ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Організація діяльності центрального банку

Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь
Правовой статус Национального банка Республики Беларусь изначально был определен Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» от 14 декабря 1990 года с изменениями и дополнениями. В нем были определены его организационно-правовой статус, функции, взаимоотношения с государством и банковской системой.
В 1990 году были приняты основополагающие Закон Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» (14.12.1990 г.) и Постановление Верховного Совета Республики Беларусь (21.12.1990 г.) «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики». Принятие этих законов явилось началом создания двухуровневой банковской системы в Республике Беларусь.
Процессы, происходящие в экономике и банковской системе, потребовали совершенствования нормативно-правового регулирования банковской деятельности. В 90-е годы был принят ряд дополнений и изменений в действующие законы. Это привело к противоречиям с одновременно принимаемыми ведомственными нормативными актами, их многочисленности и несогласованности. Поэтому одним из важнейших направлений законотворческой деятельности, регулирующей банковскую систему республики, явилось принятие Палатой представителей с одобрения Советом Республики и подписанного Президентом страны в 2000 году «Банковского Кодекса Республики Беларусь».
С его принятием утратили силу ранее действовавшие законы, регулирующие банковскую деятельность. В Кодексе четко и подробно описаны задачи, функции главного банка страны и это привело к усилению самостоятельности денежно-кредитной власти. В Кодексе оговорены права Национального банка, особенности его функционирования. Проведено разграничение ответственности Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, определено участие в деятельности международных организаций статьей 24 Банковского Кодекса определен правовой статус Национального Банка как центрального банка Республики Беларусь, действующего исключительно в интересах страны. Он подотчетен Президенту Республики Беларусь. Это означает что, Президент утверждает Устав банка, назначает с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь председателя и членов Правления Национального банка, определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки и утверждает годовой отчет и распределение прибыли банка.
Годовой отчет включает в себя: отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год, годовой баланс, отчет о прибыли и убытках Национального банка. Прозрачность деятельности Национального банка обеспечивается открытостью его годового баланса населению страны через средства массовой информации и опубликование материалов в официальной республиканской прессе.
Ежегодно до 1 октября текущего года Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь представляет Президенту страны «Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, которые так же публикуются в средствах массовой информации. Национальный Банк имеет свой официальный сайт в Интернете, журнал «Банковский вестник», где публикуются нормативные документы принимаемые Национальным банком, аналитическая информация по банковской системе, научные статьи. Независимость Национального банка определяется его Уставом. Национальный банк является единой централизованной организацией, состоящей из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций находящихся на территории Республики и за ее пределами.
Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка.
Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь по представленным предложениям от Национального Банка.
Национальный банк обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.
В Национальном банке создано управление внутреннего аудита, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата и подчиняющееся непосредственно Председателю Правления Национального банка, который назначает на должность начальника управления.
Работа управления осуществляется на основе самостоятельности в выборе форм и методов контроля, доступа ко всей информации, касающейся деятельности Национального банка, независимости от руководителей подразделений и организаций которую оно проверяет.
Внутренний аудит отчитывается перед Председателем Правления по итогам своей работы за истекший квартал и год.
Основные задачи, которые решает внутренний аудит, это - организация и проведение аудиторских проверок для определения соответствия:
- деятельности подразделений Национального банка их задачам и функциям;
- операций, выполняемых подразделениями Национального банка, законодательству, в том числе нормативно-правовым актам Национального банка;
- бухгалтерского учета и финансовой отчетности законодательству о бухгалтерском учете и учетной политике.
Основными функциями службы внутреннего аудита исходя из возложенных задач является:
- проверка состояния внутреннего контроля и соблюдения исполнительной дисциплины на всех участках деятельности банка;
- анализ работы подразделений банка по выявлению рисков, которым подвергается их деятельность, а также оценка и управление рисками;
- проверка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- правильность проведения операций, осуществляемых банком;
- проведение проверок организационного, технического, программного, математического и информационного обеспечения информационных систем;
- внедрения международных стандартов внутреннего аудита в системе банка;
- осуществление последующего контроля за выполнением мероприятий по результатам аудиторских проверок.
Нормотворческая деятельность Национального банка связана с разработкой нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, обязательных для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления, самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь.
Национальный банк вправе принимать нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению – совместно с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка. Нормативные акты принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта если содержат положение об изменении отдельных положений о его дополнении. Действующие нормативные акты отменяются указаниями Национального банка, имеющими силу нормативного акта. Нормативные акты Национального банка принимаются в форме Положений если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка.
Нормативные акты Национального банка принимаются в виде Инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений республиканских законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Национального банка.
Название нормативного акта Национального банка должно соответствовать содержанию и кратко передавать его смысл. Нормативные акты подписываются Председателем Правления Национального банка, который может предоставить (делегировать) право подписания этих документов своим первым заместителям.
Главные управления Национального банка Республики Беларусь занимаются разработкой положений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции, согласовывая с другими структурными подразделениями.
Главное управление внешнеэкономической деятельности участвует в формировании нормативно-договорной базы межгосударственных и межбанковских интеграционных объединений в рамках компетенции Национального банка.
Главное управление регулирования банковских операций:
- разрабатывает и совершенствует правила ведения бухгалтерского учета в Национальном банке и банках, расположенных на территории Республики Беларусь;
- разрабатывает и совершенствует нормативные правовые акты по организации бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;
- разрабатывает нормативные правовые акты по осуществлению безналичных расчетов в форме банковского перевода в белорусских рублях и иностранной валюте при проведении расчетов на территории Республики Беларусь и международных расчетов; банковских документарных операций (аккредитивы, инкассо, гарантии, резервные обязательства); операции с чеками;
- разрабатывает нормативные правовые акты, определяющие порядок согласования эмиссий акций и облигаций банков, порядок выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, а также векселей банков на территории республики.
Главное управление банковского надзора:
- по поручению руководства Национального банка участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, касающихся регулирования деятельности банков, готовит заключения по проектам документов поступивших на согласование в Национальный банк.
Главное управление бухгалтерского учета и отчетности:
- разрабатывает нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы по вопросам организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности в Национальном Банке.
Главное управление валютного регулирования и валютного контроля:
- участвует совместно с заинтересованными государственными законодательствами Республики Беларусь в области валютного регулирования и валютного контроля с законодательствами других государств.
Главное управление эмиссионно-кассовых операций:
- участвует в разработке нормативных правовых актов по реализации и скупке мерных слитков из драгоценных металлов, а также скупке монет из драгоценных металлов;
- участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования.
Главное управление платежной системы и информатизации – организует и участвует в работах по разработке нормативных правовых актов по стандартизации и сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий.
Главное юридическое управление Национального банка Республики Беларусь готовит заключения по проектам декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Правительства республики, проектов нормативных правовых актов министерств и других республиканских органов государственного управления, представляемых для согласования, участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, принимаемых Национальным банком.
Секретариат Национального банка проводит анализ и регулярно информирует Председателя Правления Национального банка о выполнении структурными подразделениями банка поручений Президента Республики Беларусь. Во взаимодействии с Администрацией Президента Республики Беларусь, органами государственного управлениями банками обеспечивает подготовку и проведение совещаний работников банковской системы с участием Президента. Организует и обеспечивает контроль за выполнением «Программы мероприятий по реализации «Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы».
Секретариат взаимодействует с Администрацией Президента, Советом Министров Республики Беларусь, иными органами государственного управления, с Ассоциацией белорусских банков. Осуществляет редактирование проектов нормативных правовых актов, документов Национального банка, адресованных Президенту Республики Беларусь, высшим органам государственного управления. Управление ведет учет, систематизацию и хранение принимаемых Национальным банком нормативных правовых актов, обеспечивает поддержание в контрольном состоянии нормативной базы Национального банка.
Нормативные акты Национального банка вступают в силу с момента опубликования в официальной прессе, за исключением случаев, когда момент вступления в силу нормативных актов определен в тексте документа.
После регистрации в Национальном банке определенные нормативные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном для регистрации данным министерством, и тогда они вступают в силу с момента их регистрации и опубликования.
Необходимость направления на государственную регистрацию нормативного акта Национального банка определяется Главным юридическим управлением.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Графіка
Аудит акцизного збору
Пароніми
Действие и противодействие


Категорія: Організація діяльності центрального банку | Додав: koljan (02.04.2012)
Переглядів: 958 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП