Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги*(25) . Заметим, однако, что между общим понятием "себестоимость" и "себестоимость банка" есть некоторое различие. Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, дискеты и пр.)*(26) . Существующие на рынке банковские продукты и услуги, как и у любого предприятия, являются результатом деятельности банка и предлагаются в качестве товара на различных сегментах банковского рынка. Следует заметить, что в банковской теории и практике понятия "услуги" и "продукты" зачастую отождествляются, а попытки их разграничения приводят к некоторым понятийным неточностям. Так, одни авторы указывают, что "банковский продукт - это особые услуги, оказываемые банком клиентам"*(27) . Другие, напротив, утверждают, что "банковские услуги являются разновидностью конкретного нематериального банковского продукта и выражаются в действиях банка, направленных на удовлетворение конкретных потребностей клиента денежного характера"*(28) . По мнению авторов, банковский продукт представляет собой материализацию услуг банка или в определенном смысле материализованный результат его деятельности. Так, кредит может рассматриваться в качестве продукта и означать предоставляемую в долг определенную денежную сумму, передаваемую банком клиенту на основании кредитного договора. Тот же кредит в качестве услуги означает обслуживание процесса движения ссудного капитала и включает помимо передачи клиенту основного тела кредита, начисление банком процентов за пользованием им, организацию обеспечения его залогом и пр., то есть выступает как совокупность действий банка, направленных на удовлетворение потребности клиента в кредите. Возникает вопрос: что же продает банк - продукты или услуги? На наш взгляд, и то и другое, поскольку в большинстве случаев разграничить продукт и процесс его формирования и реализации в качестве такового практически невозможно. Что касается понятия "банковская операция", то общепринятое его понимание - технические, бухгалтерские, финансовые и другие приемы и способы действий банка, совокупность и определенное сочетание которых выражается в технологии создания банковской услуги, - является исчерпывающим. Виды банковских услуг условно можно разделить по определенным направлениям деятельности банка: традиционным, дополнительным, нетрадиционным. За определенные виды услуг отвечают отдельные функциональные подразделения. К числу традиционных банковских услуг, как правило, относятся кредиты, депозиты, расчеты в наличной и безналичной формах, инвестиции и др. Дополнительные услуги обычно сопутствуют традиционным: инкассация, домициляция, расчет и управление рисками. К нетрадиционным услугам относятся: выполнение доверительных операций, факторинговые, форфейтинговые и лизинговые услуги, выпуск и обслуживание пластиковых карт, консультационные и информационные услуги, выдача гарантий, депозитарные продукты, хранение ценностей. Безусловно, понятия традиционности или нетрадиционности видов деятельности несколько условны, поскольку критерием их отнесения к тем или иным может являться момент их освоения применительно ко всей банковской системе, отдельно взятому банку или определенному периоду времени. В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Основными формами цены банковских продуктов и услуг являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов (рис. 2.1).
Внутренние факторы Внешние факторы ┌───────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │┌─────────────────────────┐│ │┌────────────────────┐│ ││ Себестоимость продукта, ││ ││ Существующие цены ││ ││ услуги ││ ││ на рынке ││ │└─────────────────────────┘│ │└────────────────────┘│ │┌─────────────────────────┐│ │┌────────────────────┐│ ││Необходимая и достаточная││ ┌──────────────┐ ││ Спрос и предложение││ ││ рентабельность продукта,│├─►│Цена продукта,│◄─┤│ на рынке данного ││ ││ услуги ││ │ услуги │ ││ продукта, услуги ││ │└─────────────────────────┘│ └──────────────┘ │└────────────────────┘│ │┌─────────────────────────┐│ │ │ ││ Маркетинговая стратегия ││ │ │ ││ банка по данному ││ │ │ ││ продукту, услуге ││ │ │ │└─────────────────────────┘│ │ │ └───────────────────────────┘ └──────────────────────┘
Рис. 2.1. Факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги
Взаимосвязь внешних и внутренних факторов является очевидной. Внутренние факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги, прямо обусловлены действием внешних факторов - сложившимися спросом и рыночной ценой, которые определяют для банка верхний ценовой предел, а также объем предполагаемой реализации продукта или услуги. Среди внутренних факторов, определяющих цену продукта или услуги банка, можно выделить: 1) основной фактор - себестоимость, которая определяется сроком окупаемости затрат и складывается из расходов банка по созданию и реализации продукта и услуги. Срок окупаемости, в свою очередь, определяется инвестиционной политикой собственников банка. Основными затратами при этом могут являться затраты на приобретение материальных активов, в частности банкоматов, счетчиков банкнот и др., затраты на заработную плату персонала подразделения, непосредственно участвующего в создании и реализации продукта или услуги, и стоимость аренды площадей; 2) дополнительные факторы: - необходимая рентабельность, связанная с целевыми установками по рентабельности капитала. Так, например, заданный капитал (фактический собственный капитал банка с учетом прогнозов роста) на начало года составляет 1000 у.е. Целевой установкой собственников банка является достижение показателя ROE (рентабельности капитала) на уровне 50% годовых - 500 у.е. Для достижения этой цели менеджмент банка должен заложить в цену продукта или услуги необходимую маржу (разница между ценой и себестоимостью), которая при реализации запланированных объемов всей совокупности банковских продуктов и услуг даст необходимую прибыль (500 у.е.) при заданном капитале; - маркетинговая стратегия банка, которая определяется внутренней ценовой позицией банка относительно цены рынка. Так, например, при проведении агрессивной маркетинговой политики, подразумевающей расширение бизнеса или экспансию на определенном сегменте рынка банковских продуктов или услуг, банк устанавливает цены на собственные продукты или услуги ниже рыночных за счет снижения наценки на себестоимость или снижения самой себестоимости. Особенности технологии оказания банком какой-либо услуги определяются как ее содержанием, так и организационной структурой банка. Причем в создании конкретного банковского продукта или услуги могут принимать участие отделы разных управлений. Их можно подразделить на операционные, обслуживающие подразделения, общебанковские административные и прочие подразделения. Для выявления затрат, связанных с теми или иными услугами, необходимо перейти к рассмотрению технологического процесса создания отдельно взятого банковского продукта или услуги. Пример процесса предоставления услуги посредством банкомата приведен на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Процесс предоставления услуги посредством банкомата
В данном примере технологического процесса задействованы многие банковские подразделения, которые выполняют определенные функции и операции. Анализ их участия в процессе создания банковской услуги или продукта необходим для точного разнесения затрат, определения производственной себестоимости банковского продукта. Для нашего примера обслуживания процесса предоставления услуг посредством банкомата участвуют следующие подразделения (рис. 2.3).
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Операционное подразделение │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Управление по работе с пластиковыми картами │ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Обслуживающие подразделения │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Управление информационных технологий │ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │Бухгалтерия │ │ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2.3. Банковские подразделения
Таким образом, производственная себестоимость включает основные статьи затрат, связанные с приобретением или арендой банкоматов, компьютерной техники, специализированного программного обеспечения, а также расходы на сопровождение техники и программного обеспечения. Необходимо отметить, что наряду с производственной себестоимостью банковской услуги или продукта в экономической литературе и на практике существует понятие полной себестоимости, которая состоит из производственной себестоимости и внереализационных расходов, возникающих в процессе функционирования подразделений, которые участвуют в технологическом процессе и процессе реализации банковской услуги или продукта. В нашем примере это могут быть хозяйственное и экономическое управления, управление рекламы и др. Расходы, связанные с деятельностью этих подразделений, также необходимо учитывать в определении полной себестоимости банковской услуги. Таким образом, технологический процесс формирования продукта или услуги определяет некий формат затрат банка, играя роль внутреннего фактора, влияющего на себестоимость продукта или услуги. При этом банк может оптимизировать затраты путем внесения корректив в технологический процесс. Например, банк может уменьшить себестоимость продукта или услуги либо: - оптимизируя производственную цепочку, в частности организацию выдачи кредита, внедрение новых технологий, что ведет к сокращению персонала и времени обработки кредитной заявки; - сокращая внереализационные расходы банка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Себестоимость банковских продуктов и услуг» з дисципліни «Управління витратами банку»