Процесс формирования затрат банка и управление ими в практической деятельности банка, как уже отмечалось, является не самоцелью, а одним из факторов обеспечения его финансовой устойчивости. Достижение банком определенного экономического роста, повышение эффективности его работы невозможно представить без анализа производимых банком затрат, их планирования, определения наиболее оптимальной структуры, наконец, без поиска банком способов снижения затрат. Цель, которую преследует управление затратами, состоит в достижении намеченных результатов деятельности банка наиболее экономичным способом. При этом задачи менеджеров банка по управлению затратами всегда конкретизируются в зависимости от общих целей развития банка, сроков и объемов производимых им и предполагаемых операций, наконец, от внешних факторов. При этом задачи процесса управления конкретизируются в зависимости от целей, сроков и объемов производимых или будущих затрат банка. Так, задачей долгосрочного планирования затрат является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых видов услуг и продуктов банка, новых рынков. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования, капитальные вложения. Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей банка. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инфляционного процесса, зависит от поведения конкурентов, политики государства в области финансового управления, международных факторов, а иногда и обстоятельств непреодолимой силы, то краткосрочное планирование затрат более точно, поскольку обосновывается годовыми и квартальными расчетами. Необходимость постоянного соотнесения доходов и расходов, ужесточение контроля за последними на фоне снижения рентабельности активных операций, низкого уровня процентной маржи по операциям межбанковского и коммерческого кредитования обусловливает выделение затрат банка как самостоятельного объекта управления в банке и как объекта управленческого учета. Существуют традиционный и нетрадиционный подходы к определению затрат в качестве объектов управления. Согласно первому из них, законодательно обусловленному и базирующемуся на системе бухгалтерского учета*(32) , выделяются операционные и неоперационные, процентные и непроцентные затраты банка. Данный подход необходим для анализа общего экономического состояния банка и характеризует общий уровень управления в банке, качество финансового менеджмента. Нетрадиционный подход, в свою очередь, делится на два подхода к выделению затрат как объекта управления. Первый - "продуктоориентированный" - предполагает выделение затрат исходя из развития тех или иных банковских продуктов или услуг. Так, в банке могут быть выделены затраты на организацию расчетного обслуживания, кредитование, депозитные и другие операции. Второй подход, "клиентоориентированный", предполагает выделение из общего числа затрат затраты, связанные с обслуживанием юридических или физических лиц, проведением межбанковских операций, "освоением" банком регионов и пр. И "продуктоориентированный" и "клиентоориентированный" подходы, по сути, характеризуют затраты не только как объект управления, но и как объект управленческого учета. Цели и задачи управленческого учета, как известно, значительно шире бухгалтерского. Они наиболее адекватны целям управления затратами, так как обеспечивают менеджмент банка всей необходимой информацией для реализации стратегии его развития. Преимущество управленческого учета в том, что он строится на принципах целесообразности, на тех правилах и приемах, которые определяет для себя каждый банк: калькуляции затрат банка по каждой услуге и продукту; адекватности целям и задачам банковского менеджмента; целесообразности и эффективности затрат; безотносительности к нормам и юридическим требованиям вышестоящих организаций. Основываясь на практическом опыте работы российских банков, можно выделить два основных уровня в управлении затратами банка. Первый уровень - регулирование затрат банка со стороны Банка России. Второй уровень - организация управления затратами конкретным коммерческим банком - традиционно рассматривается как его внутренняя работа. Необходимость в осуществлении такого управления вытекает из интереса менеджеров и собственников банка к качественному увеличению той капитальной базы, которая будет направлена на дальнейшие инвестиции, связанные с расширением сферы деятельности банка на рынках, территориальным интересом (открытием дополнительных офисов, филиалов) и в конечном итоге в увеличении прибыли. С одной стороны, в соответствии с банковским законодательством Банк России формирует для банковской системы условия свободного рынка, при которых каждый банк самостоятельно развивается на равных условиях с другими. Это относится и к формированию банком затрат. Стремясь ограничить риск банкротств, Банк России ввел механизм выполнения обязательных нормативов и создания резервов на возможные потери. Первым нормативом, регулирующим деятельность банков, является, как известно, норматив достаточности капитала, который призван поддерживать соотношения капитала к активам банка, взвешенным с учетом рисков. Для поддержания достаточного уровня возможны варианты как интенсивного увеличения капитала путем получения прибыли вследствие проведения политики по оптимизации и увеличению эффективности проводимых операций, так и экстенсивного варианта - привлечение дополнительного капитала за счет внешних источников, не требующих значительных качественных улучшений внутрибанковских процессов. Введение норматива Н1 , нормативов ликвидности (Н2 , Н3 , Н4 и Н5) и целого ряда других, безусловно, косвенным образом влияет на формирование банком затрат. К косвенным мерам регулирования затрат банков, причем в части их существенного увеличения, относится и ряд требований Банка России, необходимых для снижения риска банкротства кредитных организаций, в частности наличие: службы внутреннего контроля для отслеживания соблюдения нормативных актов Банка России, связанных в основном с требованиями к бухгалтерскому учету и отчетности; в штатном расписании банка комплайнс-контролера, который должен отслеживать рискованность финансовых вложений и создавать механизмы для минимизации убытков от проводимых операций (это касается в основном срочных сделок, подверженных высоким рискам, связанных с изменениями внешних факторов). С другой стороны, результатом достаточно быстрого и во многом хаотичного формирования двухуровневой банковской системы России явилось то, что качество банковского менеджмента, как отмечалось выше, во многих банках неадекватно задачам, которые стоят перед ними. Косвенные меры регулирования и контроля со стороны Банка России за формированием затрат банков нельзя назвать достаточно эффективными, что подтвердил ряд произошедших кризисов банковской системы как 1998 года, так и 2004 года, выявивших, в частности, среди других болевых проблем неспособность менеджмента эффективно управлять банковским капиталом. В связи с этим Банку России необходимо усилить свои позиции в сфере надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, в том числе предлагая практические рекомендации и методики в области менеджмента. Это касается в первую очередь затрат банков, их планирования и контроля, необходимых для повышения производительности и эффективности работы банков. Затраты банка, равно как и его прибыль, доходность, качество активов и пассивов, должны быть объектом регулирования Банка России. Это обусловлено прежде всего необходимостью ограничения нефункциональных затрат банков и введением жесткого контроля над сохранением ресурсов вкладчиков, инвесторов и собственников банков. В последнее время можно отметить определенный интерес Банка России к процессу формирования банками затрат, который выразился, в частности, в ужесточении требований к оценке рискованности активов и формированию резервов. Мера обоснованная, но явно недостаточная. Пока существует методический и нормативный вакуум в практике управления затратами, банки вынуждены осуществлять самостоятельные разработки, основываясь при этом на имеющемся опыте и знаниях. И речь идет не столько о стремлении менеджмента добиться высокой степени детализации и точности в учете затрат, сколько о его способности оптимизировать затраты банка наряду с обеспечением качества и доходности предлагаемых банком продуктов и услуг. Организация управления затратами предполагает не только выделение их в качестве объекта управления, но и определение субъектов управления затратами. В качестве последних выступают руководители и специалисты банка и его подразделений. Таким образом, процесс управления затратами представляет собой систему, которая включает две подсистемы: управляющую - субъект управления и управляемую - объект управления, что вполне корреспондируется с общей системой управления. Адекватно цели управления затратами - достижение намеченных результатов деятельности банка наиболее экономичным способом - можно определить важнейшие задачи, стоящие перед менеджментом банка по управлению затратами: обеспечение качественного анализа затрат банка, который позволит наиболее полно оценить эффективность использования всех ресурсов, выявить резервы снижения затрат, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат; координация и регулирование затрат (планирование) предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, оперативное выявление отклонений и, как результат этого, принятие оперативных мер по их ликвидации. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют банку избежать серьезного срыва в выполнении запланированных операций и снижения результатов деятельности в целом; создание системы управленческого учета затрат, который необходим для подготовки информации руководству банка в целях принятия правильных решений по сокращению или оптимизации текущих и будущих затрат банка; организация контроля (мониторинг) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля обусловливается корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если последние не могут быть выполнены вследствие объективного изменения условий; выбор наиболее рациональных способов и методов оптимизации затрат; разработка методик по управлению затратами банка. Решение данных задач управления возможно лишь в процессе управления затратами банка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Затраты - объект управления» з дисципліни «Управління витратами банку»