ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз

ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ
Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок. Основу рынка составляет огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – наиболее динамичная статья внешней торговли. В последние десятилетия доля всех видов услуг в ВВП развитых стран достигла 70%. По данным МВФ, стоимость оказанных услуг в 1994 г. равнялась 1100 млрд. долл., что составляет около 25% общей величины экспорта, в 1997 г. эта цифра увеличилась на 1/3 и составила 1500 млрд. долл., по оценкам ВТО в 2009 г. объем оказанных услуг составил 3350 млрд. долл. В целом основными стимулами роста международных услуг являются: − развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг; − долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма; − деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности, как известно, приводит, во-первых, к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг и соответственно расширяется, во-вторых, к необходимости «производственных» услуг, дающих возможности продавать товары совместно с услугами. Потеря лидирующих позиций и сравнительных конкурентных преимуществ основными промышленными странами может оказать отрицательное влияние на показатели экономического роста и уровень бла119

госостояния, поэтому и расширяется сфера услуг, дополняющая развитие и обеспечивающая за счет расширения их объема рост ВВП. Это касается предоставления производственных услуг, связанных с производством товаров (страхование, финансовые, транспортные услуги); − переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг. За последние десять лет средние темпы роста занятых в сфере услуг составляют 5,7%, а к 2010 г. большинство американских промышленных компаний значительно сократит численность своего среднего управленческого звена и заменит их независимыми консультантами. Это скажется, во-первых, на издержках производства, снижение которых приведет к росту конкурентоспособности товаров, а, во-вторых, – на росте консультационных услуг; − индифферентность к невосполнимым природным ресурсам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэффективный экспорт. Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двухкратного роста услуг потребовалось всего лишь 7–8 лет, а для подобного расширения рынка товаров – 15. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот период она увеличилась в 2,5 раза. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли увеличился с 155 млрд. долл. в 1975 г. до 3350 млрд. долл. в 2009 г. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос в 20 раз. Доля экономически развитых стран составляет примерно 80%. Если же учитывать и объем торговли услугами новых индустриальных стран, то эта доля составит более 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы приближается к 30% (табл. 6.1). 6.1. Динамика мирового экспорта услуг
Экспорт 1970 1975 1980 1985 1990 1997 2009

Экспорт, млрд. долл. Экспорт услуг / экспорт товаров, %
120

72,8

119,4

242,5

396,1

770

1000

3350

25

24,5

22,3

23,1

20

33

27,5

Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товарами, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизительно 3/4 объема всех услуг – услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.). Но в последнее время развитие сферы услуг идет не так динамично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности: − отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле – перемещение товаров к потребителю считается более целесообразной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная; − широкая конкуренция. Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК. Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием факторных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны – США, Великобританию, ФРГ, Францию – приходится 44% мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах (табл. 6.2). Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика – туризм, Сингапур – финансовые услуги. Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров
121

6.2. Распределение экспорта и импорта услуг по странам в 2009 г.
Экспорт Страна млрд. долл. Страна % Импорт млрд. долл. %

ЕС США Великобритания Германия Франция Китай Япония Испания Италия Ирландия Россия Всего 40 ведущих стран Мир

652 474 233 227 143 129 126 101 97 91 41 3010 3350

26,3 14,1 7,0 6,8 4,3 3,8 3,8 3,0 2,9 2,7 1,2 89,8 100,0

ЕС США Германия Великобритания Китай Япония Франция Италия Ирландия Испания Россия Всего 40 ведущих стран Мир

543 331 253 161 158 147 126 115 103 87 59 2760 3345

23,0 10,5 8,1 5,1 5,0 4,7 4,0 3,6 3,3 2,8 1,9 87,8 100,0

Источник: www.wto.org составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.
122

Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (табл. 6.3). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59 и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии в начале XXI века увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности. Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны – невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами. 6.3. Показатели роли сферы услуг в экономике
Доля сектора услуг в ВНП Государственные услуги Частные услуги Доля занятых в сфере услуг Государственные услуги Частные услуги

Темп роста

Страны

Великобритания США Франция ФРГ Япония

43 58 49 47 56

Темп роста

– 3,2 3,5 4,9 4,5

14 13 13 12 9

– 1,2 2,3 4,7 3,8

47 59 48 41 55

Темп роста

– 2,6 2,6 0,4 2,4

22 48 19 16 7

0,9 0,9 2,2 1,1

Источник: Услуги в системе мировой торговли. – М., 1990. – С. 13.
123

Темп роста



Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии. Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов. 6.2. СТРУКТУРА РЫНКА УСЛУГ Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида – фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В СНС10 услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые). В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) – это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность). По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:
10

СНС – система национальных счетов.

124

1. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала – сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории. 2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание – проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование – учеба в зарубежных университетах, колледжах. 3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов. 4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи. В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д. Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ» з дисципліни «Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття та види цінних паперів
Гіринг і вартість капіталу
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
Особливості фондового ринку України


Категорія: Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз | Додав: koljan (16.06.2012)
Переглядів: 1570 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП