Снос самовольных строений является способом правовой защиты собственника от неправомерных действий третьих лиц, а также средством наказания нарушителя правопорядка в сфере строительной деятельности путем применения санкции в виде сноса строения. Решение о сносе самовольных строений принимается в судебном порядке, а также государственным органом, уполномоченным принимать решения о сносе незаконно возведенных строений. Административные органы для реализации полномочий по сносу незаконно возведенных строений создают уполномоченные комиссии, на которые возлагаются разработка и осуществление комплексных мер, обеспечивающих профилактику и пресечение самовольного строительства в городах, а также принятие решений и определение порядка их исполнения в отношении объектов самовольного строительства. Комиссия по сносу самовольно возведенных строений создается, как правило, администрацией города и является коллегиальным органом, способствующим осуществлению политики в области градостроительства. Контроль за деятельностью комиссии возлагается на департамент градостроительства и земельных отношений администрации города. Подобные административные комиссии создаются с целью осуществления контроля за использованием земель, находящихся в ведении и собственности органов местного самоуправления, в соответствии с их целевым назначением и недопущения самовольного строительства на территории городов. В пределах своей компетенции комиссия рассматривает представленные материалы о выявленных самовольных строениях и принимает решения: - о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов и освобождении незаконно занятых под строительство земельных участков; - о возможности сохранения самовольной постройки в установленном законодательными актами РФ порядке, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан; - о назначении (определении) уполномоченной организации (органа местного самоуправления) для обращения в судебные органы в случаях неисполнения физическим (юридическим) лицом - нарушителем решений комиссии о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов; - о запрещении соответствующим городским организациям рассмотрения и согласования предпроектной и проектной документации по объектам самовольного строительства до решения комиссии. Кроме того, комиссии также имеют право: - требовать объяснений от должностных лиц, согласовавших самовольную постройку; - запрашивать и получать от физических и юридических лиц различных форм собственности информацию и документацию, подтверждающую право на проведение проектных и строительных работ по рассматриваемому объекту (в первую очередь правоустанавливающих юридических документов, подтверждающих право собственности), договоров аренды, в случае необходимости договоров об установлении порядка пользования земельным участком, планов БТИ этажей и участка, технического заключения лицензионной организации о несущей способности конструкций объекта и других документов, а также пояснений о причинах допущенных нарушений. Комиссии направляют: 1) в уполномоченные органы предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц органов местного самоуправления по фактам систематического непринятия ими мер по пресечению строительства, ведущегося с нарушением установленного порядка; 2) в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, департамент градостроительства и земельных отношений администрации города, департамент муниципальной собственности информацию о фактах самовольного строительства с рекомендациями о недопущении государственной регистрации прав на объект самовольного строительства. В том числе и права собственности на объект незавершенного строительства для приостановки (отказа) оформления имущественных и земельных отношений физическим и юридическим лицам (независимо от форм собственности), допустившим нарушения установленного порядка проведения строительных работ и использования территории; 3) лицу, осуществившему самовольное строительство, письменное требование о добровольном сносе самовольно возведенного строения и освобождении земельного участка. Комиссии поручают: - органам городской администрации в случае регистрации права собственности и иных прав на объект самовольного строительства обратиться в суд с иском о признании недействительными зарегистрированных прав и (или) сделок с ними; - комитету по земельным отношениям администрации города обратиться в суд с иском об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (об освобождении самовольно занятых земельных участков); - администрациям районов города проведение комплексных проверок по фактам нарушения установленного порядка исполнения строительных работ. Кроме того, комиссии имеют право: - организовывать комиссионные (в том числе комплексные) проверки объектов самовольного строительства с проведением фото- и видеосъемки и оформлением акта проверки; - регулярно информировать заинтересованные структуры администрации города о фактах самовольного строительства. Снос самовольно возведенных построек на территории города в случае, когда лицо, осуществившее такую постройку, известно, осуществляется в следующем порядке. 1. Лицам, осуществившим самовольное строительство на территории города, комиссией направляется заказное письмо с уведомлением письменного требования о прекращении строительства и приведении в первоначальное состояние земельного участка в установленный комиссией срок. 2. При необходимости лица, осуществившие самовольное строительство, приглашаются на заседание комиссии. Письменное требование о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние таким лицам вручается под роспись на заседании комиссии. 3. При отказе лица осуществить снос самовольно возведенного строения в добровольном порядке в установленный срок снос может осуществляться привлекаемыми техническими средствами и силами. В числе таких технических средств могут быть использованы средства и силы управления капитального строительства (субъектами могут быть привлечены и иные государственные органы и учреждения) на основании соответствующего решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города. Снос производится в присутствии членов комиссии. По завершении сноса самовольно возведенного строения составляется акт, подписываемый лицами, присутствующими при сносе. В акте указываются: - время и место сноса; - данные лица, осуществившего самовольное строительство; - состояние строительного материала, оставшегося после сноса, и его пригодность к дальнейшему использованию. Строительные материалы, оставшиеся после сноса самовольно возведенного строения и пригодные к дальнейшему использованию, передаются комитету по управлению имуществом администрации города для обеспечения их сохранности. В случае отказа собственника строительных материалов произвести возмещение понесенных администрацией города затрат в связи со сносом самовольного строения и хранением строительных материалов департамент муниципальной собственности администрации города принимает меры к взысканию понесенных администрацией города расходов в судебном порядке. Лицо, осуществившее самовольное строительство, после возмещения расходов, понесенных администрацией города в связи со сносом самовольного строения и хранением оставшихся после сноса строительных материалов, вправе получить принадлежащие ему строительные материалы. При невозможности установить лицо, осуществившее самовольное строительство, снос самовольно возведенных строений осуществляется в следующем порядке. Требование о прекращении строительства и приведении земельного участка в первоначальное состояние либо о сносе самовольно возведенного оконченного строительством объекта в виде надписи, нанесенной специальными средствами, устойчивыми к воздействию окружающей среды, выполняется на самом объекте строительства. При непринятии мер к добровольному сносу в течение 14 дней с момента нанесения надписи снос самовольно возведенного строения осуществляется на основании распоряжения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города силами и средствами управления капитального строительства (субъектами могут быть привлечены и иные государственные органы и учреждения). Следует отметить, что комиссия создается администрацией города в составе председателя, его заместителей, членов и ответственного секретаря. Повестку заседания комиссии формирует ответственный секретарь по предложениям председателя, его заместителей и членов комиссии с учетом рекомендаций департамента градостроительства и земельных отношений администрации города, органов местного самоуправления города и других организаций. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, определяемой председателем по докладу ответственного секретаря, но не реже одного раза в квартал. Материалы для рассмотрения на комиссии готовятся и представляются департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города. На заседании комиссии могут быть рассмотрены материалы по выявленным самовольным постройкам, представленные членами комиссии и другими органами и организациями. Рассылка материалов членам комиссии и заинтересованным лицам осуществляется ответственным секретарем не менее чем за 3 дня до проведения заседания. Члены комиссии и приглашаемые лица оповещаются о дате заседания не позднее чем за 3 дня до его проведения. В заседаниях кроме членов комиссии принимают участие представители отраслевых и функциональных органов власти города, районных администраций, контролирующих органов. Список приглашаемых лиц формирует ответственный секретарь комиссии. Заседание комиссии правомочно для принятия решений при наличии не менее половины от общего числа ее членов. Решения комиссии принимаются большинством голосов. При равенстве голосов решающим является мнение председательствующего. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим в заседании, ответственным секретарем и утверждается председателем комиссии. Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти города. Также и для предприятий, организаций и учреждений, действующих в сфере ведения рассматриваемых вопросов, физических и юридических лиц (независимо от форм собственности) в части, их касающейся. По вопросам, требующим решения администрации города, комиссия вносит соответствующие предложения. Копии протокола заседания после соответствующего оформления и утверждения направляются секретарем членам комиссии, департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города и заинтересованным лицам в течение недели с момента утверждения. Подлинники протоколов заседаний, материалы к ним, стенограммы, а также информация о выполнении решений комиссии хранятся у ответственного секретаря в течение трех лет. Копии решений о сносе вместе с соответствующими материалами направляются в уполномоченные организации (государственные органы) для обращения в судебные органы в случае неисполнения физическими (юридическими) лицами - нарушителями решений комиссии о сносе или демонтаже самовольно возведенных объектов. Контроль выполнения решений комиссии осуществляется председателем и его заместителями, а в части сроков исполнения - ее ответственным секретарем. Как уже отмечалось, снос самовольных строений производится в порядке ст. 222 ГК РФ. В соответствии с ч. 2 данной нормы создание самовольного строения порождает следующие правовые последствия. 1. Лицо, создавшее самовольное строение, должно произвести снос самовольной постройки. Таким образом, часть 2 ст. 222 ГК РФ устанавливает категоричную формулировку, соответственно в данном случае снос самовольной постройки должен быть произведен в полном объеме. Хотя закон не устанавливает определенный срок сноса, но четко говорит о том, что если лицо, осуществившее самовольную постройку, не исполняет этой своей обязанности, в качестве альтернативной меры предусмотрена возможность сноса самовольной постройки за счет лица, осуществившего постройку. Следующим немаловажным обстоятельством является то, что ГК РФ не устанавливает, кто конкретно принимает решение об использовании альтернативной схемы сноса. В данном случае норма ГК РФ является отсылочной, исходя из которой можно сделать вывод о том, что правом альтернативного сноса обладает субъект права частной собственности на земельный участок. В данном случае также не стоит забывать и о ст. 14 ГК РФ, которая допускает самозащиту гражданских прав, в соответствии с которой способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. 2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Данный вывод основан на ст. 218 ГК РФ, в соответствии с которой необходимо, чтобы для приобретения права собственности на новую вещь при ее создании был соблюден закон и иные правовые акты. Исходя из данной нормы права, так как лицу, создавшему самовольное строение, не принадлежит право собственности на нее, соответственно ему не принадлежат и права, составляющие содержание права собственности (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Включая разъяснения о том, что лицо, создавшее самовольную постройку, не вправе распоряжаться ей, то есть совершать определенные сделки (продавать, дарить, сдавать в аренду). Следовательно, лицо, не являющееся собственником, не имеет права владеть самовольной постройкой и пользоваться ею. Следует отметить, что данная норма не затрагивает вопроса о праве собственности на материалы, использованные при возведении самовольной постройки. Он решается общими правилами ГК о праве собственности. Лицо, создавшее самовольную постройку и осуществившее ее снос, сохраняет право собственности на использованные материалы. Если снос осуществлен другим лицом за его счет, он вправе истребовать материалы из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Для выявления вновь возводимых, а также существующих самовольных построек главами муниципальных образований могут создаваться специальные организации и комиссии. При выявлении самовольной постройки уполномоченными на то органами оформляется соответствующий акт или протокол. Решение о сносе самовольных построек принимается органами и должностными лицами местного самоуправления. Процедура сноса самовольного строения выглядит следующим образом. 1. Лицо, осуществившее самовольную постройку, заказным письмом с уведомлением предупреждается о необходимости в течение месяца добровольно выполнить решение о сносе самовольной постройки. 2. В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, в течение месяца со дня вручения ему письменного предупреждения не осуществило добровольный снос самовольной постройки, не обратилось в суд для признания за ним права собственности на нее, то ему направляется письменное извещение о дате принудительного сноса самовольной постройки и необходимости личного присутствия при сносе. 3. Принудительный снос самовольной постройки организуется лицами, определяемыми органом, принявшим решение о принудительном сносе. Принудительный снос самовольной постройки производится в присутствии комиссии, состав которой определяется органом, принявшим решение о принудительном сносе. В случае отсутствия лица, осуществившего самовольную постройку, во время принудительного сноса комиссия составляет акт и опись имущества, полученного в результате сноса, определяет его состояние, а также место, где оно будет храниться, и лицо, на хранение которому оно будет передано. При невозможности установить лицо, осуществившее самовольную постройку, комиссия наклеивает предупреждения о необходимости добровольного сноса самовольной постройки за месяц до даты принудительного сноса (о чем составляется протокол). Повторное предупреждение расклеивается непосредственно перед днем принудительного сноса. В случае аварийных ситуаций на коммунальных сетях предупреждение о дате сноса наклеивается на самовольных постройках комиссией в день установления факта аварии. Принудительный снос производится без дополнительного предупреждения. Принудительный снос самовольной постройки производится за счет лица, осуществившего строительство. В случае отказа лица добровольно выплатить стоимость произведенных работ затраты по сносу и хранению взыскиваются с него в судебном порядке. В данной главе следует остановиться на особенностях сноса пристроек и перепланировок. Как было уже отмечено выше, под самовольной постройкой рассматривают не только отдельно стоящие объекты, но и различного рода пристройки и перепланировки. Действующее законодательство не содержит специальных норм о сносе самовольных строений, и соответственно легализация указанных объектов производится по правилам, установленным для схожих объектов недвижимости, относительно сноса различного рода пристроек и перепланировок определяется по тем же правилам, что и по отдельно стоящим объектам, то есть по ст. 222 ГК РФ. Как уже отмечалось, единого мнения судов по данному вопросу нет. Кроме того, нет и четких разъяснений высших судебных инстанций. Сложившаяся ситуация привела к тому, что норма ст. 222 ГК РФ стала рассматриваться судами и как средство правовой защиты собственника от неправомерных действий третьих лиц, и как средство наказания нарушителя правопорядка в сфере строительной деятельности путем применения санкции в виде сноса строения. Соответственно неоднозначное трактование данной нормы приводит к тому, что появляется ряд проблемных вопросов, которые также неоднозначно решаются и в судебном порядке. Также такая ситуация отражается не только на лицах, участвующих в деле, но и на органах, принудительно исполняющих судебные акты. К таким проблемным вопросам можно отнести порядок поведения истца по иску о сносе самовольной постройки. Судебная практика подобного рода исков утверждает, что иски о сносе самовольного строения могут быть предъявлены лицами, которые считают, что дальнейшее сохранение незаконно возведенного строения нарушает их права. В настоящее время уже сложилась судебная практика, на основании которой суды первой инстанции все-таки не склонны отказывать в удовлетворении исковых требований, мотивируя недоказанность истцом нарушения права сохранения незаконно возведенного строения. Суды основывают свою точку зрения на том, что заявителю достаточно сослаться на формальные нарушения ответчиком порядка получения разрешения на строительство (перепланировку), чтобы суд принял дело к производству. Довольно ярким примером таких судебных споров является дело, рассматриваемое районным судом Москвы. Из материалов дела суд выяснил, что истец, посчитав, что сосед не вправе без его разрешения производить перепланировку своей квартиры, потребовал сноса перепланировки. Исковые требования истец обосновывал ст. 4 Закона г. Москвы от 29.09.99 N 37 "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории г. Москвы", что для суда оказалось достаточным основанием для принятия положительного для истца решения. В соответствии с данным нормативным актом снос незаконно возведенного строения не является мерой наказания застройщика. Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что в данном случае правильнее применить ст. 222 ГК РФ, как более подходящую к данному спору. Закон же, на который опирался истец, предусматривает лишь наложение административного штрафа как меры ответственности за возведение самовольного строения. В связи с тем, что снос строения не может быть мерой административной ответственности, то и рассматривать его в контексте данного Закона неправомерно. Обосновывая самовольность строительства отсутствием согласия истца (соседа) и на этом основании принимая решение о сносе перепланировки, суд допускает ситуацию, при которой снос становится разновидностью административной санкции со ссылкой на норму гражданского права. Обязанность сноса установлена нормами гражданского законодательства, что предполагает соответствующий способ правового регулирования. Несмотря на гражданско-правовой характер процедуры сноса строения, применяется он в связи с административным правонарушением, являющимся согласно ст. 222 ГК РФ необходимым для сноса условием. В случае, если правонарушение является условием предъявления гражданского иска, то следует, во-первых, установить вину правонарушителя, а во-вторых, определиться с потерпевшим лицом, имеющим право на иск. Кроме того, суд отмечает, что, так как дела об административных правонарушениях рассматривают соответствующие органы государственного контроля, каковым суд не является, следовательно, необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности должно быть предписание компетентного органа, что и является основанием для утверждения о виновности либо невиновности застройщика. Суд удовлетворил исковые требования и принял решение о сносе самовольной постройки - пристройки к зданию. Данное самовольное строение представляло собой железобетонную конструкцию, встроенную в несущие элементы дома. А дело было возбуждено по иску частного лица по мотиву нарушения строительных правил. Таким образом, при принятии данного решения суд руководствовался прежде всего правилом о недопустимости самовольного строительства и принял решение о сносе постройки без рассмотрения проекта сноса и заключения специалистов. После вступления решения суда в законную силу судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство. Соответственно, исполняя свои служебные обязанности, пристав сначала предложил должнику снести строение в добровольном порядке, а после того как тот не исполнил решение суда добровольно, перешел к принудительному исполнению. Следует сказать, что принудительное исполнение практически ничем не отличалось от добровольного. Отличием принудительного исполнения суда от добровольного является то, что добровольное неисполнение оканчивается ничем, а принудительное штрафом. Так как ни пристав, ни должник понятия не имели о том, как сносить подобное строение, пристав обратился в суд за разъяснением судебного акта, в чем ему было отказано. Очевидно, что суд, принявший решение о сносе данной постройки, уклонится от последующего разъяснения, так как ему, по сути дела, придется принять новое решение и исследовать новые обстоятельства. Ответчик, не будучи строителем и недовольный судебным актом, поставил пристава в известность, что снос строения будет им осуществлен путем ударного воздействия специальной техники, чего пристав допустить не может. При сложившейся ситуации пристав столкнулся еще с одной проблемой. Так, исполнение решения о сносе самовольного строения не должно происходить вне контроля судебного пристава-исполнителя, так как ему отвечать за последствия. Однако контролировать то, что не находится в сфере твоей компетенции, невозможно. Исходя из рассмотренного судебного прецедента, напрашивается вывод, в соответствии с которым правило, установленное ст. 222 ГК РФ, согласно которому снос самовольного строения должен быть осуществлен застройщиком, неверно. Данное обстоятельство объясняется тем, что исходя из п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Построенное с нарушением правил строительства данное имущество подлежит сносу. Если нарушение правил стало определяющим фактором при принятии судом решения о сносе строения, то, следуя логике судебного усмотрения, снос строения не должен происходить вне правил. Не может же суд руководствоваться теми же принципами, что и правонарушитель. Таким образом, рассмотренный пример, который не является единичным, дает основания полагать, что на практике реализация решения суда по данной категории дел очень затруднительна.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок сноса самовольных строений» з дисципліни «Самовільна забудова. Визнання права власності»