Действия службы безопасности в целях обеспечения безопасности банковских операций
Выявление в действиях предполагаемого клиента признаков возможных преступных посягательств описаны в криминалистических характеристиках соответствующих видов преступлений (типичные способы приготовления и совершения преступления, сокрытие следов преступления, типичные признаки личности преступника). Выявление возможных преступных посягательств предполагает технико-криминалистический и содержательный (фактологический) анализ представленных финансовых и организационно-правовых документов, идентификацию личности и проверку деловой репутации предполагаемого клиента. Проверочные действия выполняются службой безопасности самостоятельно либо во взаимодействии с операционными службами (работниками) банка или непосредственно операционными службами (работниками) банка в соответствии с методическими рекомендациями службы безопасности. Содержание проверки зависит от сферы банковской деятельности, а перечень проверочных действий состоит в следующем. В сфере кредитования: • технико-криминалистический анализ подлинности финансовых и организационно-правовых документов, предоставленных вероятным клиентом; • проверка подлинности сведений и документов, удостоверяющих право организации совершать сделку (заключать договор займа) в объеме и на условиях, предусмотренных проектом договора; • проверка подлинности документов, удостоверяющих личность руководителя или представителя организации, наличия у них соответствующих полномочий на получение кредита и правильность оформления доверенности; • проверка сведений, подтверждающих реальное существование организации заемщика; • проверка соответствия кредитуемой сделки законодательству и уставным документам заемщика; • проверка способности заемщика заработать средства для погашения долга и возвратить кредит; • проверка подлинности документов о вторичных источниках погашения долга (договоров о залоге, гарантии, поручительства, страхового свидетельства); • проверка подлинности целей испрашиваемого кредита, а также сведений, раскрывающих содержание и механизм реализации предполагаемого контракта. В сфере вексельного обращения: • проверка подлинности бланка векселя, подписи и оттиска печати векселедателя, поиск признаков изменения первоначального содержания векселя (путем подчисток, дописок, травления, смывания); • проверка векселя по так называемым стоп-листам — перечням поддельных, похищенных и утраченных векселей; векселей, признанных недействительными, вышедшими из законного обращения; • сбор и оценка информации о фактической надежности подлинных векселей; • проверка кредитоспособности векселедателя и наличия обеспечения по выданным векселям; • принятие мер к обнаружению возможных обстоятельств, препятствующих осуществлению любого из прав, удостоверенных векселем. В сфере обращения платежных средств (при расчетах аккредитивами): • проверка наличия банка-эмитента (наименования банка-эмитента и существования с ним корреспондентских отношений); • установление факта поступления поручения банка-эмитента об открытии аккредитива (вид аккредитива); • установление факта покрытия аккредитива (заблаговременно перечисленной суммы аккредитива либо гарантии — счета банка эмитента и наличия на нем суммы, не превышающей суммы аккредитива); • установление юридической силы аккредитива (не закрыт ли он, не истек ли его срок, не поступило ли требование плательщика о полном или частичном его отзыве, если такой отзыв предусмотрен условиями аккредитива, не заявлял ли получатель средств об отказе от использования аккредитива, если такая возможность предусмотрена условиями аккредитива); • проверка подлинности документов, удостоверяющих личность получателя средств, наличие у него соответствующих полномочий на получение денег, правильность оформления доверенности; • проверка соответствия документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, образцам документов, представленных банком-эмитентом; • проверка соответствия подписей и печати получателя ранее заявленным образцам. В сфере обращения кредитных карточек. При организации обращения: • проведение предварительной проверки персональных данных будущих владельцев пластиковых карточек и разработка рекомендаций для повышения надежности их хранения; • проверка предполагаемых организаций-партнеров, предлагающих обслуживание клиентов банка по пластиковым карточкам; • участие в разработке мер технологического характера, имеющих целью повысить надежность процедуры передачи информации платежной системы и идентификации владельца карточки; • участие в разработке и обеспечении мер безопасности в процессе изготовления карточек и их рассылки (сохранности изготовленных карточек, их заготовок и расходных материалов); • контроль за соблюдением требований по разделению уровней доступа к различным этапам изготовления карточек с целью предельно ограничить число лиц, осведомленных о вносимой в карточку ключевой информации; • участие в разбирательстве по факту совершения незаконных операций с пластиковыми картами вне банка; в подготовке и публикации специального банковского реестра с номерами блокированных пластиковых карточек (стоп-листа); • участие в разбирательстве по факту незаконных операций с пластиковыми картами непосредственно в подразделениях, осуществляющих выпуск пластиковых карточек и расчеты с их использованием. При использовании карточек: • выявление внешних признаков подделки (механические изменения, соответствие подписи на карточке подписи на платежной квитанции); • проверка номера карточки по стоп-листу; • установление личности предъявителя карточки. При расчетах чеками: 1) проверка наличия на счете чекодателя суммы средств, указанной в чеке; 2) проверка подлинности и юридической силы чека путем: • проверки отсутствия внешних признаков подчисток и исправлений; • наличия на документе обязательных для чека реквизитов; • сопоставления имеющихся в чеке реквизитов с реквизитами чековой карточки, выданной банком чекодателю одновременно с бланками чеков (номер лицевого счета чекодателя; наименование чекодателя — юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, номер его счета); • сличения суммы, на которую выписан чек, с суммой лимита, указанной на его оборотной стороне; • сличения подписи чекодателя с образцом подписи, проставленной на чековой карточке; 3) проверка документов, удостоверяющих личность получателя и правомочия его участия в операции. При расчетах платежными поручениями: 1) установление подлинности платежного поручения путем: • проверки принадлежности организации, от имени которой было выписано платежное поручение, к числу клиентов банка; • проверки факта направления в банк документа с указанным содержанием и реквизитами организацией, от имени которой он выписан; • проверки каналов, по которым документ поступил в операционную систему банка; • установления сотрудников банка, участвовавших в его получении и обработке; • установления отсутствия внешних признаков подчисток и исправлений; • проверки наличия на документе обязательных для платежного поручения реквизитов; • сопоставления имеющихся в платежном поручении реквизитов с реквизитами плательщика (банка-плательщика) и получателя (банка-получателя); 2) проверка первичных документов, послуживших основанием для перевода денежных средств (договор, контракт). Сличение содержания этих документов с содержанием платежного поручения; 3) проверка представленных учредительных и личных документов будущего владельца счета, на который переводятся денежные средства, с целью предупредить зачисление похищаемых средств на счета лже-фирм и подставных лиц; 4) проведение служебных разбирательств по факту поступления неподтвержденных платежных поручений. В сфере кассовых операций. В целях организации деятельности кассового узла: • участие в подготовке организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность кассы: положения о кассовом подразделении, приказов о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность денежных средств и ценностей, договоров о полной и коллективной (бригадной) материальной ответственности; • участие в организации технического укрепления кассового узла по соответствующим нормативам; • участие в организации приема под охрану и передачи из-под охраны хранилища ценностей; • участие в отборе персонала кассового узла; • участие в обучении работников кассы приемам безопасной работы, систематическое информирование о наиболее распространенных и вновь выявленных уловках преступников; • участие в проведении внутренних расследований по факту нарушения порядка функционирования кассы. В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений кассовой наличности: 1) лицами, не являющимися сотрудниками банка (с использованием поддельных денежных чеков). Подлинность денежного чека устанавливается путем: • проверки соблюдения порядка поступления чека в кассу (принятие чека непосредственно от получателя денег запрещается); • проверки совпадения реквизитов чека с реквизитами отдельно поступившей контрольной марки к нему; • выявления внешних признаков подчисток и исправлений; • сопоставления реквизитов чека с реквизитами получателя денежной суммы. Проверка личности получателя денежных сумм устанавливается путем: • установления подлинности личных документов; • установления соответствия данных личных документов реквизитам владельца счета;. 2) лицами из числа сотрудников банка: • выявление подложных записей о принятии денег в кассовых и бухгалтерских документах; • выявление подложных кассовых и бухгалтерских документов; • выявление фактов похищения (уничтожения) кассовых и бухгалтерских документов; • выявление расхождений между суммами, проставляемыми цифрами, и суммами, проставляемыми прописью, в приходном кассовом документе; • выявление несоответствий между суммой, указанной в объявлении на взнос, суммой, внесенной в журнал по приходу и в квитанцию о приеме денег, выданную клиенту; • выявление несоответствий в записи о поступлении денег в кассовом журнале записи в счетах клиентов, по которым должна проводиться конкретная операция; • проверка наличия в денежных чеках необходимых реквизитов (подписей бухгалтера, кассира и клиента) и их соответствия имеющимся образцам; • сличение данных о количестве поступивших в кассу денежных документов с аналогичными сведениями кассовых журналов операционных работников. В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений денежной наличности путем обсчета клиентов и контролирующего работника. Выявление хищения денежных сумм, оприходованных по кассе путем установления: • завышения в кассовых документах суммы денег, выданных клиенту; • незаконного перевода денег с текущих или расчетных счетов клиентов на другие расчетные счета; • незаконного получения по неучтенным чекам наличных денег с текущих или расчетных счетов клиентов; • внесения подложных записей в подлинный денежный чек, предъявленный клиентом (исправлений и подчисток в денежном чеке и контрольной марке к нему); • полностью подложных кассовых и бухгалтерских документов; • расхождений между данными соответствующего лицевого счета клиента и суммой, указанной в денежном чеке и кассовом журнале по расходу. В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений кассовой наличности, совершаемых с текущих и расчетных счетов клиентов: • выявление подложных записей в документах о проведении операций по безналичному расчету и сопутствующих им подложных записей в копиях платежных поручений, лицевых счетах клиентов, оборотных ведомостях по счетам; • выявление подложных выписок о движении денежных средств на лицевом счете организации-клиента; • выявление расхождений между кассовыми документами и счетами клиентов. В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений денежных сумм со специально созданных фиктивных счетов: • выявление наличия банковских счетов на имя вымышленных владельцев; • выявление фактов необоснованного зачисления на указанные счета денежных средств банка; • выявление фиктивных расходных кассовых ордеров о снятии денежных сумм с указанных счетов; • установление лиц, получающих денежные средства с указанных счетов. В целях выявления, предупреждения и пресечения незаконного использование поступивших средств: • выявление факта несвоевременного зачисления поступивших средств на счета клиентов; • выявление фактов использовании не зачисленных на счет клиента денежных средств в интересах других лиц; • выявление подложных кассовых документов, якобы свидетельствующих о внесении денег на счет клиента более поздним числом; • выявление расхождений между записями о размере внесенной суммы (либо о дате внесения денег) в приходном кассовом журнале (книге учета принятых и выданных денег) и соответствующими записями в лицевых счетах клиентов; • выявление расхождений между суммой начисления процентов, предусмотренных в договоре вклада, и реально начисленной суммой в лицевом счете клиента и в балансовом счете «Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Действия службы безопасности в целях обеспечения безопасности банковских операций» з дисципліни «Концепція та система безпеки банку»