Прогнозирование и анализ состояния наличного денежного оборота
Оценка перспектив развития наличного денежного обращения достигается прогнозированием оборота наличных денег, проходящего через кассы банков. В процессе прогнозирования определяются размер и источники поступлений наличных денег в кассы банков, размер и целевое направление выдач наличных денег из этих касс, а также выпуск или изъятие наличных денег из обращения. Прогнозируется наличный денежный оборот на предстоящий квартал. Источниками экономической информации для составления прогнозных расчетов являются: - показатели прогноза основных направлений социально-экономического развития; - данные анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды; - оценочные показатели ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому. Квартальные прогнозы оборота наличных денег, проходящего через кассы банков, составляются: - всеми банками – по обслуживаемым ими клиентам; - Главными управлениями Национального банка – по областям и г. Минску; - Национальным банком - по Республике Беларусь в целом. Прогнозирование кассовых оборотов начинается с низовых звеньев банковской системы. Банки (филиалы, отделения) для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы и выдач из касс наличных денег на основании динамических рядов за предыдущие периоды и сообщают их своим вышестоящим банкам на соответствующей территории не позднее 5-го числа второго месяца квартала, предшествующего прогнозируемому кварталу. Головные территориальные (областные) банки составляют сводный квартальный прогноз наличного денежного оборота (приход, расход, эмиссионный результат) и представляют его не позднее 10-го числа второго месяца текущего квартала в Главное управление Национального банка по соответствующей территории. Соотношение между итогом всех поступлений наличных денег в кассы банков и выдачами наличных денег из этих касс, предусмотренное в прогнозе, определяет эмиссионный результат. Прогнозируемый эмиссионный результат по отдельному банку характеризует его избыточные кассовые ресурсы или их недостаток для удовлетворения потребностей обслуживаемых клиентов. Следовательно, банк должен предусмотреть возможные суммы и сроки продажи денежной наличности другим банкам или вывоз ее в учреждение Национального банка. Недостаточные кассовые ресурсы могут восполняться путем покупки денежной наличности у других банков или подкреплением (тоже покупкой) денежной наличностью учреждением Национального банка. Необходимо заранее заключить соответствующие договоры, обеспечить специализированным транспортом, спланировать работу кассового и инкассаторского аппарата. Прогнозирование коммерческими банками ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач из касс наличных денег необходимо, прежде всего, самим банкам для организации бесперебойного кассового обслуживания клиентов с минимальными направлениями ресурсов в такой вид активов как денежная наличность в операционной кассе. Главные управления Национального банка составляют прогноз наличного денежного оборота по областям и г. Минску на предстоящий квартал и представляют его в Национальный банк не позднее 20 числа второго месяца текущего квартала. Структурно прогноз по области составляется по следующей схеме (для наглядности приведены условные цифры) и отражает источники поступления наличных денег в кассы банков и направления их выдач, а также эмиссионный результат.
ПРОГНОЗ кассовых оборотов на 1-й квартал 200_г. по Главному управлению Национального банка
ПРИХОД Коды Сумма Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации 2002 605000 Поступления по расчетам наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями 2003 12000 Поступления выручки от предприятий, оказывающих платные услуги населению 2004 141000 Поступления на текущие (расчетные) банковские счета и банковские вклады (депозиты) физических лиц 2016 52000 Поступления от эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь (сальдо) 2017 7000 Прочие поступления 2032 28000 Итого по приходу 2002-2032 845000 РАСХОД Выдачи на заработную плату, другие выплаты, входящие в фонд заработной платы, стипендии, прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фонда заработной платы 2040-2042 553000 Выдачи на закупки сельскохозяйственных продуктов 2046 11000 Выдачи на оплату труда и социальные выплаты со счетов колхозов 2047 112000 Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых выплат 2050 36000 Выдачи с текущих (расчетных) банковских счетов и банковских вкладов (депозитов) физических лиц 2055 45000 Выдачи на другие цели 2053 34000 Выдачи подкреплений эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь (сальдо) 2059 – Итого по расходу 2040-2064 791000 Эмиссионный результат:Превышение прихода над расходом «-»Превышение расхода над приходом «+» 54000–
Из приведенной схемы видно, что поступления в кассы банков и выдачи наличных денег сгруппированы в прогнозе по определенному экономическому признаку. Присвоение каждой статье приходной и расходной части прогноза цифрового обозначения (кода) позволяет оперативно вести учет поступлений и выдач одновременно с отражением кассовых документов по соответствующим счетам банковского бухгалтерского учета, накапливать сведения для составления отчета о кассовых оборотах. Отчеты банков о кассовых оборотах составляются также с применением указанных выше кодов. Эмиссионный результат по прогнозу Главного управления Национального банка характеризует изъятие или дополнительный выпуск наличных денег в обращение всеми банками (в сальдированном виде) на соответствующей территории. Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата учитываются Главными управлениями при разработке мер по организации наличного денежного обращения, а также при прогнозировании завоза (вывоза) наличных денежных знаков в регион. Возможны и такие варианты, когда в одной области или г. Минске может прогнозироваться изъятие денег из обращения, а в другой – их выпуск. Даже в пределах области в одни кварталы может прогнозироваться изъятие, а в другие – выпуск денег в обращение. К квартальным прогнозам кассовых оборотов Главные управления Национального банка кроме пояснительной записки прилагают: - расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки; - расчет прогноза кассовых оборотов по выдачам наличных денег на заработную плату. При прогнозировании оборота наличных денег через кассы банков Главные управления Национального банка используют: - прогнозируемые расчеты розничного товарооборота территориальных и ведомственных органов регулирования торговли; - фактические сведения территориальных органов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь об общих объемах розничного товарооборота, о розничном товарообороте по официально учтенным предприятиям, а также о расходовании торговыми предприятиями наличных денег из выручки, фактических объемах услуг, оказанных населению; - сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы; - фактические сведения территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь о подоходном налоге с физических лиц; - сведения эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь о выплатах заработной платы своим работникам и объемах реализации услуг связи населению; - прогнозируемые расчеты и сведения головных территориальных (областных) банков о фактических объемах прироста остатка вкладов населения, безналичных перечислений на вкладные счета заработной платы, доходов колхозников, доходов населения от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсий и пособий, других сумм, причитающихся населению. При составлении расчета прогноза кассовых оборотов по поступлению торговой выручки в кассы банков учитывается, что этот источник поступлений занимает основной удельный вес в приходной части квартального прогноза. Да и в составе всех денежных расходов населения республики (по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2003г.) 57,7% приходится на расходы, связанные с покупкой товаров. Следовательно, от точности исчисления поступлений торговой выручки во многом зависит реальность всего квартального прогноза по приходу и эмиссионный результат. Под кодом (2002) отражаются поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров населению за наличный расчет организациями розничной торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению. Поэтому общий объем торговой выручки определяется размером розничного товарооборота, а этот показатель, в свою очередь, предусматривается прогнозом социально-экономического развития областей и г. Минска. Прогнозируемый размер розничного товарооборота принимается Главным управлением Национального банка за основу расчета поступлений торговой выручки в кассы банков. Следует, однако, отметить, что поступления наличных денег в кассы банков не совпадают с объемом розничного товарооборота, так как часть розничного товарооборота формируется за счет выручки, которая не может поступить в кассы банков. Это так называемая неинкассируемая ее часть, включающая: - выручку, полученную за проданные товары из розничной торговой сети юридическим лицам по безналичному расчету; - использованную торговую выручку, полученную наличными деньгами, на месте самими торговыми предприятиями на расчеты по заработной плате, на выплату пособий и на другие, разрешенные законодательством, цели. После того как будет определен общий размер розничного товарооборота и неикассируемая часть выручки, становится возможным исчислить размер торговой выручки, подлежащей инкассации. Эта часть торговой выручки подлежит сдаче всеми способами для зачисления на открытые в банках счета (наличными деньгами через инкассаторов или непосредственно в кассы банков, через эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь, а также безналичными перечислениями от физических лиц в уплату за товары, включая расчеты чеками и банковскими пластиковыми карточками). Сумма торговой выручки, подлежащей сдаче всеми способами, определяется как разница между общим объемом товарооборота и неинкассируемой выручкой. Главные управления Национального банка изучают, насколько обоснованным является складывающееся соотношение между инкассируемой и неинкассируемой частями торговой выручки в прогнозируемом квартале. Для этих целей рассчитывается процент инкассации. Он определяется отношением суммы торговой выручки, подлежащей сдаче всеми способами, к общей сумме розничного товарооборота. Сравнением процента инкассации по прогнозу с фактическим исполнением за соответствующий квартал прошлого года выявляются количественные характеристики изменений уровня инкассации торговой выручки. Причины изменения процента анализируются, выясняются возможности увеличения поступлений торговой выручки в кассы банков. В исчисленную общую сумму поступлений торговой выручки вносятся коррективы на разницу в переходящей выручке на начало и конец квартала. Обусловлено это тем, что суммы торговой выручки, доставленные инкассаторами банков или сданные в вечернюю кассу в последний день (или дни) квартала, переходят на следующий квартал и зачисляются на баланс банка, а также на счета клиентов в первый рабочий день наступившего квартала и засчитываются в выполнение прогноза уже в новом квартале. Поэтому сумма торговой выручки, подлежащая сдаче в банки в прогнозируемом периоде, увеличивается на сумму выручки от торговли за последние дни предыдущего квартала и уменьшается на сумму выручки от торговли, которая перейдет с прогнозируемого на следующий квартал. На размер переходящей выручки существенное влияние оказывают дни, какими заканчивается квартал: если рабочими (для банка), то выручка переходит за один день, если же выходными (суббота или воскресенье), то на следующий квартал переходит двух-трехдневная выручка. Учитываются и другие особенности, влияющие на размер переходящей выручки (предпраздничная торговля, сезонность и др.). Исчисленная после внесенного корректива сумма торговой выручки, подлежащая инкассации, распределяется по способам поступления: - в эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь наличными деньгами; - в банки наличными деньгами; - в банки безналичными перечислениями в уплату за товары. В таблицу прогноза по приходной части включается сумма, предусмотренная к сдаче в банки наличными деньгами. Выдачи наличных денег из касс банков на расчеты по заработной плате и другим выплатам, входящим в состав фонда заработной платы, стипендиям и некоторым иным расходам составляют основную сумму расходной части прогноза. Полученные на эти цели наличные деньги формируют почти половину всех денежных доходов населения республики. Поэтому Главные управления Национального банка составляют и к сводному прогнозу прилагают более подробный расчет прогноза кассовых оборотов по выдачам наличных денег на заработную плату. Размер выдач на заработную плату определяется исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов. Однако потребность в наличных деньгах всегда меньше фонда заработной платы по следующим причинам: - из заработной платы производятся удержания налогов; - часть заработной платы выплачивается из выручки и поступлений самими предприятиями; - заработная плата на многих предприятиях переводится на вкладные счета физических лиц в банках. При расчете выдач наличных денег из касс банков на заработную плату из общей суммы фонда заработной платы вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из заработной платы: - подоходного налога; - взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения республики Беларусь; - перечислений заработной платы в банки для зачисления на вкладные счета физических лиц; - заработной платы, выплачиваемой из выручки работникам торговых предприятий; - заработной платы, выплачиваемой из кассовых поступлений эксплуатационными предприятиями Министерства связи Республики Беларусь своим работникам. Возвращенные в кассы банков суммы невыплаченной заработной платы (депонированная заработная плата) предприятия при возникновении необходимости произвести расчеты вторично получают их из касс банков. Такие выдачи также учитываются в прогнозном расчете выдач на заработную плату. Рассчитанная приведенным выше методом сумма выдач наличных денег из касс банков на заработную плату до ее включения в сводный прогноз корректируется в связи с возможными выплатами денег в одном квартале за счет фонда заработной платы другого квартала. Выдачи увеличиваются на суммы возможных выплат, производимых по срокам, приходящимся в связи с выходными днями на первые числа следующего квартала, и уменьшаются на суммы, выплаченные в предыдущем квартале. Отдельными строками в рассматриваемом расчете показываются выдачи на выплату стипендий, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы. Суммы поступлений и выдач по другим статьям кассовых оборотов прогнозируются исходя из динамики кассовых оборотов за соответствующий период предыдущих лет с учетом фактических оборотов, сложившихся в предыдущих кварталах текущего года. Национальный банк Республики Беларусь на основании динамики фактически сложившихся показателей наличного денежного оборота за соответствующий период прошлого года и в текущем году, прогноза социально-экономического развития республики, а также прогнозов кассовых оборотов банков, полученных от Главных управлений Национального банка, прогнозирует объем наличного денежного оборота и размер эмиссии по Республике Беларусь в целом. На десятый рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, Национальный банк доводит Главным управлениям Национального банка прогнозируемый эмиссионный результат по областям и г. Минску на квартал с разбивкой по месяцам. Главные управления Национального банка распределяют прогноз эмиссионного результата по соответствующим районам и городам, учитывая при этом количество дней и другие особенности каждого месяца, а также возможные изменения заработной платы, пенсий, стипендий, цен, сроки уплаты налогов и др. Составленный прогноз наличного денежного оборота является инструментом, посредством которого определяются основные пропорции по денежному обращению на предстоящий квартал. Соблюдение этих пропорций является одной их предпосылок обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. За протекающим наличным денежным оборотом и складывающимися при этом фактическими пропорциями банки на всех уровнях ведут оперативное наблюдение. Сущность этой работы состоит в том, что Национальный банк и банки, осуществляющие кассовое обслуживание клиентов, ежедневно на основании кассовых документов (объявлений на взнос наличными деньгами, денежных чеков, приходных и расходных кассовых ордеров, препроводительных ведомостей к инкассаторским сумкам, операционных дневников и др.) ведут внесистемный учет кассовых оборотов. Накопленные сведения дают возможность определить фактическое состояние по поступлениям и выдачам наличных денег в сравнении с прогнозируемыми величинами на соответствующий период. Фактические поступления наличных денег в кассы банков и их выдачи учитываются также с распределением по экономическим признакам применительно к присвоенным кодам. Присвоенные отдельным видам поступлений и целевому назначению получаемых в банках денежных сумм коды указываются клиентами в каждом приходном и расходном кассовом документе. Полученные общие суммы по каждому коду прихода и расхода за день записываются в специальную накопительную ведомость. Периодически, а именно по состоянию на 1, 8, 15, 22-е числа каждого месяца, по внесистемному учету в указанной выше ведомости выводятся общие итоги кассовых оборотов нарастающим итогом с начала месяца по каждому коду прихода и расхода. На основании полученных сведений каждый банк составляет отчет о кассовых оборотах. Отчет составляется четыре раза в месяц: на 1, 8, 15, 22-е числа месяца. Филиалы, включая структурные подразделения банков и их филиалов, представляют отчетность в головные банки, а головные банки в сводном виде и в разрезе филиалов – в Национальный банк. Главные управления Национального банка получают отчеты о кассовых оборотах от подведомственных отделений, формируют обобщенный отчет и представляют его в Национальный банк. Отчетность передается по электронной почте и является единственным источником оперативной информации для анализа объема и структуры наличного денежного обращения как по республике в целом, так и по областям, районам, городам. Фактические данные отчета о кассовых оборотах позволяют Главным управлениям Национального банка по состоянию на 15-е и 22-е число каждого месяца сделать оценку ожидаемого исполнения прогноза кассовых оборотов по соответствующей территории. Отчет о кассовых оборотах банков Республики Беларусь является составной частью банковской отчетности и призван обеспечивать органы государственного управления, Национальный банк и банки полной и объективной информацией о развитии наличного денежного обращения в республике. Данные о поступлениях наличных денег в кассы банков и о выдачах денег из этих касс отражают в основном экономические отношения с населением. Поэтому Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его территориальные органы используют эти данные при исчислении денежных доходов и расходов населения, реальных денежных доходов, прироста сбережений в депозитах и ценных бумагах. На основе отчетных данных о движении наличных денег через кассы банков Национальный банк и его Главные управления по областям разрабатывают также оперативные (фактические) балансы денежных доходов и расходов населения. Обороты наличных денег, проходящие через кассы банков, в основном характеризуют экономические отношения с населением. Поступления наличных денег в кассы банков связаны с денежными расходами на оплату товаров и оказанных услуг, а выдачи – с денежными доходами населения. Денежные доходы населения для включения в этот оперативной баланс рассчитываются по следующей методике: кассовые обороты банков по расходу увеличиваются на сумму полученных населением денежных доходов наличными деньгами из выручки и поступлений предприятий, а также на доходы, полученные по безналичным расчетам. При определении денежных расходов населения к сумме поступлений наличных денег в кассы банков прибавляются поступления через эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь, израсходованные суммы выручки на месте, расходы, произведенные по безналичным расчетам. Более полный анализ состояния наличного денежного обращения Главные управления и отделения Национального банка проводят по отчетным показателям истекшего квартала. Объектами анализа являются: - складывающиеся тенденции в наличном денежном обращении и его структуре во взаимосвязи с развитием экономики области, г. Минска; - источники поступлений наличных денег в кассы банков, направления их выдачи из касс банков, отдельные отчетные показатели за соответствующий период прошлого года или квартал, предшествующий анализируемому; - уровень инкассации торговой выручки, образующейся в сфере потребительского рынка, и не использованные банками возможности использования внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей своих клиентов в наличных деньгах; - территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег; - влияние изменений в направлениях использования денежных доходов и расходов населения и источниках их формирования; - результаты банковского контроля за соблюдением субъектами хозяйствования правил ведения кассовых операций, порядка расчетов наличными деньгами и организации наличного денежного обращения; - причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии. При анализе используются информационно-аналитические материалы территориальных органов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, информация коммерческих банков о состоянии наличного денежного обращения, государственная статистическая отчетность, данные оперативного баланса денежных доходов и расходов населения, информация о состоянии инкассации торговой выручки, о просроченной задолженности по заработной плате и пенсиям и др. Результаты анализа используются Главными управлениями Национального банка для разработки и осуществления совместно с банками мероприятий по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии наличных денег.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прогнозирование и анализ состояния наличного денежного оборота» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»