Возможность государственного регулирования ставки процента. Обоснование модели IS — LM
Предметом модели капитала является экономический базис. Государственное регулирование выходит за его рамки. Но наш анализ показывает, какие экономические категории поддаются государственному регулированию, а какие нет. Так, регулирование цен, основанных на объективной, не зависящей от воли экономических субъектов и государства стоимости, не может дать желаемого результата. Здесь мы не рассматриваем особых случаев ценового регулирования, в частности антимонопольной политики, которая направлена на то, чтобы ослабить инфляционный импульс повышения цен, –, импульс, результатом которого является общее повышение уровня цен при той же величине стоимости общественного продукта. Иное дело – процент. Поскольку процент определяется не стоимостью денежного капитала-товара, или стоимостью денег, а исключительно спросом и предложением денег, то это дает возможность государственного регулирования ставки процента. Регулирование ставки процента – один из главных инструментов государственного регулирования. При анализе накопления капитала на уровне I и II томов «Капитала» ссудный капитал и процент не рассматривались. Предполагалось, что процесс воспроизводства общественного капитала опосредуется деньгами. Законы, определяющие количество денег в обращении, были выяснены еще на исходном уровне – «Товар и деньги». Количество денег, необходимых в качестве средства обращения, было равно сумме цен (идеальное количество денег, в макроэкономике – спрос на деньги»), которым, с поправкой на скорость обращения одноименной денежной единицы, должны были соответствовать реальные деньги (предложение денег). На данном уровне исследования это положение дополняется учетом фактора ссудного капитала: воспроизводство и обращение всего общественного капитала опосредуется кредитованием под определенный процент. На рынке функционируют деньги как деньги и деньги как товар (или денежный капитал как товар). Накопление капитала осуществляется не только за счет самофинансирования, но и за счет привлечения кредитных средств. С развитием экономики развивается и кредит. Его роль в процессе воспроизводства возрастает. Мы выяснили, что процент – это отношение между двумя капиталистами, а точнее, между двумя классами капиталистов – денежных и функционирующих, которые имеют равные права на одну и ту же часть общественного богатства – среднюю прибыль. Это подтверждается широким диапазоном колебаний ставки процента под воздействием спроса и предложения. Теоретически (если процент равен нулю) функционирующий капиталист работает с заемным капиталом, как со своим собственным и получает всю прибыль. Если процент достигает максимальной величины, то, напротив, прибыль достается денежному капиталисту. Ставка процента фокусирует, таким образом, с одной стороны, притязания денежных, а с другой – функционирующих капиталистов на среднюю прибыль. Если бы все функционирующие капиталисты перешли в разряд денежных, то предложение превысило бы спрос и ставка процента упала бы до минимального уровня. В этом случае началось бы обратное превращение денежных капиталистов в функционирующих. Высокая ставка процента препятствует накоплению капитала; низкая, напротив, стимулирует накопление, или (в макроэкономической терминологии) инвестиции. С точки зрения циклического развития экономики (без государственного регулирования), низкая ставка процента в большинстве случаев соответствует периодам процветания, повышение процента – переходу от процветания к следующей фазе цикла. Максимум процента соответствует кризису, когда, чего бы это ни стоило, приходится брать взаймы для производства платежей. Повышению процента соответствует понижение курса ценных бумаг (который будет рассмотрен ниже), что в свою очередь увеличивает спрос на деньги для приобретения за бесценок таких ценных бумаг, которые при нормальном ходе дел должны снова достигнуть по меньшей мере своей средней цены, как только ставка процента снова понизится. Как отмечалось, период кризиса характеризует падение средней нормы прибыли, что сокращает диапазон изменений ставки процента. Ставка процента фокусирует различные экономические процессы, поэтому возможность государственного регулирования ставки процента (в границах, определяемых средней нормой прибыли) позволяет проводить целенаправленную политику развития реального сектора экономики, сглаживания циклических колебаний, предотвращения или смягчения кризисов. Государство действует в направлении, обратном соотношению спроса и предложения. Если экономика близка к рецессии (замедлению темпов экономического роста), или спаду, то ставка процента понижается; если необходимо стимулировать подъем, то ставка процента повышается. Макроэкономическая модель IS — LM – одно из самых значительных достижений описательной науки. Равенство инвестиций сбережениям было рассмотрено ранее. Оно представляет собой агрегированное условие простого и конечный результат расширенного воспроизводства общественного капитала, т. е. условие равновесия воспроизводства. Оно действительно означает равновесие на всех товарных рынках. Кривая LM отражает равновесие на денежном рынке. При этом обе кривые привязаны к ставке процента. В такой форме устанавливается связь процента с действительным движением капитала. Модель имеет практическое применение, несмотря на то что в ней отсутствует связь ставки процента со средней нормой прибыли, или, по Кейнсу, отсутствует сравнение нормы процента с предельной эффективностью капитала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возможность государственного регулирования ставки процента. Обоснование модели IS — LM» з дисципліни «Теорія суспільного багатства. Підстави Мікро- та макроекономіки»