Под системой «клиент-банк» понимают программный комплекс, используемый клиентами банками для удаленного взаимодействия с БИС банка и автоматизации документооборота между банком и клиентом. Основное назначение систем этого типа – сократить число визитов клиента в банк и формализовать процесс обмена документами, а следовательно облегчить ведение бухгалтерского учета как клиенту так и банку. С помощью системы клиент может управлять своими счетами, открытыми в банке, поддерживать документооборот, проводить финансовые операции и получать требуемый набор информации. Фактически процесс взаимодействия банка со своим клиентом частично переносится из офиса банка в офис клиента. Система обеспечивает подготовку клиентом платежных документов различного вида, «пачкование» их при необходимости и пересылку в банк, а также получение из банка выписок по счету и реестров платежей. Система Клиент-Банк в банке связана с блоком операционно-учетных работ, который обеспечивает прохождение платежей и формирование необходимой выходной документации. Платежные документы и запросы в банк могут формироваться в АРМ предприятия. Эти документы подписываются электронной подписью. Организация работы с клиентами по технологии Клиент-Банк имеет свои преимущества и недостатки. Для банка эти преимущества состоят в следующем: • сокращение операционных расходов (операционист больше не тратит время на прием и обработку клиентских документов); • унификация документооборота (банк может поставлять клиенту справочники, облегчающие ввод и последующую обработку документов); • получение конкурентных преимуществ за счет предоставления большего числа услуг клиенту; • получение прибыли за счет предоставления услуги клиентам. Недостатками для банка являются: • дополнительные затраты на приобретение или разработку системы; 8• увеличения расходов на поддержку системы, обеспечение каналов связи и безопасности. Для клиента можно выделить следующие преимущества: • проведение расчетов и доступ к счетам со своего рабочего места; • более полная защита информации; • выбор банка не зависимо от территориального признака; • получение дополнительной справочной информации; • сокращение накладных расходов и экономия времени. Недостатками для клиента являются: • затраты на внедрение системы и переквалификацию персонала; • расходы по оплате за пользование системой
При помощи системы «клиент-банк» могут быть выполнены следующие банковские операции: • получение информации о состоянии счетов клиента; • подготовка платежных документов (платежи за поставленные товары и услуги, оплата процентов по предоставленному кредиту, платежи в бюджет); • получение справочной информации из банка; • открытие счетов; • покупка и продажа ценных бумаг; • проверка дебетовых пластиковых карточек и др. операции. Для каждого типа документа (платежное поручение, заявка на перевод валюты, платежное требование и т.д.) должна быть обеспечена логика ввода полей и импорта информации, контроль заполнения документов; приема, защиты и передачи, а также исполнения и уведомления о выполнении и т.д. Каждый документ должен быть подписан и зашифрован. Весь процесс прохождения документа должен быть доступен для контроля и управления. Должен поддерживаться полный архив документов, а также существовать четкий механизм обработки ошибок возникающих при прохождении документов, будь то ошибки при передаче данных по каналам связи или ошибки при заполнении документа выявленные в результате логического контроля в банке. Желательно предоставить также пользователям возможность введения новых типов документов. Система Клиент-Банк состоит из двух частей: банковской или серверной части и рабочего места клиента. Коммуникационная система либо поставляется вместе с системой Клиент-Банк, либо приобретается отдельно. 9Банковская часть системы «клиент-банк» должна автоматически выполнять все действия по приему и обработке документов без участия оператора. Эта часть может быть организована как в виде АРМа и является частью БИС банка, либо является отдельным модулям и связываться с банком через промежуточные накопители документов. Она должна быть снабжена устройством передачи данных и коммуникационными каналами. Банковская часть обеспечивает: • аутентификацию клиента; • прием информации от клиента; • проверку электронной подписи клиента; • расшифровку принятой информации; • формирование ответного сообщение и отправку его клиенту; • передачу платежных документов в БИС банка; • принятие запросов и формирование ответов клиенту; • генерацию запроса к БИС банка в соответствии с запросом, принятым от клиента; • формирование выписки клиенту; • шифрацию исходящие информации; • передачу информации клиентам. Основными требованиями, предъявляемыми к клиентской части системы являются: • оперативность взаимодействия с банковской частью; • достоверность передаваемой и принимаемой информации; • защищенность информации от несанкционированного доступа; • модифицируемость системы. Существует различия в требованиях банка и клиента к системам «клиент-банк». Для банка наиболее важным является защищенность системы от несанкционированного доступа и простота внедрения. Для клиента же наибольшее значение имеют простота эксплуатации и функциональная полнота системы. Для обеспечения нормального функционирования клиентской части требуется: • платформа, обеспечивающая работу программного модуля; • устройство передачи данных и коммуникационный канал; • возможность подключения к системе аппаратных средств криптографии. Программа, установленная у клиента обеспечивает: • формирование платежных документов; 10наложение электронной подписи на сформированные документы; • шифрация сообщения; • пересылку в банк платежных документов; • прием информации из банка; • обработку принятой из банка информации. С ростом числа клиентов работающих по технологии «клиент-банк» возникает необходимость учитывать специфику работы каждого клиента и его документооборота. Связи с этим возникает вопрос о масштабируемости системы. При этом появляются определенные требования как к банковской, так и клиентской части системы. Клиентская часть должна быть построена по модульному принципу и настраиваться на любой механизм работы с клиентами. А банковская часть должна поддерживать процессы заведения новых клиентов, а также их модификации. Развитие системы клиент-банк не ограничивается только увеличением типов поддерживаемых документов. Наиболее часто встречающимися дополнительными объектами, используемыми при работе системы, являются справочники и почтовые сообщения. Так для клиента наибольший интерес представляет регулярное получение из банка обновления справочника Банковских Идентификационных Кодов и курсов валют. Устройства передачи данных могут быть практически произвольными. Выбор такого устройства в каждом конкретном случае индивидуален и зависит от зависит от наличия уже имеющихся коммуникационных каналов. Определяющую роль при выборе канала связи играют его пропускная способность, доступность, простота и стоимость эксплуатации. Можно выделить два основных типа каналов связи, применяемых в системах Клиент-Банк: коммутируемые и выделенные линии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функции технологии Клиент-банк» з дисципліни «Банківські операції в Інтернеті»