В этой книге речь идет о реализации моральных норм и идеалов в условиях современных рыночных экономик. Это является структурной проблемой. Поэтому мы могли и в этом разделе аргументировать согласно структуре внутренних проблем рыночной экономики: дефициты в международном контексте мы повсюду упоминали в примерах. За этим стоит точка зрения, что рыночная экономика или социальная рыночная экономика представляет собой также для порядка международных отношений лучший из известных до сих пор вариантов, и что проблемы внутри государств Третьего и Второго мира, а также в международных (экономических) отношениях в принципе имеют ту же структуру, что и внутренние проблемы рыночно упорядоченных экономик и государств. Тем не менее мы хотим, даже ценой грубого упрощения, расставить некоторые акценты в отношении международных связей, тем более что общественность часто обвиняет в сложившемся в Третьем мире неблагоприятном положении рыночную экономику или "капитализм". Мы не можем однако рассматривать проблему перехода к рыночной экономике более углубленно.
1. Сначала обратимся к странам третьего мира. Практически нигде нельзя говорить о рыночной экономике в нашем понимании. Скорее здесь преимущественно речь идет о досовременном феодализме или неофеодализме, и уже К. Маркс считал феодализм экономически устаревшим, более не продуктивным. Основополагающую предпосылку для "благосостояния народов" представляет порядок, внутри которого может приобрести развитие важнейший производственный фактор - труд. Рабочей силы - в избытке, но практически отсутствуют все элементы порядка эффективной рыночной экономики, чтобы сделать их труд продуктивным. Демократия, как правило, находится в безнадежном состоянии, конституции - в большинстве случаев только на бумаге. Не хватает понимания правового государства. Экономический порядок, если его вообще можно назвать "порядком", покровительствует организованным заинтересованным группам, начиная с крупных землевладельцев, государственных служащих и военных до профсоюзов развитого сектора. Жертвами падают неорганизованные группы. Как говорит, например, Олсон: "забытые группы - молча страдают"[68]. Система управления не развита, система финансовых отношений - из-за зависимости эмиссионного банка от правительства находится в плачевном состоянии, государственное потребление (содержание чиновников) достигает головокружительных высот. Утечка капитала - рациональный ответ обладателей даже средних доходов на уровень инфляции, который составляет не редко более ста процентов в год. Расходы на вооружение и на предметы роскоши для богатых, не редко финансируемые за счет инфляции и искусственного завышения обменного курса, лишает ресурсы разумного применения. Как следствие, удорожание экспорта и вместе с тем потеря конкурентоспособности на международных рынках. Кроме того, широко распространенная защита отечественных производителей от международной конкуренции приводит к неэффективности. И все это, как правило, сопровождается сильным ростом населения, который с лихвой «компенсирует» скромный прирост общественного продукта. Восьмидесятые годы считаются для стран Третьего мира потерянным десятилетием. Во-первых, не трудно предположить, что эти безнадежные отношения не изменятся до тех пор, пока не смогут развиться политические, т.е. конституционные, правовые и организационные предпосылки для функционирующей рыночной экономики. Это включает ограничение власти организованных заинтересованных групп, распределительных коалиций, а также, например, стабилизацию валюты. Необходимы не конкретные "экономические программы", а политические реформы[69]. Страны и международные институты, которые предоставляют помощь развивающимся странам, должны привязывать помощь строго к реформам такого типа ("принцип выдвижения условий"). Во-вторых, особое значение имеет создание человеческого капитала,[70] в двух отношениях. С одной стороны, решающая причина "благосостояния народов" состоит не в полезных ископаемых, земле, военной силе и аналогичных вещах, а в капитале, который люди имеют в своих руках и головах. Интеллигентный труд - наряду с соответствующим порядком - является решающей предпосылкой для экономического прироста и общественного развития. Поэтому инвестиции в частично отстающую систему образования всегда являются разумной стратегией. С другой стороны, эта стратегия, если образование коснется также женщин, девушек, имеет важный настоятельно востребуемый эффект на развитие населения. Если девушки получают школьное образование, то фаза рождения детей наступает - статистически - позже. Но прежде всего тогда женщины смогут все больше находить себе занятие на рынке, вследствие чего растут затраты на содержание и воспитание детей: затраты являются потерями комфорта, они заключаются в потери выгоды от иной полезной альтернативы, и при этом - еще весьма скромном рыночном доходе женщины должны брать на себя более высокие расходы, если они
посвящают себя детям[71]. Ничего не говорит против того, чтобы женщины отвечали на это - желанное для них - увеличение расходов на воспитание детей ограничением их рождения - помимо растущего вследствие образования самосознания женщин, крайне желательного по общественно-политическим и этическим причинам. В том же направлении подействовало бы введение социального страхования, даже если в начале оно может быть обеспечено только на скромном уровне: тогда больше не требуется большое количество детей для обеспечения родителей в старости. Упрощенно и заостренно можно высказать следующую формулу решения: "Меньше людей посредством меньшей нищеты, а не: меньшая нищета посредством меньшего количества людей"[72]. Без основополагающих политических и экономико-политических реформ Третьего мира не осилить развития. Финансовая помощь развивающимся странам или реструктуризация долгов без таких реформ означали бы расточительство. Именно там, где нужда особенно сильна, вся целенаправленная благотворительность требует жесткого расчетливого экономического разума, иначе она попадает в механизмы, которые тратят помощь неэффективным для народной экономики способом. Например частичная реструктуризация долга, которая не привязана к строгим условиям политических реформ, становится для получателя стимулом продолжить несбалансированную экономическую политику. Эти высказывания снова имеют парадигматический характер. Прагматически - в особенности в концепции, принимающей социальную рыночную экономику - возможно и желательно многочисленное приспособление к конкретным социальным условиям и помощь при переходе к рыночной экономике. В конце концов те, кого это касается, должны иметь возможность дать свое согласие процессу, которого можно ожидать, если будут удовлетворены их самые элементарные потребности и будет создано обоснованное доверие к политике их страны. До сих пор мы следовали основной мысли, что все экономическое развитие в конечном итоге должно опираться на собственные силы. Таким образом, речь шла не об обвинении, а о теоретическом выявлении условий для развития и благосостояния, которых, в этом исследования полностью единодушны, сегодня практически нет в странах Третьего мира. Но вместе с тем промышленные нации ни в коей мере не освобождаются от их ответственности перед этими странами. 2. Для многих людей ответственность промышленных наций по отношению к развивающимся странам может вытекать из "внешних" измерений, таких как воля Божья, общей морали гуманности и т.п. Не будет противоречия этой точке зрения, если мы в нашем теоретическом положении особо выделим, что эта ответственность промышленных наций в значительной мере следует из их собственного долговременного интереса, из их уже сейчас практикуемой политики и из ожидаемого развития. Если величина рынка определяет степень разделения труда, ибо - разумеется принимая во внимание расходы на трансакции - увеличение рынков способствует разделению труда с более высокой продуктивностью, то совместная работа с большим количеством развитых стран глобально представляет выгоду для промышленных наций. Они должны инвестировать в страны Третьего мира, исходя из собственного долговременного интереса благосостояния. Кроме того, из уже существующих отношений обмена в соответствии с принципом взаимности для промышленных наций следуют также и обязательства, и в итоге промышленные нации должны рассчитывать на возрастающую, возможно огромную иммиграцию бедности, управление или сопротивление которой проглотило бы невообразимые ресурсы[73]. Согласно этим рассуждениям, которые могут быть только
кратко обозначены, экономически-этическая целевая установка солидарности всех людей, из которой мы исходили, согласуется с долговременными собственными интересами промышленных наций. Что конкретно они должны делать? В рамках этой книги мы можем только поставить три акцента. Во-первых, промышленные нации должны поддерживать развивающиеся страны в их политических и экономикополитических реформах при помощи совмещения убеждений и экономического давления. В центре внимания находятся демократия, правовая государственность, эффективное управление, школьная система и организация рынков. Это стоит денег, но развивающимся странам так сильно не хватает не столько денег и технической помощи, а прежде всего социально-технологических ноу-хау. Поэтому финансовая помощь на развитие должна быть привязана к политическим реформам: это касается как стран-кредиторов, так и международных организаций. В прошедшие десятилетия помощь была часто привязана к конкретным программам; за этим стоял кейнисианский оптимизм относительно управления экономическими процессами. Важно избавиться от этого представления и воздействовать на улучшение структур политического порядка. Против этого развивающиеся страны часто возражают, что речь идет о навязывании западных экономических реформ и западной культуры; в более узкой политической сфере - о вмешательстве в суверенитет народов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Международные проблемы» з дисципліни «Економічна етика і етика підприємництва»