Формы внешнеторговой политики были определены в теориях международной торговли, возникших в конце XVIII – начале XIX вв. Как известно, выделяют две основные формы внешней торговли: свободная торговля и протекционизм. При этом все видные представители экономической науки доказывали необходимость развития внешнеэкономических связей, поскольку они расширяют возможности развития производства товаров и услуг, влияют на увеличение богатства нации и повышение качества жизни широких слоев населения. Большое внимание развитию внешнеэкономических связей уделял основоположник классической политэкономии Адам Смит, который отмечал, что свободный обмен товарами позволяет полностью использовать весь потенциал каждой страны по созданию национального богатства. Согласно теории «абсолютных преимуществ», изложенной А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), обмен благоприятен для каждой страны, так как каждая находит в нем абсолютное преимущество. Смит писал, что «правило каждого рассудительного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться сделать самому вещь, которую ему будет дешевле купить, чем сделать7. Обмен между двумя нациями позволяет каждой из них реализовать излишки конкурентоспособного производства и таким образом придать стоимость тому, что иначе было бы бесполезным. Путем расширения рынка за пределы национальных границ обеспечивается развитие производства внутри страны и тем самым повышается национальный доход. В своем фундаментальном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) Давид Рикардо показывает, в каких пределах возможен и желателен обмен между двумя странами, и выделяет критерии международной специализации8. Рикардо пришел к выводу о необходимости развития внешнеэкономических связей, которые оптимизируют использование труда. Теория интернациональной стоимости товаров и услуг показала, что цены товаров на мировом рынке стимулируют обмен между странами. Это – рыночные цены, которые зависят от спроса и предложения. Следовательно, благодаря конкуренции между производителями 7 Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1993. – С. 23. 8 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Сочинения. – М., 1955. – Т. 1.
104
разных стран на мировом рынке удается довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше национальной стоимости в развитых странах. Классический анализ XIX в. не объяснял происхождения сравнительного преимущества, которым располагала какая-либо страна относительно того или иного товара. В начале XX в. работы Эли Хекшера и Бертила Олина доказали, что это объяснение находится на уровне обеспеченности факторами производства. Хекшер Э. в 1919 г. установил, что международный обмен проистекает из относительного изобилия или относительной редкости факторов производства (капитала, труда, земли), которые находятся в распоряжении различных стран. Каждая страна имеет тенденцию специализироваться на том производстве, для которого соотношение факторов производства, которыми она располагает, является наиболее благоприятным. В 1933 г. Бертил Олин уточнил этот анализ. Международный обмен должен вызывать тенденцию к выравниванию ценовых факторов производства в долгосрочной перспективе. Это же подтвердил в 1948 г. Поль Самуэльсон, отметив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Эта теорема была названа теоремой HOS, по именам трех экономистов – Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона. В действительности, цены факторов производства продолжают различаться в странах мира. Издержки, неотделимые от международного обмена товаров (транспорт, страхование, торговые издержки), тормозят специализацию и препятствуют выравниванию цен на факторы производства. Государственное вмешательство и социальные составляющие экономической жизни также влияют на общую направленность движения товаров и услуг в международной торговле. Таким образом, международный обмен оказывается экономически полностью оправданным. Он не только позволяет оптимизировать использование как производственных возможностей всего мира, так и национальных факторов страны, но и приводит с течением времени к выравниванию цен на факторы производства. Современными экономистами Василием Леонтьевым, Раймондом Верноном и другими была развита теория сравнительных преимуществ, которая в настоящее время включает понятия технического прогресса и неравномерности его распространения между странами. Внешнеэкономические связи усиливают концентрацию производства, 105
внефирменную экономию средств, благоприятствуют развитию существующих отраслей промышленности. На протяжении 1980-х гг. во внешнеторговой и финансовой политике западных государств отчетливо взаимодействуют две тенденции – дерегулирование отдельных товарных и особенно валютно-финансовых потоков и одновременное ограждение национального экономического пространства, рост протекционизма. При этом «дерегулирование особенно активно проявляется в валютно-финансовой сфере, тогда как протекционизм наиболее ощутимо дает о себе знать в сфере торговли9. На практике дерегулирование и протекционизм тесно переплетены и взаимодополняют друг друга, превращаются в инструмент хозяйственной политики. Так, импортные ограничения на ввоз определенных товаров в сочетании с дерегулированием потока иностранных частных инвестиций часто применяются для того, чтобы привлечь заграничные капиталовложения в отдельные отрасли. Установление определенного срока действия импортных ограничений может стать также действенным средством, вынуждающим предпринимателей защищаемой отрасли форсировано модернизировать свои предприятия. Отчетливо наблюдается эволюция форм и методов регулирования внешнеэкономических экспортно-импортных операций. Многие ранее важные инструменты теряют свое значение. Определенную роль играют в этом международные организации (ВТО, МВФ и др.), достигающие, хотя и с большим трудом и проволочкой, договоренности о снижении различных барьеров, мешающих передвижению товаров, капиталов и в меньшей степени рабочей силы. Так, начиная с 60-х гг. ХХ в. средний уровень тарифного протекционизма в ведущих западных странах сократился с 30 до 5%. Устранены в результате международных договоренностей многие формы контроля над валютно-финансовыми операциями. Некоторые инструменты протекционизма теряют свою значимость в результате бурного научно-технического прогресса и возможности быстро варьировать характеристиками продукции. Введение в США и Западной Европе количественных ограничений на импорт автомобилей и некоторых видов электронной техники способствовало повышению качества вывозимой японскими компаниями продукции, росту цен и увеличению их экспортной выручки. Протекционизм в промышленно развитых странах, как отмечали эксперты МВФ, продолжает оказывать сильное влияние и в ряде случаев приводит к росту мер, ограничивающих торговлю (IMF. Issues and Developments in International Trade Policy. Wash., 1988. P. 1). 106 9
Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в государствах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики России как одного из важнейших факторов ее социальноэкономического развития, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач. Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, составляющего 1–2 % в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6 – 8 % в год). Следовательно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда. Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает: − специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки; − достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования мировых энергетических рынков; − реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья; − усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; 107
− обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости; − создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров; − выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках; − усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка. Основными индикаторами достижения цели внешнеэкономической политики являются: − повышение доли России в мировой экономике с 3,2 % мирового валового внутреннего продукта в 2007 г. (по паритету покупательной способности) до 3,8 % в 2015 г. и 4,3 % в 2020 г.; − увеличение российского экспорта с 354 млрд. долл. США в 2007 г. до 630 – 650 млрд. долл. США в 2015 г. и более 900 млрд. долл. США в 2020 г. (при условии колебания мировых нефтяных цен в ценах 2007 г. в пределах 80 – 90 долл./барр.); − увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110 – 130 млрд. долл. США) по сравнению с 2007 г.; − увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд. долл. США) к 2020 г. по сравнению с 2006 г.; − увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5 – 10 % по 5 – 7 крупным позициям. Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации: − обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики; − перевод экономики на инновационный путь развития; − активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав; − открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции; 108
− предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер; − специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний; − географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития; − активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию; − расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики. В Российской внешнеторговой политике согласно МЭРиТ можно выделить следующие направления. Первое направление – обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Второе направление – содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Третье направление – интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Четвертое направление – повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов. Пятое направление – формирование интегрированного евразийского экономического пространства, включая: Шестое направление – создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФОРМЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ» з дисципліни «Економічні процеси в світовому господарстві: введення в економічний аналіз»