размере рыночной стоимости погибшей рыбы, а также убытков, вызванных потерей ее потомства за весь возможный период существования. Потери кормовых орга низмов определяются стоимостью продукции, которая могла бы быть получена при их сохранении путем пересчета массы кормовых организмов в товарную продукцию (количество рыбы, существова ние, которой они обеспечивают). Оценка убытков, по сути дела, является определением капитали зированной стоимости погибшего рыбного стада (популяции), рас считанной по показателю потенциального дохода, который может быть получен от его эксплуатации. Оценка затрат на очистку водоема и восстановление его продуктивности является производной от за тратного метода. Здесь также налицо применение оценочного прин ципа, зафиксированного 15 статьей ГК. Применение данных методик позволяет получать наиболее коррект ные стоимостные оценки именно рыбных ресурсов, хотя отдельные ме тодические неточности в применение тех или иных показателей и фор мул иногда приводят к завышенным результатам, что несколько снижа ет практическую ценность утвержденных методических документов. Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод содержит рекомендации по исчислению размера ущерба, причи ненного окружающей природной среде и природопользователям в результате экологических правонарушений, аварий на предприяти ях, транспорте и других объектах, приведших к загрязнению питье вых и минеральных подземных вод, а также других типов подземных вод (технических, теплоэнергетических, промышленных), если за грязнение последних приводит к загрязнению других компонентов окружающей природной среды (почва, поверхностные воды суши и морские воды, флора и фауна). 637

В методике предлагается рассчитывать общий ущерб как суммар ное стоимостное выражение всей совокупности затрат, ущерба под земным водам и другим компонентам окружающей среды и убытков, вызванных экологическим правонарушением. К таким затратам и ущербам предлагается относить: ! затраты на изучение объекта загрязнения подземных вод, про гноз дальнейшего развития этого процесса и выработку реше ния по ликвидации загрязнения или компенсации его послед ствий; ! ущерб подземным водам как полезному ископаемому, исполь зование которого в связи с загрязнением должно быть ограни чено или невозможно; ! убытки, которые несут недропользователи, эксплуатирующие подземные воды, в связи с их загрязнением, включая упущен ную выгоду; ! ущерб другим компонентам окружающей природной среды (почва, поверхностные воды суши и морские воды, флора и фа уна) в связи с загрязнением подземных вод, затрудняющим или делающим невозможным использование этих компонентов по заданному назначению; ! убытки природопользователей в связи с ограничением исполь зования других компонентов окружающей природной среды из за загрязнения подземных вод. Величина ущерба подземным водам как полезному ископаемому складывается из ущерба, который понесет собственник ресурсов (го сударство) в связи с уменьшением (прекращением) платы за пользо вание недрами, и затрат, связанных с проведением мероприятий по санации очага загрязнения в случае необходимости. Эта методика довольно полно описывает современные процеду ры и технологии экономической оценки ущерба, возникающего при различных случаях загрязнения подземных вод, что делает возмож ным ее применение при оценке прошлого экологического ущерба. Основные положения Методики оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы1. Основной посылкой для расчета размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением зелени на территории города, явля
1

Методик утверждена Распоряжением Мэра Москвы от 14 мая 1999 г. № 490 РМ.

638

ется отнесение городских зеленых насаждений к основным фондам, по аналогии с многолетними насаждениями в сельском хозяйстве (садами). Это дает возможность в качестве исходного оценочного показателя использовать показатель действительной восстанови тельной стоимости определенных видов зеленых насаждений, кото рый определяется затратами на искусственное воспроизводство де ревьев, кустарников, газонов или естественных растительных сооб ществ, равноценных или близких по своим параметрам к оцениваемым объектам. При этом в структуру затрат помимо еди новременных вложений, связанных непосредственно с посадкой, включаются все текущие затраты по уходу за зелеными насаждения ми на протяжении периода их жизни. Это достигается применением приема дисконтирования для приведения разновременных затрат к единому моменту времени. Для перехода от показателей восстано вительной стоимости наиболее типичных объектов зеленых насаж дений к показателям стоимости ущерба, возникающего при уничто жении конкретных деревьев в конкретных районах города, при мeняются поправочные коэффициенты, позволяющие учесть местоположение и экологическую значимость зеленых насаждений, влияние загрязненности среды на приживаемость и состояние рас тений, фактическую обеспеченность населения зелеными насажде ниями в различных административных округах города. Учет других аспектов ценности, например возраста деревьев, их видового и по родного состава, происходит автоматически при исчислении базо вого показателя восстановительной стоимости. Основные положения Методики оценки ущерба от уничтожения среды обитания объектов животного мира на территории Москвы1 В соответствии с данной методикой на территории города выде ляются определенные типы местообитаний наиболее характерных представителей городской фауны. Далее для каждого типа местооби таний определяется наиболее вероятная численность основных групп видов животных в различных районах города и дается их сум марная стоимостная оценка в расчете на единицу площади. При час тичном или полном разрушении местообитаний определенного типа размер ущерба определяется как разность между стоимостью исход ного местообитания и того местообитания, которое образовалось после негативного воздействия, согласно степени снижения стои
1

Методика утверждена Распоряжением Мэра Москвы от 17 июня 1999 г. № 624 РМ.

639

мости данного местообитания. В Москве выделены 8 типов место обитаний и утверждена их стоимостная оценка в минимальных раз мерах оплаты труда (МРОТ) в расчете на га и на 1 м2. Методика, применяемая в Москве, является частным случаем об щих методических подходов, которые можно использовать для оцен ки ущерба от уничтожения среды обитания объектов животного ми ра. При оценке ущерба, вызываемого уничтожением среды обитания объектов животного мира, нужно ориентироваться на принципы оп ределения размера убытков, установленные Гражданским кодексом РФ. В связи с тем, что основным видом применения данной методи ки являются не столько единичные случаи уничтожения животных, сколько случаи уничтожения их местообитаний, оценка должна про изводиться в расчете на единицу площади, что равнозначно оценке земельных участков, занятых определенным типом угодий с извест ной численностью тех или иных видов или групп видов животных. А это значит, что, как и в предыдущих случаях, речь идет об оценке объектов недвижимости (земельных участков), выполняющих спе цифические функции, через оценку естественной продуктивности определенной территории, выражаемой в численности объектов жи вотного мира. Согласно общим принципам оценки экологического ущерба убытки субъектов права на данные земельные участки должны скла дываться из реального ущерба или стоимости объектов животного мира, обитающих на данных территориях, и упущенной выгоды, рас считываемой по величине недополученного дохода. Наличие двух составных частей формулы предполагает классификацию объектов животного мира по отношению к их хозяйственному использова нию. Для объектов, вовлеченных в хозяйственный оборот, размер убытков целесообразно считать по формуле: стоимость объекта жи вотного мира (рыночная или восстановительная) + стоимость упу щенной выгоды от неполучения потенциального дохода в результате эксплуатации популяции, обитающей на оцениваемой территории (капитализированная стоимость разрешенного к добыче годового прироста эксплуатируемой популяции). Для объектов животного мира, не вовлеченных в хозяйственный оборот, используется усеченная формула расчета реального ущерба, без учета упущенной выгоды, которая в данном случае отсутствует. Для объектов животного мира, являющихся редкими и исчезаю щими, тоже возможно применение полной формулы. При этом в ка 640

честве базовых стоимостных показателей целесообразно использо вать рыночные цены, складывающиеся на рынке торговли зоологи ческими объектами, а в случае отсутствия таковых показатели стоимости, рассчитанные на основании затрат по искусственному разведению редких и исчезающих видов животных. Основные положения Методики исчисления размера ущерба, вызываемого загрязнением, захламлением и деградацией земель на территории г. Москвы1 Исчисление размера ущерба в стоимостном измерении от пере численных видов нарушений также проводится на основании прин ципов возмещения убытков, изложенных в Гражданском кодексе и Законе «Об охране окружающей среды», то есть с применением по казателей, определенных доходным и затратным методами. В част ности, при загрязнении и деградации земли ущерб рассчитывается в размере затрат по очистке или замене загрязненного грунта, включая стоимость приобретения нового растительного грунта, а также затрат по удалению и утилизации (размещению) загрязненного слоя почвы. При оценке ущерба от захламления земель к затратам на удаление мусора, которые представляют собой реальный ущерб, добавляются потери города от неэффективного использования территории в раз мере упущенной выгоды. Упущенная выгода рассчитывается по ставкам платы за аренду земельных участков. Пример расчета ущерба, причиненного захламлением земельного участка Исходные данные. В результате проверки установлено, что в течение месяца (30 дней) было произведено несанкционированное размещение стро ительных отходов объемом 900 м3 на территории 0,015 га. Масса отходов при их средней плотности 1,5 т/м3 составляет М= 900 м3 Ч 1,5 т/м3 =1350 т. Класс опасности отходов — 4. Ущерб определяется по формуле: У = ЗВ + СЗУ, где: У — общий размер ущерба; ЗВ — затраты на устранение захлам ления; СЗУ — упущенная выгода от нецелевого использования зе мельного участка (согласно методике — стоимость земельного участ ка за период вывода его из состояния отвечающего нормативным требованиям).
1

Методика утверждена распоряжением Мэра Москвы от 27 июля 1999 г. № 801 РМ.

641

ЗВ = М Ч Ттранс + М Ч Тзахор+ М Ч Нразм Ч Kинф , где: Ттранс — тариф на транспортировку, составляет 250 руб./т согласно расценкам МГУП «Промотходы», осуществляющим вывозку отхо дов на полигоны; Тзахор — тариф на захоронение отходов, составляет на дату оценки для строительных отходов (4 ый класс опасности) руб./т; в расчетах не учитывается; Нразм — ставка платы за размещение 1 тонны отходов ( плата за за грязнение окружающей среды), Нразм= 3,2 руб; Кинф — коэффициент инфляции; принимается равным 94 Ч 1,18 ≈ ≈ 111, где 94 — установленный Госкомэкологией России коэффици ент индексации базовых ставок платы за размещение отходов в год предшествующий году оценки; 1,18 — коэффициент индексации со гласно официальным данным об уровне инфляции в стране в связи с отсутствием коэффициент индексации базовых ставок платы в год оценки. Отсюда : ЗВ = 1350 тонн Ч 250 руб. +1350 тонн Ч 3,2 руб. Ч 111 = 816674 руб. СЗУ = S Ч Cб Ч T/ 365 Ч Кц Ч Ктокс , где: S — площадь земельного участка, равная 0,015 га; Cб — базовая ставка арендной платы за 1 га, равная 432 000 руб. в год; T — время захламления, 30 дней; Кц — коэффициент средоохранной и средовоспроизводящей цен ности земель для городской среды, равный 1,7; Ктокс — коэффициент, учитывающий степень токсичности отхо дов, равный 2. Отсюда: СЗУ = 0,015 га Ч 432 000 руб. в год Ч 30 дней / 365 Ч 1,7 Ч 2 = 1811 руб. У = ЗВ + СЗУ = 816 674 + 1811 = 818 485 руб. Таким образом, общая сумма ущерба оценивается в 818 млн руб лей. 642

Пример расчета оценки ущерба (вреда), причиненного аварийным разливом нефти по фактическим затратам на устранение загрязнения Произошел аварийный разлив нефти. Нефть вылилась в водный объект. Ущерб оценивается в размере затрат на мероприятия по лик видации загрязнения. Такими мероприятиями является сбор нефти с поверхности водного объекта и утилизация сорбирующего материала и собранной нефти. Работы проводятся в течение одной рабочей смены. Расчет затрат: 1. Оплата персонала — 2715 руб. 2. Оплата услуг связи — 800 руб. 3. Работа автотранспорта — одна машиносмена = 4500 руб. 4. Боны — 1875 руб. (10 часов) 5. Стоимость расходных материалов (сорбентов) — 9000 руб. 6. Стоимость жилетов — 3000 руб. 7. Аренда легкового а/м (10 часов) — 2500 руб. 8. Стоимость емкости — 2500 руб. 9. Работа нефтесборщика — 3600 руб. 10. Аренда катера — 3200 руб. 11. Ручной инструмент, спецодежда — 9000 руб. Итого затрат: 42690 руб. С прибылью (20%) — 51288 руб. С накладными расходами (11%) — 56873 руб. НДС (20%) — 68235 руб. При ликвидации загрязнения образуется 0,2 т нефти и как мини мум 2 т загрязненного сорбента. Затраты на утилизацию составят – 500 руб. за утилизацию нефти и 2500 руб х 2 = 5000 руб. за утилиза цию сорбентов. Итого затрат 68235 руб.+ 500 руб.+ 5000 руб.= 73735 руб. Общая сумма ущерба оценивается в 73,7 тыс.руб. Пример оценки социально экономических последствий намечаемой деятельности Предполагается на территории Ленинградской области в зеленой зоне Санкт Петербурга разместить промышленный объект 1 класса опасности. В рамках экологической экспертизы требуется оценить экономи ческие и социальные последствия намечаемой деятельности. При проведении экспертизы установлено, что основными соци ально экономическими угрозами размещения подобного объекта в пригородной рекреационной зоне второго по величине мегаполиса 643

страны (население Санкт Петербурга оставляет около 4,5 млн. чел.), значимыми по своим масштабам, являются: 1. Снижение потенциала экономического развития администра тивного района, на территории которого планируется разместить производство, и Ленинградской области вследствие снижения ин вестиционной привлекательности для приобретения жилой недви жимости и развития сферы туризма и отдыха. 2. Утрата или снижение рекреационного и природоохранного по тенциала Санкт Петербургского мегаполиса, из за размещения на территории лесопарковой зоны, промышленного объекта, не соот ветствующего целевому назначению земель данной категории, а так же планам развития данного региона. Это ослабит санитарно гиги енические функции зеленой зоны Санкт Петербурга. 3. Финансовые потери жителей и предпринимателей, бюджета Ленинградской области и местного муниципалитета из за возмож ного снижения стоимости недвижимости и земли в данном месте после создания производства из за снижения престижности данного района для приобретения жилья, дач, проведения досуга. 4. Дополнительные издержки людей, традиционно отдыхающих в данном районе и вынужденных отказаться от отдыха из за размеще ния объекта с выбросами токсичных веществ. 5. Увеличение загрязнение источников питьевого водоснабжения Санкт Петербурга при отсутствии альтернатив создания новых водо заборов, обеспечивающих чистой питьевой водой второй по величи не мегаполис страны. 6. Возникновение риска увеличения заболеваемости населения на территориях, подверженных загрязнению веществами, продуцируе мые размещаемым производством вследствие их распространения через воздух, воду, почвы. 7. Ухудшение состояния и возможная гибель близлежащей лес ной растительности, имеющей природоохранное, рекреационное и историко культурное значение, и как следствие, ослабление сани тарно гигиенических и рекреационных функций зеленой зоны Санкт Петербурга. 8. Снижение доходности сельскохозяйственного производства в результате снижения урожайности и потери стоимости сельскохо зяйственной продукции из за ее производства в районе с неблагоп риятными экологическими параметрами. Как видно из приведенного выше списка потенциальных угроз оценка ущерба по каждому пункту требует серьезных экономических 644

исследований. Ниже приводятся расчеты только прямых потерь, поддающихся измерению на основании имеющейся информации. Оценка потенциального экологического ущерба Прямые потери от ущерба, причиненного реализацией проекта, могут быть оценены в следующие суммы: 1. Потери от снижения рыночной стоимости садово дачных уча стков, оцениваемых по средней цене, установившейся в данном сек торе недвижимости в настоящее время. В качестве исходных данных принято: ! средняя стоимость садово дачного участка — $4000; ! количество участков в двух садово дачных товариществах, рас положенных в непосредственной близости от завода — не ме нее 200; $ 4000 Ч 200 уч. = $800 тыс. 2. Потери, связанные с предоставлением нового жилья, компен сацией стоимости старого и упущенной выгоды людям, проживаю щим в санитарно защитной зоне проектируемого завода по рыноч ным ценам (согласно действующему законодательству проживание людей в 1 километровой зоне вокруг объектов, отнесенных к 1 клас су опасности не разрешается и при строительстве подобного рода объектов требуется отселение людей). В качестве исходных данных принято: ! средняя стоимость квартир или домов — $20 тыс.; ! стоимость нового жилья — $40 тыс.; ! количество переселяемых семей — 108. $20 тыс. Ч 108 сем. + $40 тыс. Ч 108 сем. = $6480 тыс. В расчете не учтена стоимость плодовых и древесных насаждений. 3. Потери прямых доходов бюджета Ленобласти и района в виде налогов от туристической деятельности экспертно могут оценивать ся в 3 млн рублей или $100 тыс. ежегодно, исходя из данных о нало говых поступлений от указанных видов деятельности. При дискон тировании этой величины (преобразовании ежегодного дохода в аб солютную величину) по ставке 10% потери составят $100 тыс. : 0,1 = = $1000 тыс. 4. Потери потенциальных доходов туристического сектора эконо мики Санкт Петербургского региона могут быть оценены как непо лученные доходы от размещения отдыхающих на территории района в летний сезон (без доходов от сопутствующих отраслей). В качестве исходных данных принято: 645

! минимальная рекреационная емкость территории — 300 тыс. чел.; ! количество месяцев отдыха — 1 месяц; ! стоимость отдыха — $100 в месяц. 300 тыс. чел. Ч 1 месяц Ч $100 в месяц = $30 000 тыс. С учетом дисконтирования по ставке 10% общая величина потерь составит: $30 000 тыс. : 0,1 = $300 000 тыс. 5. Потери от причинения здоровью людей в результате выбросов вредных веществ в атмосферу в данном материале не оцениваются, но могут составлять значительные суммы. По данным исследования Всемирного банка, проведенного в России в 2001 2000 г. стоимость лечения заболеваний, вызванных экологическими причинами, в России колеблется от 71 до 450 тыс. руб. на человека. 6. Потери от снижения урожайности сельскохозяйственных куль тур на землях, принадлежащих коммерческим товаропроизводите лям могут составить не менее 960 руб./га. В качестве исходных дан ных принято: ! средняя урожайность зерновых — 30 ц/га; ! средняя закупочная цена 1 центнер зерна — 160 руб./ц; ! снижение урожайности — 20%. 30 ц/га Ч 160 руб./ц Ч 0,2 = 960 руб./га Из за отсутствия данных по структуре и количеству сельскохо зяйственных земель, потери в целом по территории, попадающей под влияние вредных выбросов, не оцениваются. 7. Из за отсутствия количественных оценок в данном прогнозе не учитываются потери в результате гибели и усыхания лесов, вызван ных выбросами вредных веществ размещаемого производства. 9. Потери производителей сельскохозяйственной продукции из за снижения рыночной стоимости сельскохозяйственной продук ции, произведенной на землях, подверженных вредному воздейст вию выбросов в данном прогнозе не оцениваются. 10. Также не оцениваются потери, вызванные необходимостью строительства дополнительных очистных сооружений для предотв ращения загрязнения источников питьевого водоснабжения Санкт Петербурга сточными водами и ливневыми стоками с терри тории планируемого производства, а также строительством дополни тельных сооружений по очистке питьевой воды. Итого, общая сумма потерь, рассчитанная как минимальная ве личина возможного ущерба без учета потерь, вызванных причинени

646

ем вреда здоровью людей, снижением урожайности сельскохозяйст венных культур и повреждением лесов и строительства дополнитель ных сооружений по очистке воды может составить: $800 тыс.+ $6480 тыс.+ $1000 тыс. + $300 000 тыс. = $308 280 тыс., т.е. более $300 млн. Ожидаемые экономические эффекты в виде прямых налоговых поступлений от намечаемой деятельности в бюджеты всех уровней не превысят 38 млн рублей в год или $1,2 млн в год, что с учетом дис контирования по ставке 10% составит $12,2 млн. Из этой суммы в бюджет района может поступить не более $ 3 млн. Таким образом, минимальные суммарные экономические потери Петербургского региона (население, экономика) почти в 25 раз пре высят возможные поступления в бюджеты всех уровней и в 100 раз — в бюджет района, где планируется размещение производства. Оценка финансовой ответственности за прошлый экологический ущерб Для отечественной практики вопросы экономической оценки прошлого экологического ущерба являются относительно новыми и по сути дела не решенными. Они впервые возникли при выводе во енных объектов и в дальнейшем стали актуальны в связи с необходи мостью разграничения и определения размеров ответственности государства и юридических лиц за ущерб окружающей природной среде в связи с массовой сменой собственности на объекты, деятель ность которых явилась источником такого ущерба. В настоящий период вопросы финансовой ответственности за прошлый экологический ущерб больше интересуют иностранных инвесторов, которые рассматривают отсутствие четких норм, регу лирующих эти отношения, как значительный риск. Однако четкие правили и нормы его возмещения в нашем зако нодательстве отсутствуют. Единственным документом, являющимся основанием для регла ментации процедур возмещения прошлого экологического ущерба являются «Рекомендации по определению размера прошлого эколо гического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации», направленных в субъекты Федерации письмом от 22.12.99 г № 03 22/ 24 321. В Рекомендациях установлено, что размер прошлого экологиче ского ущерба определяется: во первых, исходя из невозмещенных затрат на восстановление нарушенного в результате хозяйственной деятельности организаций качества окружающей среды с момента 647

введения в действие Федерального закона «О приватизации государ ственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и до принятия решения о при ватизации; во вторых, по действующим путем суммирования про шлых экологических ущербов, причиненных каждому компоненту окружающей природной среды с учетом а) наличия в судопроизвод стве исков по возмещению вреда, нанесенного окружающей среде, б) наличия не возмещенного по исковым требованиям вреда, нане сенного окружающей среде, в) фактической задолженности по пла тежам за загрязнение окружающей природной среды, г) выполнения природоохранных мероприятий и состояния очистных сооружений. То есть, в качестве прошлого вреда предлагается учитывать толь ко невыполненные приватизируемым предприятием финансовые обязательства по экологическим платежам и искам за нарушение природоохранного законодательства. Остальные виды ущерба не рассматриваются. Данный документ охватывает узкую сферу операций с недвижи мостью, а именно переход прав собственности от государства к част ным лицам, а также банкротство предприятий. В первом случае предполагается, что ответственность за причиненный в прошлом вред целиком переходит к новому владельцу предприятия, во втором случае (при банкротстве) ответственность возлагается на прошлого собственника. Вместе с тем, вопросы экономической оценки и возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде, природным ресурсам, а также различным субъектам правовых отношений регла ментируются обширным перечнем нормативно методических доку ментов, утвержденных как на федеральном, так и на региональном уровнях. Хотя в этих документах непосредственно не рассматрива ются вопросы прошлого экологического ущерба, большая часть из них включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, по рядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и го сударственных органов в данной сфере деятельности. В связи с этим развитие оценки прошлого ущерба может идти в рамках совершенст вования действующей методологической и правовой базы, так как для экономической оценки прошлого экологического ущерба прин ципиальное значение имеют, во первых, виды убытков и потерь, квалифицируемых как ущерб, во вторых, методы их экономической оценки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные методические документы, применяемые для стоимостной оценки экологического вреда» з дисципліни «Оцінка вартості нерухомості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит резервного капіталу
Аудит орендованих необоротних активів
Типи проектного фінансування
МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА


Категорія: Оцінка вартості нерухомості | Додав: koljan (29.07.2012)
Переглядів: 1400 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП