ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Нерухомість та іпотека » Управління земельними ресурсами

Обоснование цены выкупа земельного участка в соответствии с действующим законодательством
Цену выкупа земельных участков при продаже собственникам расположенных
на них объектов недвижимости в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает
субъект РФ кратно ставке земельного налога в зависимости от численности жи-
телей поселения. Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона «О приватизации го-
сударственного и муниципального имущества» аналогичное правило применя-
ют при определении цены земельных участков, приватизируемых одновременно
с расположенными на них объектами недвижимого имущества.
При продаже земельных участков собственникам расположенных на них объек-
тов недвижимости по правилам ст. 36 Земельного кодекса РФ цену выкупа таких
земельных участков устанавливают в соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального за-
кона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п.2 ст.
2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации». Нормы вышеуказанных федеральных законов распространяются на
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной соб-
ственности, не изъятые и не ограниченные в обороте, при их продаже собствен-
никам расположенных на них объектов недвижимости, одновременном их от-
чуждении лицу, приобретающему здания, строения и сооружения, а также объек-
ты, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельны-
ми объектами недвижимости, а также при приватизации такого имущества.
Цену выкупа земельных участков устанавливают субъекты РФ в размере, крат-
ном ставке земельного налога в зависимости от численности жителей поселения от:
• пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу пло-
щади земельного участка для поселений с численностью жителей свыше 3 мил-
лионов человек;
• пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу
площади земельного участка для поселений с численностью жителей от 500
тысяч до 3 миллионов человек;
• трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу пло-
щади земельного участка для поселений с численностью жителей до 500 ты-
сяч человек, а также за пределами черты поселений.
До установления субъектами РФ цены выкупа земельных участков их продажу
в поселениях с численностью жителей до 500 тысяч человек и за пределами черты
поселений производят по цене (за единицу площади земельного участка) равной
трем ставкам земельного налога; в поселениях с численностью населения свыше
344
Глава 4
500 тысяч человек — пяти ставкам земельного налога. Цену земельных участков,
выкупаемых собственниками расположенных на них зданий, строений и соору-
жений, определяют на основании ставок земельного налога, установленных ак-
тами субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с Феде-
ральным законом «О плате за землю» независимо от категорий плательщиков зе-
мельного налога и видов использования земельных участков.
Следует иметь ввиду, что Федеральными законами «О введении в действие Зе-
мельного кодекса Российской Федерации» и «О приватизации государственного
и муниципального имущества» не предусмотрены какие- либо льготы для соб-
ственников недвижимости, выкупающих земельные участки из государственной
или муниципальной собственности. Поэтому для определения цены выкупа та-
ких земельных участков применяют ставки земельного налога без учета налого-
вых льгот, установленных законодательством для отдельных видов использова-
ния земельных участков и категорий плательщиков земельного налога. По этой
причине при определении цены выкупа земельных участков, занятых жилищ-
ным фондом (общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными уча-
стками, индивидуальными и кооперативными гаражами, а также предоставлен-
ных гражданам для сельскохозяйственного использования (личного подсобного
хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпа-
са скота) применяют полные ставки земельного налога, установленные актами
органов местного самоуправления для соответствующей зоны градостроитель-
ной ценности территории городов и рабочих поселков.
При определении цены выкупа земельных участков из состава земель промыш-
ленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, инфор-
матики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и иного специального назначения применяют ставки земельного
налога в размере 20% средних ставок земельного налога в городах с численнос-
тью населения до 20 тысяч человек в соответствии с табл. 1 Приложения 2 к Феде-
ральному закону «О плате за землю», поскольку данная ставка не является льгот-
ной. Особую трудность представляет определение цены выкупа земельных учас-
тков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, ставки земель-
ного налога для которых не установлены.
При определении цены выкупа земельных участков из состава земель водно-
го фонда в случае, если в федеральных законах нет запрета на их приватизацию
либо ограничение в обороте, применяют ставки налога за земли водного фонда
(как покрытые, так и не покрытые водой) вне населенных пунктов, предостав-
ленные для хозяйственной деятельности или рекреационных целей, равные
средним ставкам земельного налога для земель сельскохозяйственного назна-
чения административного района с учетом увеличения указанных ставок для
курортных зон (табл. 2 Приложения2).
В отношении земельных участков из состава земель лесного фонда следует
отметить, что в соответствии с положениями ст. 27 Земельного кодекса РФ
351 Раздел VI. Налогообложение недвижимости и арендная плата за землю
указанные земельные участки ограничивают в обороте и не предоставляют в час-
тную собственность. Предоставлять земельные участки из земель лесного фонда
в собственность граждан и юридических лиц и использовать земли запаса можно
только после перевода их в другую категорию земель (п.2 ст. 103).
Таким образом, при отчуждении находящихся в государственной или муници-
пальной собственности земельных участков собственникам расположенных на
них объектов недвижимости цена выкупа единицы площади земельного участка
равна произведению конкретной ставки земельного налога и коэффициента крат-
ности, установленного актом субъекта РФ для поселений с соответствующей чис-
ленностью жителей, а также вне поселений. При этом применяют ставку земель-
ного налога, рассчитанную (последовательно проиндексированную) с учетом всех
повышающих коэффициентов, установленных бюджетным законодательством
или законодательством о налогах и сборах, с момента ее утверждения актом
субъекта РФ или органа местного самоуправления.
В настоящее время активно обсуждают вопрос о правомерности индексации
ставок земельного налога, применяемых для определения цены выкупа земли.
Причина этого заключается в значительном росте выкупных цен, рассчитывае-
мых с учетом индексации ставок земельного налога, в связи с чем участились об-
ращения в суды покупателей с исками, которые зачастую вызваны затягиванием
сроков рассмотрения поданных в конце финансового года заявок о выкупе зе-
мельных участков. В результате органы, уполномоченные продавать земельные
участки, ссылаясь на то, что в законодательстве не указан момент определения
цены договора купли-продажи и цену на момент принятия устанавливают уже в
следующем финансовом году, применяют для расчета проиндексированные став-
ки налога предыдущего года. Надо отметить, что в ряде случаев суды принимают
решение в пользу истца.
Проблемы с установлением цены выкупа могут возникнуть, если актами субъек-
та РФ или органа местного самоуправления несвоевременно утверждены новые
ставки земельного налога с учетом введенной на федеральном уровне индекса-
ции к предыдущему финансовому году. Такая ситуация сложилась в Ханты-Ман-
сийском автономном округе, в одном из муниципальных образований которого
органы местного самоуправления ежегодно не утверждали ставки земельного
налога с учетом установленных в Федеральном бюджетном законодательстве или
в законодательстве о налогах и сборах повышающих коэффициентов.
Кроме того, возможны случаи, когда органами местного самоуправления ини-
циировано снижение ставок земельного налога после принятия соответствую-
щего акта об индексации ставок, действовавших в предыдущем финансовом году.
Так, например, в соответствии с Решением городского Совета депутатов Кали-
нинграда от 18.12.2002 № 446 «Об утверждении ставок земельного налога на 2003 год
и внесении изменений и дополнений в другие решения городского Совета депута-
тов Калининграда» в 2003 году ставки земельного налога были уменьшены в
2,54 раза по сравнению со ставками земельного налога на 2002 год с применением
351
Глава 4
повышающего коэффициента 1,8, установленного ст. 7 Федерального закона от
24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую На-
логового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодатель-
ства Российской Федерации». Таким образом, ставки земельного налога, уста-
новленные городским Советом депутатов на 2003 год, фактически применены с
понижающим коэффициентом 0,7.
При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что согласно ст. 21
Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
конкретную ставку земельного налога определяют в законодательных актах ор-
ганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправле-
ния, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федера-
ции. То есть законодатель установил два самостоятельных способа определения
конкретной ставки земельного налога. При этом, по общему правилу такая став-
ка должна быть установлена субъектом РФ либо органом местного самоуправле-
ния, а исключением является принятие соответствующего федерального закона.
При отсутствии актов органов местного самоуправления следует использовать став-
ки земельного налога, принятые актами органов государственной власти субъектов
РФ. Если таковые приняты не были, следует использовать средние ставки земельно-
го налога, установленные Федеральным законом РФ «О плате за землю».
На основании Федерального закона от 09.08.1994 № 22-ФЗ «О внесении из-
менений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» Правительству РФ
поручено индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные указан-
ным законом ставки земельного налога. Таким образом, дважды (в 1995 и 1996
годах) коэффициенты индексации определялись постановлениями Правитель-
ства РФ, а в остальных случаях — федеральными законами.
Учитывая невозможность жесткой фиксации ставок земельного налога, зако-
нодательством определен порядок их расчета с помощью коэффициентов индек-
сации, которые устанавливают на основе прогнозируемой экономической ситуа-
ции на очередной финансовый год по сравнению с предыдущим. Законность вве-
дения этих коэффициентов подтверждает норма ст. 3 Федерального закона «О
плате за землю», согласно которой ставки земельного налога пересматривают в
связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствова-
ния, в частности, инфляции.
В ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и неко-
торые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о призна-
нии утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законо-
дательных актов) Российской Федерации» установлено, что действующие в 2003
году размеры ставок земельного налога (за исключением земельного налога на
сельскохозяйственные угодья), следует применять в 2004 году с коэффициентом
1,1. Следовательно, при определении ставок земельного налога в 2004 году необ-
ходимо использовать ставки земельного налога, которые действовали в 2003 году.
347 г
Раздел VI. Налогообложение недвижимости и арендная плата за землю
Данные ставки, а точнее порядок их расчета, содержится в Федеральным законе
«О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Рос-
сийской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Фе-
дерации», согласно которому действовавшие в 2002 году ставки земельного на-
лога применяют в 2003 году с коэффициентом 1,8 и т.д. Таким образом, расчет
ставок земельного налога производят путем последовательного умножения сред-
них ставок земельного налога, установленных Федеральным законом «О плате за
землю», и, соответственно, ставок земельного налога, установленных на их осно-
ве субъектом РФ или муниципальным образованием, на все коэффициенты ин-
дексации, введенные с 1995 года.
Все это позволяет сделать вывод, что коэффициент является частью ставки зе-
мельного налога и его применение образует новую величину ставки, которую
должны применять с момента издания соответствующего акта. В свою очередь,
расчет ставок земельного налога без применения всех коэффициентов индекса-
ции, введенных постановлениями Правительства РФ и федеральными закона-
ми, противоречит принципам бюджетного процесса. Согласно ст. 48 Бюджетно-
го кодекса РФ земельный налог относится к регулирующим доходам территори-
альных бюджетов, по которым устанавливают нормативы отчислений в бюджеты
субъектов РФ на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.
Поэтому исчисление ставок земельного налога за находящиеся в государствен-
ной или муниципальной собственности земельные участки без учета коэффици-
ентов индексации приведет к потерям бюджетов всех уровней. Соответствующие
коэффициенты должны устанавливать органы местного самоуправления либо
органы исполнительной власти субъекта РФ с учетом коэффициентов, предпи-
санных федеральным законодательством. При этом, если они не приняты своев-
ременно региональными и муниципальными органами власти, то следует при-
менять коэффициенты, установленные федеральным законодательством.
В отношении порядка установления налоговых ставок по региональным и ме-
стным налогам ст. 53 Налогового кодекса РФ определяет, что это прерогатива
законодательства субъектов РФ и представительных органов местного самоуп-
равления в пределах, очерченных Налоговым кодексом РФ.
При этом в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 №
118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российс-
кой Федерации о налогах» до признания утратившим силу Федерального закона
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации» ссылки в ст. 53 Нало-
гового кодекса РФ на положения части второй Налогового кодекса РФ прирав-
нены к ссылкам на Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Рос-
сийской Федерации» и на действующие федеральные законы, регулирующие по-
рядок взимания конкретных налогов. Таким образом, до признания утратившим
силу Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федера-
ции» федеральный законодатель имеет полномочия по определению конкретных
348
Глава 4
налоговых ставок земельного налога. Согласно ст. 21 упомянутого закона конк-
ретную ставку земельного налога устанавливают законодательными актами ор-
ганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Аргументируя свою позицию в суде, истец, как правило, ссылается на п. 1 ст. 5
Налогового кодекса РФ и утверждает, что коэффициенты индексации ставок зе-
мельного налога, введенные федеральными законами о федеральном бюджете на
1999-2002 годы не применялись, так как они приняты позднее, чем за месяц до
начала финансового года. Следовательно, и нормы законов о бюджете, устанав-
ливающие коэффициенты индексации, на этот период не действовали.
Позиция относительно порядка применения коэффициентов индексации ста-
вок земельного налога, установленных федеральными законами о федеральном
бюджете изложена в определении Высшего арбитражного суда от 28.08.2003
№ 5063/03, в котором отмечено, что согласно ст. 17 Федерального закона «О пла-
те за землю» налоговым периодом для уплаты земельного налога является кален-
дарный год. Учет плательщиков и начисление налога производят по состоянию
на 1 июня, а суммы налога уплачивают равными долями не позднее 15 сентября и
15 ноября текущего года. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового ко-
декса РФ акты законодательства вступают в силу не ранее, чем по истечении од-
ного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очеред-
ного налогового периода по соответствующему налогу.
В связи с этим следует также отметить, что действие федеральных законов о
федеральном бюджете не может быть ограничено только годом, на который ут-
верждают бюджет, так как они содержат нормы, регулирующие бюджетные пра-
воотношения в последующие годы. Федеральные законы о федеральном бюдже-
те на соответствующие годы, которыми были установлены коэффициенты ин-
дексации налоговых ставок, являются актами, регулирующими бюджетные пра-
воотношения в процессе формирования доходов бюджетов всех уровней бюджет-
ной системы Российской Федерации, включая и индексацию налоговых ставок в
зависимости от уровня инфляции и иных условий. Указанные законы вступают в
силу со дня их подписания (ст. 5 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, изме-
нение ставок земельного налога на основании федеральных законов о федераль-
ном бюджете на соответствующий год должны •производить с момента вступле-
ния в силу указанных законов.
Другой спорный вопрос возникает по поводу правомерности продажи земель-
ных участков до утверждения Правительством РФ поправочных коэффициен-
тов, учитывающих основной вид использования расположенных на земельном
участке здания, строения и сооружения, разработка которых предусмотрена п. 3
ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российс-
кой Федерации». Поправочные коэффициенты к цене выкупа земли должны быть
установлены в интервале от 0,7 до 1,3 и учитывать вид использования земельного
участка. Данный подход направлен на дифференциацию цены выкупа и возмож-
349
I Раздел VI. Налогообложение недвижимости и арендная плата за землю
ность стимулирования продажи земельных участков собственниками предприя-
тий, деятельность которых является приоритетной или социально значимой для
государства.
Однако, до настоящего времени соответствующее постановление Правитель-
ства РФ не принято, что вызывает определенные проблемы в правоприменитель-
ной практике. Так, например, прокуратурой Рязанского района Рязанской обла-
сти дано предписание о приостановлении продажи земельных участков собствен-
никам зданий, строений и сооружений в связи с отсутствием утверждаемых Пра-
вительством РФ поправочных'коэффициентов. Аналогичные ситуации возника-
ют и во многих других субъектах РФ. Вместе с тем отсутствие поправочных коэф-
фициентов, учитывающих основной вид использования расположенных на зе-
мельном участке здания, строения и сооружения, не может служить препятстви-
ем для продажи земельных участков собственникам расположенных на них объек-
тов недвижимости по следующим основаниям.
Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственнос-
ти земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений и
сооружений, помимо положений ст. 2 Федерального закона «О введении в дей-
ствие Земельного кодекса Российской Федерации», регулируют нормы ст. 28 Фе-
дерального закона «О приватизации государственного и муниципального имуще-
ства». Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 данного закона его действие распространяется
на отношения, возникающие при отчуждении земельных участков, на которых рас-
положены объекты недвижимости. Согласно п. 2 ст. 43 с даты вступления закона в
силу (26.04.2002) государственное и муниципальное имущество продают в предус-
мотренном этим законом порядке. Цену выкупа находящихся в государственной
или муниципальной собственности земельных участков собственникам располо-
женных на них зданий, строений и сооружений можно устанавливать в соответ-
ствии со ст. 28. Применение каких-либо поправочных коэффициентов к выкупной
цене кратно ставкам земельного налога в законе не предусмотрено.
Многочисленные проблемы, связанные с установлением цены выкупа земель-
ных участков, требуют пересмотра действующего порядка ее определения. Прак-
тика показала, что ежегодная индексация ставок земельного налога в дальнейшем
может привести к ситуации, когда цены выкупа земельных участков превысят их
рыночную стоимость, что будет препятствовать процессу приватизации земельных
участков и созданию единых объектов недвижимого имущества. Так, индексация
ставок земельного налога приведет к росту выкупных цен на такие земельные
участки в 2004 году в 4 раза по сравнению с выкупными ценами на момент
вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации». Некоторые субъекты РФ, стремясь избежать снижения
активности выкупа земли собственниками объектов недвижимости, принимают акты,
снижающие коэффициент кратности ставкам земельного налога. Этот процесс про-
исходит в тех субъектах РФ, где цены выкупа приблизилась к рыночной цене свобод-
ных земельных участков, предоставляемых в собственность на торгах.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обоснование цены выкупа земельного участка в соответствии с действующим законодательством» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...
Довірчі (трастові) послуги
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...


Категорія: Управління земельними ресурсами | Додав: koljan (28.06.2012)
Переглядів: 850 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП