Разрешения на операции с землей могут выдавать государственные ведомства самого разного уровня. Например, в Италии, разрешение для граждан не из стран ЕС проживать в приграничной зоне выдает префект полиции. Напротив, в Фин- ляндии подобные разрешения выдают местные советы. В Греции заявления на аренду или покупку земли в приграничных районах граждане Греции и ЕС пода- ют в местную префектуру для рассмотрения на специальном комитете, но инос- транцы должны запрашивать Министерство обороны. В Польше для покупки земли иностранцами требуется разрешение Министерства внутреннихдел и Ми- нистерства обороны. В соответствии с земельным'законодательством Швейца- рии заявления от нерезидентов и иностранных юридических лиц на покупку и долгосрочную аренду земли направляют в местные органы власти (кантоны). В Лихтенштейне заявки на покупку земли от нерезидентов и постоянно про- живающих иностранных граждан или юридических лиц, в которых большая доля собственности принадлежит иностранцам, должны быть одобрены специальной комиссией. Важную роль в выдаче разрешений в Ирландии играет Земельная комиссия и в Новой Зеландии-специальный орган по оценке земли . Заявления на приобретение земли в собственность в Дании направляют в Министерство юстиции, в то время как на аналогичные операции с землей в Норвегии иност- ранцы должны получать разрешение в Министерстве сельского хозяйства и про- мышленности. На Кипре покупка земли требует одобрения Совета Министров. Недавно введенное законодательство Бразилии устанавливает, что Конгресс, а не только Президент, уполномочен выдавать иностранцам разрешение на пре- вышение установленных пределов на собственность земли сельскохозяйствен- ного назначения. В Польше гражданин иностранного государства, намеревающийся приобрес- ти землю, должен сопроводить свое заявление подробной информацией, вклю- чая все личные данные (в том числе данные о гражданстве), описание земельного участка, правовую форму сделки, а также сведения о его связях с Польшей. К заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих эти связи, письменная декларация от продавца, о его желании продать землю с ука- занием цены, выписка из земельного регистра, заверенная справка об оценке зем- ли, квитанция об уплате пошлины за рассмотрение заявления. Аналогичную про- цедура применяют и по отношению к юридическим лицам. Относительная сложность процедур по рассмотрению заявлений о приобрете- нии земли в различных странах, а также бюрократические препоны являются очевидно, сдерживающим фактором для ряда потенциальных инвесторов. Толь- ко в некоторых странах критерии одобрения сделок с землей четко сформулиро- ваны и доступны общественности. В Швеции при рассмотрении заявления иностранного лица на покупку земли учитывают следующие факторы: польза для государства от совершения сделки; личное состояние дел заявителя и предполагаемое целевое использование земли. Также принимается во внимание проживал ли заявитель постоянно в Швеции в течение 2 лет или имеет определенные отношения со страной; есть ли у заявителя какие-либо семейные связи с собственником земли. При наличии вышеупомя- нутых критериев разрешение может быть выдано местной администрацией, при отсутствии одного из них данный вопрос находится в компетенции правитель- ства. Шведское законодательство предусматривает разные критерии для различ- ных видов земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. В Венгрии различные критерии конкретизированы в государственном поста- новлении о приобретении недвижимости иностранцами, главными из которых являются защита национальных или региональных интересов. При вынесении отрицательного решения апелляции не принимают. Законодательство Эстонии о земельной реформе предусматривает, что в тех немногих случаях, когда иностран- цы вправе покупать землю, должны проводиться слушания в местном правитель- стве, где расположена земля, по результатам которых оно докладывает губернато- ру, который и может выдать разрешение при условии, что подобная собственность не противоречит общественным интересам или национальной безопасности. Земельное законодательство Швейцарии устанавливает, что разрешение на покупку земли может быть дано иностранным лицам (нерезидентам и компани- ям), если они выполняют законодательные требования, и нет ни одной причи- ны, по которой рассматриваемая сделка может быть запрещена (нежелательные инвестиции, интересы национальной обороны и др.). В соответствии с переход- ным законодательством Финляндии иностранцы должны получить разрешение на покупку земли для рекреационных целей. Закон гласит, что в подобном разре- шении может быть отказано при угрозе тому, что широкое распространение ино- странной собственности не позволит резидентам приобретать дома для отдыха. В некоторых странах, например, в Швейцарии, выдача административного разрешения на покупку земли иностранцам оговаривают дополнительными ус- ловиями: землю следует использовать для указанных в заявлении целей, если земля 496 497 Раздел VIII. Зарубежный опыт государственного регулирования земельно-имущественных отношений _ была приобретена для ведения хозяйственной деятельности, она не должна быть продана в течение 10 лет, и акции владеющей землей в компании, (на покупку которых также требуется предварительное разрешение) не могут быть проданы или обременены обязательствами по закладным в течение 10 лет, и использованы в качестве обеспечения в банке. В Исландии условия выдачи разрешения иностранцам на совершение сделок с землей, еще более жесткие. В соответствии с законом о праве на собственность или аренду недвижимости (1966 г.), запрет на иностранную собственность может быть отменен соответствующим министерством, но при условии, что исландцу, проживающему в местности, где находится данный земельный участок, дают осо- бые полномочия. Данный гражданин, подробные сведения о котором должны быть представлены в местный суд, будет фактически представлять иностранное лицо по всем вопросам, связанным с земельным участком, и его решения в будут обязательны для иностранного лица. Существует широкий набор санкций с целью обеспечить выполнение требова- ний. Наиболее распространенный способ в отношении неразрешенной или зап- рещенной операции с землей — юридическое аннулирование сделки. Именно та- кова процедура на Багамских островах, где сделка без разрешения является не- действительной, хотя впоследствии ее правомочность и может быть официально подтверждена. В Швейцарии сделки с землей, совершенные в нарушение земель- ного законодательства, могут быть объявлены ничтожными. Более того, власти могут потребовать возвращения земли в прежнее состояние и ликвидации любо- го юридического лица, вовлеченного в неразрешенную операцию, с конфиска- цией его активов, если единственной целью его был обход законодательства. В законодательстве некоторых стран (например-Перу)установлено, что земля, на- ходящаяся у иностранцев на незаконных основаниях, конфискуется государством. Практически повсеместно иностранные собственники могут передать землю или «исправить» свой статус во избежании конфискации. В американском штате Индиана иностранцы, не намеревающиеся приобрести гражданство, должны продать землю сверх 320 акров в течение 5 лет, в противном случае земля будет отчуждена в собственность государства. Аналогичным образом в штате Кентук- ки землю, принадлежащую иностранцу, который не намеревается стать его граж- данином, отчуждают в собственность государства через 8 лет. В некоторых стра- нах предусмотрена уголовная ответственность при нарушении земельного зако- нодательства. Например, в Швейцарии штрафы или тюремное заключение мо- гут быть применены к стороне неразрешенной сделки с землей. В США также предусмотрены штрафы и тюремное заключение при невыполнении требований по отчетности и предоставлению требуемой информации. В Австралии считает- ся преступлением невыполнение требований по отчетности в соответствии с За- коном о контролировании иностранцев (1975 г.) В случае добросовестного приобретение земли иностранным лицом, не име- ющим на это права (при дарении или завещании), например, в Таиланде, Глава 4. где иностранцам запрещено совершать сделки по покупке земли, данное иност- ранное лицо должно распорядиться землей в течение одного года, в противном случае земельный участок будет отчужден. Учитывая разнообразие подходов и способов регулирования земельного обо- рота с иностранным участием, можно сделать вывод, что не существует прямой зависимости между характером и степенью ограничений в отношении операций с землей для иностранных лиц и экономической мощью страны, уровнем разви- тия, политической системой, наличием природных ресурсов и т.д. Правовые ог- раничения для иностранных лиц в отношении сделок с землей разрабатывают в каждой стране для достижения различных задач, которые часто служат выраже- нием скрытых мотивов. Характер и степень ограничений во многом определя ют- ся общественным мнением (табл.2). Основные ограничения на совершение сделок с участием иностранных лиц Таблица 2 Виды ограничений Страны, применяющие ограничения Требование получения официального разрешения или уведомления при совершении операций с землей Ирландия, некоторые штаты США, Новая Зеландия, Австралия, некоторые провинции Канады, Франция, Япония, Лихтенштейн, Дания, Норвегия Предоставление иностранным лицам аналогичного режима в соответствии с двусторонними соглашениями Турция, Сальвадор, Италия, Польша, некоторые штаты США, Саудовская Аравия Ограничения на размер земельных участков в иностранной собственности Некоторые провинции Канады, некоторые штаты США, Бразилия Ограничения на приобретение земли в собственность иностранными лицами в приграничных зонах Италия, Испания, Греция, Бразилия, Перу, Мексика, Гондурас, Гватемала, Боливия, Панама Требование вложения инвестиций Мальта, Таиланд, Новая Зеландия Жесткие ограничения на земельные сделки с участием иностранцев в целом, при некотором ослаблении режима для сделок наследования Филиппины, Швейцария, Чехия
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процедурные вопросы введения ограничений» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»