СЛИЯНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
До 1998 г. в России преобладали экстенсивные тенденции в развитии банковской системы — быстрый рост количества коммерческих банков. После 1998 г. стал наблюдаться обратный процесс. Неплатежеспособные и неприбыльные коммерческие банки стали уходить с финансовой «арены». К настоящему времени около 30 банков преобразованы в филиалы других банков. Заметен процесс и создания дочерних банковских структур. Присоединение — продажа активов кредитной организации, испытывающей финансовые затруднения, другой более крупной и сильной кредитной организации. При этом созданный в результате присоединения коммерческий банк может использовать возможности клиентов, кадры, помещения присоединенного банка. Слияние — соединение (слияние) активов двух и более кредитных организаций с целью объединения усилий для эффективного функционирования на финансовом рынке страны. Слияния производят, как правило, устойчивые и платежеспособные кредитные организации с целью завоевания значительной доли финансового рынка, снижения конкуренции и т.д. Банк России поддерживает процесс, при котором происходит присоединение или слияние слабоустойчивых банков с банками высокой группы надежности и хорошей репутацией. Процесс слияния и присоединения кредитных организаций стал популярным в России по целому ряду причин. Благодаря этому процессу банки в состоянии решить следующие проблемы: низкий показатель достаточности капитала, снижение доходности активов банка, низкое качество кредитного портфеля, недостаточная диверсификация кредитного портфеля, риск отставания от других быстро растущих банков, отсутствие межрегиональных связей, дефицит профессионального кадрового обеспечения, получение доступа к новым рынкам, потребность в расширении ассортимента предлагаемых услуг. Перед слиянием или присоединением кредитная организация тщательным образом проводит финансовый анализ деятельности своего контрагента. Анализируются его кредитный портфель, рыночная стоимость его инвестиций и основных средств. Также оцениваются пассив баланса контрагента, все обязательства, которые кредитная организация примет на себя в результате слияния или присоединения. Затем вырабатывается стратегия интеграции материальных активов обоих банков, их структур, кадровых ресурсов и методов ведения деятельности. При слияниях и присоединениях кредитных организаций документы оформляются по-разному. При реорганизации кредитной организации в форме присоединения права и обязанности на основании передаточного акта переходят к основной кредитной организации, при реорганизации в форме слияния — к вновь возникшей в результате этого слияния кредитной организации. В российской практике были случаи, когда коммерческий банк, имеющий более расширенную лицензию, присоединялся к другому банку, имеющему лицензию с меньшими правами. В этих случаях основной кредитной организации (при присоединении) или вновь возникшей в результате слияния кредитной организации лицензия с большими правами не переоформлялась (выдавалась автоматически). Банк России рассматривает вопрос о виде лицензии в каждом конкретном случае с соблюдением всех требований, установленных действующим законодательством. В настоящее время широкое распространение получила точка зрения о том, что крупные банки сильнее и эффективней, чем мелкие и средние. Крупные банки экономят значительные средства на масштабах своей деятельности, так как известно, что при увеличении производства снижаются средние издержки на единицу продукции. Крупные банки имеют также преимущество на рынках, так как они легче завоевывают какой-либо сегмент рынка и предлагают более широкий перечень банковских услуг. Однако при росте банка увеличиваются также его издержки, включая так называемые косвенные издержки: потеря контроля за филиалами и отделениями, рост бюрократического аппарата, расхождения руководителей банка во мнениях и т. д. В целом мелкие и средние банки являются более гибкими на рынке, чем филиалы крупных банков. Крупные банки наиболее активно участвуют в мероприятиях по долгосрочному кредитованию производства, создавая различные холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ). Для России также характерно создание различных торгово-промышленных групп, где банки занимаются финансированием торговли. Банки часто сами контролируют деятельность холдингов и ФПГ, хотя иногда выполняют в них либо посреднические функции, либо сами контролируются другими участниками ФПГ. Банковская холдинговая компания — это объединение банков и/или небанковских структур, владеющих пакетом акций в активах других банков, кредитных учреждений, а также небанковских фирм или компаний и осуществляющих контроль и управление портфелем ценных бумаг филиалов, дочерних банков или компаний. То есть банковские холдинговые компании владеют долями в совокупных активах приобретаемых ими банков и других кредитных учреждений. В США на долю активов банковских холдингов приходится около 90% совокупных активов всех кредитных учреждений страны. Некоторые банки участвуют собственным капиталом в промышленных, торговых и посреднических организациях. При этом банки стремятся приобретать предприятия, связанные едиными технологическими цепочками, с широкими экспортными возможностями. Как уже отмечалось, в последнее время наблюдаются активные попытки коммерческих банков преодолеть трудности с помощью различных форм интеграции. Растет взаимное участие в капиталах. Крупные банки покупают пакеты акций других коммерческих банков. Возникают неформальные банковские объединения, такие как Клуб «Надежность», с целью заключения картельных соглашений для совместных действий на рынке. Таким образом, создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний с участием банковского капитала часто преследует цель монополизации экономики и снижения конкуренции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СЛИЯНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ» з дисципліни «Сучасні банківські системи»