Универсальная карточная платежная система может состоять из следующих участников: • банки или финансовые компании, являющиеся эмитентами карт; • клиенты банка-эмитента или держатели карт; • эквайеры – банки или финансовые компании, выдающие по картам наличные, производящие расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг, принимающими карты к оплате; • организации торговли и сферы услуг – POS (point of sale); • процессинговые компании или расчетно-процессинговые центры; • расчетный банк. Рассмотрим схему работы карточной платежной системы (КПС), где эмитентом карт выступает один банк. Помимо этого банка в схеме участвуют: центр авторизации, производящий обработку транзакций, предприятия торговли и сферы услуг, принимающие карты выпущенные эмитентом к оплате, отделения банка, выдающие наличные по пластиковым картам и банкоматы. Клиент подписывает с банком соглашение о порядке использования карточки, после чего банк открывает клиенту карточный счет, изготавливает карты, присваивает ей номер и заносит на нее номер, имя держателя, срок действия и другую информацию. Эта же информация заносится в базу данных. При внесении денег на карточный счет клиент (держатель карты) заполняет 17платежный документ, копию которого он оставляет у себя. При снятии денег проверяется состояние счета клиента на наличие на счете необходимой суммы. У клиента при этом остается чек, как подтверждение снятия им денег. Все движения по счету отображаются в базе данных. Периодически клиенту предоставляется выписка по карточному счету, отражающая движение средств за отчетный период. При этом клиент может сверить данные выписки с хранящимися у него платежными документами. В зависимости от типа карты, используемой клиентом, схема работы может отличаться. В случае работы с магнитной картой необходимо перед проведением каждой операции проверять состояние счета, связываясь с процессинговой компанией, так как на карте находятся только идентификационные данные, а вся информация о движении по счету хранится в базе данных. Функции центра авторизации может брать на себя банк-эмитент и банки-эквайеры (в зависимости от содержания договоров между членами КПС). В случае использования смарт-карты информация о состоянии счета и PIN-код хранятся в самой карте. В банке по этому счету блокируется сумма, записанная на карту. Эта заблокированная сумма доступна для снятия только с помощью карты. Следует отметить, что остаток по счету в банке не всегда равен остатку, записанному на карте. Незаблокированная сумма пополнятся при приходе средств на счет клиента, с нее также возможны списания по поручению клиента, например, для осуществления коммунальных платежей – такой вид карты получил название – «электронный кошелек». Есть и другие виды электронных кошельков, в которых хранится электронная наличность. В момент совершения операций по карте осуществляется только проверка «электронного кошелька». При оплате товаров или услуг при помощи смарт-карты, продавец проводит операцию авторизации карточки с помощью POS терминала. После проверки по стоп-листу происходит обработка платежа в режиме off-line (без связи с банком). Корректировка остатка по счету происходит в базе данных банка. Для пополнения «электронного кошелька» со счета в банке клиенту необходимо явиться в отделение банка, где будет проведена данная операция. При этом часть средств будет заблокирована. Следует отметить, что на текущий момент наиболее распространенными все-таки являются схемы работы с магнитными картами. В последствии, при описании схемы, будем иметь в виду, что работы осуществляется именно с этим видом карт. Однако в настоящее время стало очевидным, что перспективной является именно технология расчетов со смарт-картами, поэтому большинство международных КПС либо начали, либо запланировали переход от МК-технологии к СК-технологии. Таким образом, авторизацию в МК-технологии носит онлайновый, а СК-технологии - офлайновый характер. Принципиальным отличием работы со смарт-картами, является осуществление платежей в режиме off-line. Разрешения на платеж дает в месте осуществления 18платежа, без связи с процессинговым центром, что снимает проблемы связи и снижает накладные расходы. Смарт-карты обладают более высокой степенью защищенности, по сравнению с картами с магнитной полосой. Обладая возможность совершать математические и логические операции карты становятся многофункциональными, так как их можно использовать с различных приложениях. При этом смарт-карты являются более дорогими по сравнению с магнитными картами. Еще одним недостатком является невозможность использования их в качестве корпоративных (за исключением зарплатных карт). поскольку информация о счете должны быть синхронизирована, невозможно проведение операций по одному счету с различных карт. При проведение операций по карточке в предприятиях торговли или при снятии наличных в отделении банка, происходит запрос на возможность проведения такой операции (осуществления транзакции), т.е. проверка остатка по счету. В случае снятия наличных через банкомат сумма списывается со счета держателя в банке. Покупки в предприятиях торговли оплачиваются банком, после чего списываются со счетов держателей карт. Операция покупки возможна только в случае наличия соответствующего договора с банком. В договоре обычно оговариваются следующие условия • банк сообщает стандарт карт и условия, при которых карта является действительной, а также предоставляет инструкции по осуществлению платежа; • сотрудником магазина в момент покупки по карте проводится авторизация – проверка возможности совершения операции (напомним, что магазину платит банк, а не держатель карты); • при покупке оформляется чек, в котором отражаются все реквизиты платежа и код авторизации; • в оговоренные сроки торговое предприятие предоставляет в банк чеки за покупки, проданные по картам в этот период. Банк, после проверки чеков, оплачивает их магазину в сроки, оговоренные в договоре; • банк снимает комиссию с предприятия торговли; При покупке, совершаемой по карте, особенную важность приобретает процедура авторизации. При ее проведении кассиром выполняется следующая последовательность действий: • кассир проверяет карту на соответствие требованиям банка, проверяет срок действия карты и отсутствие ее номера в списке запрещенных к использованию карт; • кассир осуществляет запрос в Процессинговый центр и сообщает номер магазина, код карты и сумму покупки; • в процессинговом центре проверяют, зарегистрирован ли такой магазин, существует ли карта с таким номером и есть на счете требуемая сумма. Если все условия выполнены, выдается 19разрешение на проведение транзакции и формируется уникальный код подтверждения. При этом в базе данных на счете клиента блокируется проавторизованная сумма. Окончательное списание происходит после прихода платежных документов; • после получения ответа от Процессингового центра кассир оформляется платежный документ, на котором клиент расписывается; • после этого кассир подтверждает правильность платежа собственной росписью и предает клиенту платежный документ вместе с покупкой. Авторизация может быть голосовой или автоматической. В первом случае кассир передает информацию Процессинговому центру по телефону. Во втором случае авторизация проводится с помощью электронного терминала, который считывает данные с карты, формирует запрос, связывается по каналам связи с процессинговым центром и принимает ответ. Необходимо отметить, что наибольшее время при осуществлении покупок по карте уходит на проведение авторизации, что приводит к большим неудобствам в случае приобретения недорогих товаров (например, продуктов питания). Выходом из такой ситуации является разрешение проведения покупок на небольшие суммы без проведения авторизации. Для каждого предприятия торговли банк устанавливает сумму называемую неавторизованным лимитом. Если сумма покупки меньше установленного лимита, то продавец в праве оформить покупку без проведения авторизации, банк гарантирует оплату такой покупки независимо от состояния счета клиента. Чтобы исключить ситуации покупки клиентом товара на сумму большую, чем имеется на счете, банк может ввести для клиента обязательное размещение страхового депозита, на которую начисляются проценты и которая может быть возвращена клиенту только после закрытия карточного счета. Рассмотрим теперь платежную систему, в которой существует несколько эмитентов пластиковых карт. Членами-участниками такой системы являются банки-эмитенты, процессинговый центр, предприятия торговли и сферы услуг, а также отделения банков и банкоматы. Новым участником схемы будет расчетный банк, в котором банки-эмитенты открывают свои корреспондентские счета (счета для проведения расчетов). Процессинговый центр проводит авторизацию операций по картам платежной системы, обрабатывает транзакции и формирует распоряжения расчетному банку на осуществление денежных переводов. Для обеспечения операций по своим картам банки-эмитенты открывают корсчета в расчетном банке системы. Проводя платежи по карточкам банка, расчетный банк списывает суммы этих платежей с корсчета банка. 20При вступлении в платежную систему каждый банк открывает счет в расчетном банке и оформляет доверенность процессинговому центру или компании на право управления корсчетом банка. При проведении платежа сумма списывается с корсчета банка. При выдаче наличных банком по карточкам других банков на его корсчет зачисляются денежные средства, списанные с банков, эмитировавших эти карты. Между банком и расчетным банком может быть заключен кредитный договор, по которому расчетный банк может кредитовать банк для проведения операций в платежной системе. В момент проведения транзакции Процессинговый центр проверяет состояние счета держателя карточки и состояния корсчета банка-эмитента. Если сумма не превышает платежного лимита держателя карточки и состояние корсчета позволяет проведение операции, то Процессинговый центр выдает соответствующее разрешение. В конце дня процессинговый центр обрабатывает все операции, прошедшие за день в системе, составляет реестр обработанных операций, операций ждущих подтверждения платежными документами, формирует распоряжения для действий над корсчетами банков. Суммы авторизованных, но еще не списанных операций блокируются не только на счетах держателей, но и на корсчетах банков. Окончательное списание происходит после поступления платежных документов. Интересы держателя карточки перед процессинговым центром представляет банк, сам держатель в отношения с центром не вступает. Операция покупки по карточке в предприятии торговли выглядит следующим образом. Банк сообщает в Процессинговый центр о состоянии счета держателя карты, предприятие торговли запрашивает авторизацию, а расчетный банк сообщает о состоянии корсчета. Клиент, осуществляя платеж, обязывает банк-эмитент дебетовать его счет на сумму покупки и перевести ее на счет торговой фирмы. Банк списывает со счета сумму и переводит ее в Процессинговый центр, который имеет договор с предприятием торговли Процессинговая компания дает распоряжение расчетному банку произвести платеж торговой фирмы. При этом сумма комиссии взимается с торгового предприятия. При выдаче наличных схема не меняется, только вместо торговой фирмы здесь отделение банка или банкомат. В этом случае комиссия взимается с клиента. В больших системах Процессинговая компания часто предоставляет банкам право самим работать с торговыми организациями и проводить платежи по картам. В этом случае банк становится эквайером – банком, выдающим наличные по картам и обслуживающим предприятия торговли. 21При работе с клиентами банк, как это было выше сказано, высылает клиентам выписки, в которых отражается движение средств по счету за определенный период времени. При работе с кредитными картами банк-эмитент периодически высылает клиентам выписку с карточного счета, в которой указываются комиссонные сборы, которые клиент должен уплатить банку за проведение операции, обязательную минимальную сумму погашения долга и остаток задолженности. Эта процедура называется биллингом (billing), дата выписки – датой биллинга, период между двумя датами – биллинговым циклом. Например в США, согласно принятому закону выписка по биллингу должна быть выслана клиенту не позднее чем за 14 дней до наступления платежа. В выписке по биллингу указывается номер счета, кредитный лимит по счету, неиспользованная сумма кредитной линии, также сообщается дата окончания биллингового цикла. Все платежные документы, поступившие позднее этой даты будут включены в расчет следующего цикла. Биллинговый цикл обычно составляет 30 дней. В выписке также указывается конечный срок поступления платежа от клиента по этому циклу. Все суммы, поступившие позднее этой даты, считаются просроченными, по ним будут взиматься пени. Банк также указывает сумму обязательного платежа. Затем приводятся сведения об операции, которая была совершена с использованием кредитной карточки и дата проводки по счету клиента в банке. Именно с последней даты банк начинает рассчитывать сумму взимаемого комиссионного сбора. Каждой операции присваивается свой индивидуальный номер, по которому, в случае необходимости, можно будет разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечисляются все операции, включенные в выписку, с указанием предприятия торговли. В другой графе указывается сумма этих операций. В отдельных графах находятся сведения необходимые для расчета остатка задолженности по окончании биллингового цикла. В этих графах указаны: остаток задолженности с прошлого биллингового периода, общая сумма платежа за прошлый месяц, сумма зачислений на карточный счет, общая сумма комиссионных сборов и кассовых авансов в данном цикле, комиссия за просрочку, списания со счета, сумма финансовых сборов. В заключении клиенту сообщается остаток задолженности по карточному счету. Важным этапом подготовки биллинговой выписки является расчет суммы финансового сбора за операции с кредитной карточкой. Этот сбор складывается из двух элементов: • периодический финансовый сбор – рассчитывается как произведение установленной банком ставке по ссуде на средний остаток задолженности. 22• Трансакционный финансовый сбор – плата за кассовый аванс, взятый клиентом в банке в счет карточной кредитной линии. В договоре об открытие счета банк обычно указывает процент, взимаемый за каждый кассовый аванс, а также минимальную сумму сбора. Кассовый аванс должен быть погашен в течении месяца с момента получения. Банки отсылают выписки клиентам сразу же после окончания биллингового цикла. Банк несет ответственность за своевременную отправку выписки. Полученный банком перевод в счет платежа по биллингу должен быть зачислен на карточный счет в день его получения независимо от того, когда он будет обработан и проведен по бухгалтерским книгам. В платежном документе указываются: минимальная сумма платежа, просроченная сумма, срок платежа, новый остаток, номер счета клиента, сумма приходного ордера, идентификаторы клиента и банка, номер счета для автоматизированной обработки. После проверки правильности данных суммы проводятся по счетам, если платеж поступил ранее фактической проводки, то проводка датируется сроком получения. Если платеж поступил в отделение банка и требует день для передачи в центр обработки, проводки датируются днем раньше (при совпадении даты внесения денег со сроком платежа это позволяет избежать санкций за просрочку).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Схемы работы и участники карточной системы» з дисципліни «Банківські операції в Інтернеті»