К операциям на открытом рынке относятся покупка-продажа ценных бумаг — в основном обязательств правительства США (государственных ценных бумаг, таких как казначейские векселя, билеты, боны и ноты). Казначейский вексель — основной вид краткосрочных обязательств государства, выпускаемых для покрытия бюджетного дефицита. Плательщиком по нему является государство, и обычно эмиссию и погашение векселя осуществляет Центральный банк по поручению государства. Казначейская нота — разновидность ценных бумаг, один из видов среднесрочных государственных обязательств, выпускаемых на предъявителя, в США — на срок от 1 года до 10 лет. Казначейские боны — вид средне- и долгосрочных государственных обязательств, выпускаемых казначействами на срок от 5 до 25 лет обычно на предъявителя (но бывают и именные); являются рыночными государственными ценными бумагами. Оперируя на рынке государственных ценных бумаг, ФРС США может воздействовать на уровень банковских и процентных ставок в стране. Кроме того, операции на открытом рынке рассматриваются как наиболее гибкая финансовая политика ФРС, так как ФРС проводит свои операции на этом рынке каждый день, и, если ФРС сделает какой-либо просчет, она может быстро его исправить или изменить ситуацию посредством сделок по купле-продаже ценных бумаг. Все операции по покупке-продаже ценных бумаг проходят и фиксируются в специальном операционном подразделении Федерального резервного Банка Нью-Йорка. Менеджер этого подразделения проводит каждое утро рабочие совещания по вопросам развития финансового рынка и текущих изменений в экономике. После чего, исходя из текущей информации, принимаются решения о покупке или продаже соответствующих ценных бумаг дилерам. При этом управление подразделения делает важный упор на предлагаемую дилерами цену на ценные бумаги и рассматривает заявки только с наиболее выгодной ценой. Сделка считается завершенной в тот момент, когда совершен платеж по расчетным документам путем перевода средств из федеральных фондов на расчетный счет дилера в банке (при покупке ФРС ценных бумаг) или при поступлении средств с расчетного счета дилера на специальный счет в ФРС (при продаже ФРС ценных бумаг). ФРС принимает решение о покупке ценных бумаг, когда она стремится увеличить уровень и размеры банковских резервов, ссуд и депозитов. ФРС производит оплату ценных бумаг и тем самым увеличивает размер финансовых средств в обороте и размеры обязательных резервов дилеров в региональных Федеральных резервных банках. Дилеры получают прибыль от совершенных сделок, тем самым увеличивается размер доступных кредитных ресурсов, кредит становится более доступным и процентные ставки на кредитные ресурсы могут снизиться. И, наоборот, когда ФРС стремится уменьшить рост банковских резервов, депозитов и ссуд, она продает ценные бумаги дилерам. Дилеры осуществляют их оплату за счет своих средств (посредством уменьшения своих резервов), количество финансовых средств в обороте уменьшается, кредит становится менее доступным, следовательно, возрастает цена на него и уровень процентных ставок в стране обычно увеличивается. Учетная ставка процента — процентная ставка по кредитам, выданным ФРС различным депозитным институтам. В США данный вид кредитов выдается кредитным организациям через так называемое «учетное окно». Существуют следующие формы кредитов, выдаваемых ФРС различным финансовым институтам: 1. Кредиты для преодоления временных финансовых затруднений — краткосрочные ссуды для разрешения проблем ликвидности, недостатка денежной наличности, несоблюдения резервных требований и т. д. 2. Сезонные кредиты — ссуды небольшим финансовым институтам сроком погашения до 9 месяцев для преодоления сезонных затруднений (нехватка кредитных ресурсов в регионе в определенные промежутки времени). 3. Пролонгированные кредиты — долгосрочные ссуды финансовым институтам, испытывающим серьезные проблемы ликвидности или финансовые затруднения, ведущие к несостоятельности кредитной организации. Данный вид ссуд предоставляется тем финансовым институтам, банкротство которых может негативно сказаться на развитии экономики в регионе. Процентная ставка по пролонгированному кредиту может быть выше обычной учетной ставки процента. Учетная ставка процента устанавливается отдельно Советом директоров каждого регионального Резервного банка (хотя обязательно требуется одобрение Совета управляющих). Большинство ссуд, предоставляемых по учетной ставке процента, носят краткосрочный характер и нередко выдаются лишь на несколько дней (иногда даже лишь на одну ночь — для пополнения резервов и соблюдения резервных требований). Увеличивая учетную ставку процента, ФРС тем самым увеличивает цену своим кредитным ресурсам, что, в свою очередь, отталкивает большинство банков от политики займов по учетной ставке процента и может также привести к снижению активности коммерческих банков на рынке кредитных ресурсов (по предоставлению ссуд физическим и юридическим лицам). И, наоборот, при снижении учетной ставки процента увеличивается активность коммерческих банков по займам у ФРС, и кредитные ресурсы коммерческих банков становятся более доступными и дешевыми. Таким образом, изменение в учетной ставке процента оказывает прямое воздействие на уровень процентных ставок в финансовой системе в целом. При увеличении размера учетной ставки процента увеличивается и размер процентных ставок, и наоборот. Также можно отметить, что изменения учетной ставки процента оказывают психологическое воздействие на инвестора, ожидающего понижения или повышения процентных ставок в целом. Резервные требования. Резервными требованиями облагаются пассивы коммерческих банков и других финансовых учреждений, такие как срочные депозиты, вклады до востребования, текущие и расчетные счета. Размер резервных требований меняется в зависимости от вида пассива кредитной организации. Все финансовые институты должны неукоснительно соблюдать эти резервные требования и держать соответствующую долю своих пассивов либо в резерве, либо на депозитных счетах в региональных резервных банках. В настоящее время резервными требованиями в США облагается только следующая категория вкладов — депозиты, по которым можно выписывать чеки, так как для своевременной выплаты денежных средств своим вкладчикам коммерческий банк должен поддерживать определенный уровень ликвидности, который и подстраховывается соответствующими финансовыми средствами в резервах. Изменение резервных требований — очень тонкая финансовая политика, и при ее применении оказывается немедленное воздействие на уровень процентных ставок и размеры кредитных ресурсов. Например, при увеличении резервных требований депозитные институты должны большую часть своих оборотных средств «замораживать» на резервных счетах, тем самым уменьшая размер финансовых средств для предоставления кредитов и оказания других банковских услуг, что ведет к увеличению уровня процентных ставок. И, наоборот, уменьшение резервных требований ведет к увеличению объема оборотных средств кредитной организации, следствием чего является снижение процентных ставок, так как предложение кредитных ресурсов будет превышать спрос на них. Хотя изменение резервных требований — очень тонкая и гибкая политика, ФРС редко использует ее в своей деятельности. Опыт показывает, что изменение резервных требований ведет к существенным изменениям в процентных ставках и в кредитодоступности в коммерческих банках. (В России же Центральный банк довольно часто использует политику изменения резервных требований). ФРС США для достижения своих целей предпочитает использовать операции на открытом рынке и изменение учетной ставки процента. Денежно-кредитная политика — самая основная и существенная функция ФРС США. Для осуществления успешной денежно-кредитной политики необходим жесткий контроль за количеством денежных средств в обороте. Безусловно, огромная доля всех финансовых средств страны оборачивается через различные кредитные организации. В большинстве случаев коммерческие банки содержат свои средства либо в обороте, либо в форме депозитов в региональных резервных банках или в других больших коммерческих банках, которые, в свою очередь, также резервируют свои средства в ФРС. Банки также хранят небольшое количество денежной наличности у себя (в сейфах) для поддержания норм мгновенной ликвидности и удовлетворения требований своих клиентов по обналичиванию средств. Для коммерческих банков резервы, которые они хранят в ФРС, — активы, для ФРС резервы коммерческих банков — пассивы (обязательства). В актив консолидированного баланса ФРС входят следующие статьи: 1) золотые сертификаты (обеспеченные официальным золотым запасом страны) и Специальные права заимствования (выпущены Международным Валютным Фондом и применяются при международных расчетах); 2) ценные бумаги правительства США; 3) выданные ссуды и кредиты; 4) прочие активы. В структуру пассива входят следующие статьи: 1) денежные средства (вся сумма наличных денег, находящаяся в обороте); 2) депозиты (депозиты Казначейства, правительств иностранных государств); 3) резервы коммерческих банков; 4) прочие пассивы. Может ли ФРС США контролировать сумму резервов коммерческих банков. Безусловно, нет. ФРС полностью контролирует свой инвестиционный портфель и размер ссуд и кредитов, предоставленных по учетной ставке процента. Банки, в свою очередь, могут выбирать: стоит ли им брать кредиты у ФРС или нет. Чем выше учетная ставка процента, тем больше коммерческих банков будет искать иные источники кредитования, чем ФРС. Сумма резервов коммерческих банков в ФРС рассматривается как очень важный индикатор эффективности деятельности ФРС. И поэтому даже небольшие изменения в этой статье пассива баланса ФРС очень тщательно анализируются и по результатам анализа прогнозируются примерные изменения в финансовом секторе страны.
Таким образом, можно сделать вывод о роли центрального банка в развитии финансовой системы страны. Центральные банки развитых стран выполняют фактически одни и те же функции и решают одни и те же задачи. Выделяются следующие основные функции центрального банка: — эмиссия кредитных денег (банкнот); — оказание разнообразных услуг для банков и других кредитных учреждений; — выполнение функций финансового агента правительства; — хранение централизованного золотого и валютного запаса; — проведение мероприятий денежно-кредитной политики. Эмиссионная деятельность центрального банка. В любой стране, в том числе в России, ЦБ обладает монопольным правом на выпуск денежных знаков (банкнот) в обращение. Банкноты выступают единственным законным платежным средством. В России, как и во многих странах мира, в современной статистике денежного обращения используются следующие показатели: Ml — наличные деньги (монеты и банкноты) плюс средства на банковских счетах до востребования и других трансакционных счетах; М2 — агрегат Ml плюс сумма срочных и сберегательных вкладов; МЗ — агрегат М2 плюс крупные срочные вклады на банковских счетах; L — агрегат МЗ плюс портфель государственных ценных бумаг у небанковских держателей. Необходимо иметь в виду, что, хотя наличные деньги составляют небольшую часть общей денежной массы в стране, они выступают исключительно важной частью запаса денег в экономике. Осуществляя выпуск банкнот, а также регулируя обязательные резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует динамику и стоимость кредитов в экономике страны. Центральный банк и финансовые организации. Особенностью центрального банка является то, что он в своей деятельности не стремится к получению прибыли, не конкурирует с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями на финансовых рынках. Главной целью центрального банка выступает обеспечение бесперебойного снабжения экономики страны платежными средствами (обеспечение необходимого уровня ликвидности), налаживание и обеспечение эффективной системы расчетов, контроль за работой финансовых организаций. Механизм реализации главной цели центрального банка включает в себя следующие основные операции: — хранение резервов коммерческих банков; — выдача банкам краткосрочных кредитов на покрытие сезонных разрывов и других краткосрочных нужд; — осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе; — надзор и контроль за деятельностью финансовых организаций. Центральный банк — финансовый агент правительства. В этой своей функции Центральный банк выступает главным банкиром и финансовым консультантом правительства. При этом он осуществляет следующие операции: — ведет счета правительственных учреждений и ведомств; аккумулирует налоги и другие поступления, а также осуществляет платежи по поручению казначейства; — проводит операции по эмиссии и размещению на рынке новых выпусков государственных займов; — предоставляет прямой кассовый кредит по просьбе правительства; — покупает государственные ценные бумаги для собственного портфеля; — выступает советником правительства и других государственных органов по финансовым и общеэкономическим вопросам. Центральный банк как хранитель золотовалютных резервов страны. В рамках этой функции Центральный банк занимается хранением благородных металлов, выступающих гарантийно-страховым фондом международных платежей. Кроме того, здесь хранятся крупные запасы конвертируемых иностранных валют, необходимых для поддержания курса собственной валюты с помощью интервенций на валютном рынке. Центральный банк и денежно-кредитная политика. Основной задачей, которую преследует Центральный банк в области денежно-кредитной политики, являются сохранение стабильной покупательной способности денежной единицы и обеспечение эффективности системы денежных платежей и расчетов. Кроме того, политика центрального банка является одной из важных частей макроэкономического регулирования, направленного на достижение экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции. Выделяются следующие основные инструменты, которыми Центральный банк регулирует денежно-кредитную политику: — изменение учетного процента; — изменение норм обязательных резервов коммерческих банков; — операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств). Вследствие изменения учетного процента происходит регулирование способности коммерческих банков пополнять резервы за счет краткосрочных кредитов центрального банка. Между размером резервов и способностью банков к предоставлению кредитов существует взаимосвязь: рост кредитов (и обязательств по депозитам) обуславливает необходимость увеличения резервов, и, наоборот, сокращение кредитов (депозитов) высвобождает резервы. Поэтому, осуществляя регулирование норм обязательных резервов банков, Центральный банк воздействует на рынок ссудного капитала и кредитные операции. На открытом рынке Центральный банк может продавать государственные обязательства в случае, когда преследуется цель ограничения эмиссии денег и ограничения способности банков к предоставлению кредитов и наоборот. Помимо основных инструментов регулирования денежно-кредитных обращений Центральный банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве которых могут выступать: установление верхнего предела процентных ставок, уплачиваемых банками по срочным вкладам, изменение маржи по сделкам с биржевыми ценными бумагами и т. д. Центральный банк в рыночной экономике осуществляет также покупку и продажу как отечественной, так и иностранной валюты. Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, Центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Когда правительство осуществляет политику фиксированного валютного курса, Центральный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации осуществляется обратная операция. Если же правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту, Центральный банк лишь периодически вступает в «игру», когда изменение курса национальной валюты превышает определенный пороговый уровень. Центральный банк определенным образом осуществляет также свое вмешательство на рынках «спот» и «форвард» с целью влияния на их курсы. При всем этом следует иметь в виду, что все регулирующие попытки Центрального банка будут равны нулю, если национальная валюта является объектом жесткого давления со стороны спекулянтов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ» з дисципліни «Сучасні банківські системи»