Для исполнения функций банк на основании законов, нормативных документов и собственных решений (имеются в виду положения по каждому виду бизнеса, где прописывается операционный и учетный порядок, штатное расписание, приказы, распоряжения) формирует в штатной структуре подразделения. Для ведения розничных операций банк образует "зарабатывающие" подразделения в зависимости от размеров и географической распределенности банка: 1) малые банки (географически не распределенные) формируют отделы розничного бизнеса, функционально закрывающие все или несколько видов бизнеса; 2) банки крупные формируют отделения (филиалы) с обязательным возложением аналитической функции на центральное управление розничного бизнеса, администрирование и учет, операционные функции распределены между центром и отделением. Существенным фактором анализа бизнеса является формализация взгляда на организационную структуру банка как набор иерархически связанных подразделений организационной структуры, где осуществляется банковская деятельность, сопряженная с розничными операциями. Подразделение организационной структуры (синонимы: подразделение банка, подразделение), в свою очередь, - элемент организационной структуры, выполняющий определенные банковские функции, с которым связан учет денежных средств и материальных ценностей. Следует отметить, что здесь не рассматриваются подразделения чисто административного назначения, т.е. те, которые не включены непосредственно в операции с материальными ценностями и денежными средствами. Подразделение, разумеется, может включать в себя другие подразделения. По розничным операциям в банке существует головное подразделение, находящееся на вершине организационной структуры банка, т.е. не входящее в состав других подразделений. Речь не идет о правлении банка или совете директоров. Примером головного подразделения может быть главное операционное управление или управление розничных операций. Элементарным подразделением будем считать рабочее место - подразделение банка, не имеющее в своем составе других подразделений. Для целей формализации под сотрудником будем понимать только такого банковского служащего, который непосредственно участвует в процессе обработки банковских операций. Особо выделим подотчетных лиц - сотрудников банка (прежде всего, имеются в виду кассиры, но не только), с которыми в банке связаны счета учета (в том числе забалансовые). Назовем подразделение базовым, если на него возложена ответственность за ведение учета по определенной группе субъектов учета и если оно предоставляет информацию о результатах этого учета в опердень банка (для головного подразделения) или в вышестоящее подразделение. С базовым подразделением связаны счета всех его субъектов учета, в том числе счета самого базового подразделения. Примером базового подразделения может быть дополнительный офис (отделение), отдел банковских карт, подразделение, поддерживающее работу обменных пунктов, ОПЕРУ и т.д. С подобной формализацией тесно связано понятие информационного пространства или информационной модели. Важнейшим (хотя не единственным!) видом информации, циркулирующей в банке, является операционная информация, т.е. информация, состоящая из данных по остаткам на счетах, сводных данных (отчетов), результатов расчетов, дат и времени проведения операций, различного рода формальных и неформальных комментариев к операциям и проводкам по счетам. Эта информация теснейшим образом связана с учетными счетами и естественным образом может быть объединена в группы по принципу группировки вокруг такого субъекта банковской организационной структуры, на который возложена ответственность за учет по группе счетов. То есть группировка идет вокруг базового подразделения. Логично, что базовое подразделение образует соответствующее информационное пространство банковских операций. Такие информационные пространства иерархически связаны, подобно самим подразделениям, и являются вложенными друг в друга. Основные характеристики таких информационных пространств: - состоят в основном из банковских операций клиентов; - обмениваются информацией с другими информационными пространствами как по банковским операциям клиентов, так и сводными данными с оперднем банка или с информационным пространством вышестоящего подразделения; - генерируют собственные банковские операции, например операции начисления процентов. Опердень банка - информационная модель, являющаяся отражением деятельности главной бухгалтерии банка по ведению всех балансовых и забалансовых счетов (баланса) банка. Модель функционирует при условии ежедневного поступления в нее учетных данных, отражающих деятельность профильных подразделений (розничные операции, межбанковский бизнес, ценные бумаги и т.д.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формализация розничной структуры банка» з дисципліни «Банківський роздрібний бізнес»