Управление землей и иной недвижимостью (УЗН) на уровне субъекта РФ ос- ложнено рядом обстоятельств, главными из которых являются неполнота нор- мативной базы, незавершенность формирования структуры управления и инсти- туциональных преобразований. Любая управляющая система включает следующие функциональные модули: объект управления, датчик состояния объекта управления, модуль формирова- ния управляющего воздействия и механизм реализации управляющего воздей- ствия на объект управления. Модель системы управления землей и недвижимостью на уровне субъекта РФ представлена на рис.1. В данной управляющей системе объектом управления яв- ляются земельные ресурсы и иная недвижимость, земельно-имущественные от- ношения. Состояние объекта управления фиксируют в модуле «Система учета и контроля». Синтез управляющих воздействий производится отраслевыми и тер- риториальными органами управления (модуль «Субъект управления») на основе анализа степени соответствия состояния объекта управления требуемому в рам- ках нормативно-правового поля (модуль «Аналитическая система»). Управляю- щие воздействия (управленческие решения) реализуются системой функций уп- равления, перечисленных в модуле «Управляющая система». Земельные ресурсы представляют собой земли в границах территории Россий- ской Федерации, за исключением территориального моря, объекты недвижимо- сти - здания, строения, сооружения и помещения в зданиях, расположенные на земельных участках. Земельные ресурсы, как отмечалось, обладают свойствами, жизнеобеспече- ния, фактора производства и гражданского оборота (земельно-имущественные отношения). Степень учета того или иного свойства при оценке состояния объекта управления и выработке управленческих решений определяет ведом- ственную принадлежность системы управления и, соответственно, ее инфор- мационной системы. 24* 355 Раздел VII. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами Рисунок!. Структура управления землей и недвижимостью на уровне субъекта РФ Глава 1 Синтез управляющих воздействий проводят на основе оптимизации парамет- ров системы, характеризующих состояние объекта управления. Оптимизация обычно заключается в минимизации отличия состояния объекта управления (его параметров, характеризующих качество системы) от заданного (эталонного) зна- чения. На управляющие воздействия накладывают определенные ограничения. В системе УЗН в рамках данной модели эталоном (образцом) состояния объекта управления могут быть федеральные и региональные программы в области зе- мельно-имущественных отношений и управления земельными ресурсами, а так- же соответствующая нормативная правовая база. Ограничения устанавливают в нор- мативной правовой базе, регламентирующей деятельность органов управления. Основной целью управления землей и недвижимостью территориального орга- на Минимущества России на данном этапе является формирование фонда феде- ральных земельных участков и объектов недвижимости территории субъекта РФ и обеспечение их эффективного использования. При создании АИС УЗН территориального органа Минимущества России на начальном этапе в качестве показателя эффективности управления целесообраз- но взять полноту и своевременность поступления земельно-имущественных пла- тежей в федеральный бюджет при условии обеспечения нужд федеральных орга- нов власти. Состав основных управленческих функций в земельно-имущественной сфере на уровне субъекта Российской Федерации представлен в модуле «Управляющая система» {рис.1.). В регламентации использования земельных участков и объектов недвижимос- ти наиболее важным механизмом, особенно для земель поселений, является си- стема правового зонирования. Правовое зонирование как принципиально муни- ципальная функция градорегулирования стимулирует улучшение качества город- ских земель и объектов недвижимости (жилья), рост их стоимости и, соответ- ственно, базы налогообложения. В системе УЗН зонирование имеет более широ- кое значение как механизм формирования и учета территориальных зон и, в час- тности, ограничений и обременений. Важнейшими функциями, реализующими права государства (муниципально- го образования) как собственника, а также механизмы перераспределения земель к эффективным собственникам, являются перераспределение земель (в том чис- ле разграничение), связанные с ними предоставление и изъятие земель, претен- зионно-исковая работа. Конечной целью разграничения государственной собственности на землю дол- жно стать такое состояние земельного фонда, когда к собственности Российской Федерации и ее субъектов должны быть отнесены участки, необходимые для вы- полнения государственных функций, а к собственности муниципальных образо- ваний — все участки в пределах границ муниципального образования, не отне- сённые к государственной собственности и не находящиеся в собственности иных лиц. При этом, задачей УЗН, является, с одной стороны, обеспечение условий 356 357 Раздел VII. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами свободного перераспределения земельных участков в рамках гражданского обо- рота, с другой, - проведение целенаправленной политики для перехода земель в руки эффективных пользователей. Важнейшими операциями оборота (перераспределения) земельных участков являются предоставление и изъятие земель. Соответственно, предоставление зе- мельных участков может быть в формах передачи без изменения формы собствен- ности для целевого использования, сдачи в аренду или отчуждения (продажи, приватизации). Для обеспечения рынка земли первоочередной задачей является создание еди- ного кадастра земельных ресурсов и региональных реестров собственников кон- кретных земельных участков. Параллельно с этим необходимо создание геоин- формационных компьютерных баз данных по всем землям сельскохозяйствен- ного назначения. Защита прав и имущественных интересов Российской Федерации, ее субъек- та, муниципального образования, в том числе претензионно-исковая работа, яв- ляется одним из главных экономико-правовых механизмов управления землей и иной недвижимостью, эффективным способом обеспечения полноты и сроков поступления земельно-имущественных платежей, выполнения договорных ус- ловий пользования и владения земельными участками и объектами недвижимо- сти всех форм собственности. Данная работа может стать начальным этапом про- цесса изъятия земельных участков и объектов недвижимости. Модуль «Система учета и контроля» является элементом обратной связи в системе управления, дает текущее состояние объекта управления, а с учетом ретроспективы изменений и прогноз его развития. Из существующих учетных систем территории субъекта РФ важнейшими для УЗН являются Государствен- ный земельный кадастр (ГЗК) с подсистемой кадастровой оценки, Единый го- сударственный реестр прав (ЕГРП), Реестры государственного и муниципаль- ного имущества, базы данных (БД) строений и сооружений органов техничес- кой инвентаризации. Данные учетные системы дают перечень земельных учас- тков и иной недвижимости, являющихся объектами УЗР, а также ряд экономи- ческих и правовых характеристик. Недостатком этих систем является отсутствие адекватного описания комплексного (единого) объекта недвижимости как объекта управления и соответствующей учетной системы, принадлежащей од- ному ведомству. Подсистемы «Контроль использования и охраны», «Мониторинг поступле- ния платежей» дают непосредственную информацию о состоянии объекта уп- равления, необходимую для оценки эффективности управления (модуль «Ана- литическая система»). Однако, подсистема «Контроль использования и охра- ны» реализуется несколькими ведомствами и в нынешнем состоянии не обла- дает единой интегрированной информационной системой, а подсистема «Мо- ниторинг поступления земельных платежей» также отличается ведомственной раздробленностью. 358 Глава 1 Подсистема «Мониторинг макроэкономических показателей территории», строго говоря, не является частью системы УЗН. Это часть системы управления социально-экономическим состоянием территории. Обозначение ее в системе УЗР вызвано более широким трактованием экономической эффективности (ком- плексное эффективное развитие территории) относительно ее фискальной со- ставляющей. Таким образом, для адекватного описания объекта управления УЗН (комплек- сный объект недвижимости) модуль «Система учета и контроля» должен быть дополнен подсистемой «Реестр государственной / муниципальной недвижимос- ти», интегрирующей необходимые данные вышеперечисленных учетных систем и аккумулирующей историю использования земельных участков и объектов не- движимости.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Модель управления землей и иной недвижимостью» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»