ФУНКЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «КОНТУРА САМОВОСПРОИЗВОДСТВА» ФИРМЫ
Функции подсистемы «контура самовоспроизводства» фирмы В современной фирме все основные компоненты «контура самовоспроизводства» являются «мягкими» в терминах П. Чекланда (Checkland, 1981), т. е. представляют собой в первую очередь систему отношений между людьми. Насколько оправданно включать в «контур самовоспроизводства» не только людей с определенными знаниями и навыками, но и материальную и информационную среду фирмы? Здесь представляется уместным привести развернутую цитату из работы Р. Адамса «Социальная эволюция и социальное воспроизводство» (Adams, 1991, Р. 868): Общепринято считать, что организация зависит от определенных знаний и навыков своих участников. Для многих достаточно сложно признать, что организация также включает в себя материальные и информационные артефакты, обеспечивающие деятельность этих участников. Однако очевидно, что не существует военных сил без оружия,
1
Инструкции
«Технологии»
Совокупность явных и неявных ключевых знаний и компетенций (в т. ч. процедур, стратегий, ноухау и пр.) Подсистема производства: акторы и артефакты, воплощающие совокупность знаний и компетенций в регулярно воспроизводимых действиях(рутинах)
2
Блок производства функциональных блоков
«Реализаторы»
3
Блок копирования инструкций
«Наставники»
Подсистема обучения и оперативного контроля: акторы и артефакты, обеспечивающие трансляцию «технологий» новым «реализаторам»
не существует бюрократии без документов и картотек, не существует домашнего хозяйства без запасов еды, не существует карточного клуба без игральных карт, не существует футбольной команды без мяча, и т. п. Поскольку социальные организации наполняют эти предметы определенным смыслом, такие предметы становятся частью плана, модели, структуры организации, и они должны рассматриваться как часть це-
4
Контроллер
«Контролеры»
Подсистема координации: акторы и артефакты, обеспечивающие координацию действий акторов в других подсистемах, чтобы достичь необходимой согласованности и синихронизированности
лостной системы. «Технологии», ны как говорилось ранее, субстанция» могут быть также описа(сикак «информационная организационных рутин
стема явных и неявных человеческих знаний, в терминах М. Поланьи (Polanyi, 1966)), поскольку они с необходимостью включают в себя (в некоторой форме) описание основного технологического процесса ор-
5
Экстрактор ресурсов
«Поставщики ресурсов»
Подсистема ресурсного обеспечения: акторы и артефакты, обеспечивающие приток необходимых для самовоспроизводства ресурсов
ганизации, различных поддерживающих организационных процедур и использующихся при этом процессов управления. Кроме того, они также включают (в явном или неявном виде) образцы корпоративной самоидентификации (т. е. элементы «корпоративной культуры»), структуру социальных отношений внутри организации и т. п. (Wilderom, Van der Berg, 2000) В терминах общего подхода к самовоспроизводству социальных систем, технологии представляют собой стратифицированраспределенную между работниками и ру1. 2). Стоит
ководителями предприятия (см. более подробно раздел 5. фичность»
заметить, что значение имеет не только (и даже не столько) «специзнаний (например, наличие особых «неявных» навыков у
щ
108
Павел
Лукша.
Самовоспроизводство
в
эволюционной
экономике
Глава 4
109
конкретных работников), но и их распределение между участниками системы, т. е. правильно подобранная конфигурация общеизвестных навыков, умений и знаний (Hargadon, Sutton, 1997; Galunic, Rodan, 1998). Функции «реализаторов» исполняет в первую очередь основной и вспомогательный персонал (вооруженный средствами производства). К этой категории можно также отнести низовой управляющий персонал, сочетающий управленческие функции с непосредственным участием в производственных процессах. «Наставники» выполняют в фирме функции «копировального автомата». Это позволяет утверждать, что для них могут справедливы те свойства, которыми обладает «копировальный автомат» в автомате фон Неймана, а именно: (1) для того, чтобы обучать новых участников организации, «наставники» не обязательно должны владеть всеми технологиями сами, их основная задача — транслировать технологии, хранящиеся где-либо (например, в корпоративном справочнике процедур) «реализаторам» (это аналогично тому, что «копировальный автомат» сам не запоминает никаких инструкций), и (2) «наставники» могут передавать инструкции «реализаторам» через передачу им распоряжений и контроль за реализацией этих распоряжений (это аналогично тому, что «копировальный автомат» передает копию инструкций «производственному блоку»). По-видимому, в самовоспроизводящейся фирме институт «наставников» может не присутствовать в явном виде: эту функцию может выполнять, например, средний менеджмент, сочетающий управленческие и менторские функции в руководстве основным и вспомогательным персоналом (метод управления, известный как «коучинг» (Цандер, 1992)). В логическом автомате фон Неймана предполагается, что каждый блок будет строго выполнять предназначенную ему функцию в соответствии с инструкциями. В фирме, состоящей из людей, сотрудники не всегда могут (или желают) выполнять процедуры и процессы предписанным образом. Поэтому на передний план выходят вопросы передачи инструкций, мотивации к выполнению и реакции на оппортунистическое поведение сотрудников. Как следствие, фирме необходимы механизмы внутреннего управления и контроля, реализуемые нижним (мастера, бригадиры) и средним уровнем менеджмента. Функции координатора (контролера) также необходимы фирме, хотя многие виды деятельности могут координироваться в ней путем самоуправления («автоматической» синхронизации исполнителей (Цетлин, 1969)). Данная функция становится остро необходимой в
крупных организациях, где исполнительская деятельность носит массовый характер (выполняется большими группами работников), а также возникает несколько центров управленческого-исполнительской регуляции (например, в так называемых М-фирмах); в этом случае, функции контролера исполняются специализированной группой управленцев (генеральным директором и высшим/средним менеджментом), которая обеспечивает согласование деятельности подразделений. Для реальных крупных фирм характерно наличие нескольких центров влияния, вынужденных согласовывать операции между собой. В таких фирмах проблема организационного воспроизводства и внутрифирменной координации оказаны тесно друг с другом связаны. Можно указать на то, что протоколы и регламенты взаимодействия подразделений между собой, различные коммуникационные рутины, а также организационные компоненты (подразделения), обеспечивающие согласование решений и действий, в таких фирмах являются необходимым элементом организации, и процесс их воспроизводства гарантирует воспроизводство всей корпорации. То, что такие структуры тоже воспроизводятся, очевидно: обратим внимание на задачи сохранения кадров и поддержания практик в финансово-учетных и административных подразделениях, а также в высших органах управления (комитеты, правления и пр.) Ч| Результатом деятельности фирмы является не только производство продукта, поставляемого на рынок, но и воспроизводство самой себя (создание своей копии в пространстве и времени). Последнее включает воспроизводство «технологий» (формирующих «генотип» фирмы) и подсистем акторов, необходимых для дальнейшей эффективной работы фирмы. Это полностью соответствует интерпретации Г. Б. Клейнера, который подчеркивает, что одним из основных результатов фирмы является воспроизводство культурно-институциональной системы (Клейнер, 2004,2005). Процессы, протекающие в «контуре самовоспроизводства» фирмы, схематически представлены на рис. 4. 2. Данная структурнофункциональная модель соответствует модели НЕСС как автомата фон Неймана (представленной на рис. 3. 6). Следует заметить, что потокам энергии в НЕСС соответствуют потоки человеческих ресурсов в «контуре воспроизводства» фирмы. Стоит также отметить, что «технологии» в фирме не существуют (как правило) в виде отдельного компонента, а распределены в других подсистемах, в первую очередь — в нервных системах участников фирмы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФУНКЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «КОНТУРА САМОВОСПРОИЗВОДСТВА» ФИРМЫ» з дисципліни «Самовідтворення в еволюційній економіці»