Согласно нормам ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Порядок регистрации транспортных средств, а также перечень органов, которые эту регистрацию осуществляют, приведены в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". В этом же документе приведен перечень документов, представляемых для регистрации транспортных средств. В свою очередь, сроки и порядок представления таких сведений закреплены п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ. Регистрацию тех видов транспортных средств, которые обычно используют бюджетные учреждения, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД (далее - ГИБДД). В нарушение норм ст. 358 НК РФ налогоплательщики не начисляют налог на транспортные средства: а) не используемые на дорогах общего пользования. В Постановлении ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09 рассмотрена ситуация, в которой, по мнению налогоплательщика, ИФНС необоснованно доначислила ему транспортный налог, поскольку транспортные средства использовались исключительно на территории налогоплательщика, на состояние дорог общего пользования данные транспортные средства не воздействовали. Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования транспортных средств и исчислением транспортного налога. Кроме того, от степени воздействия на состояние дорог зависит налоговая база, но не объект налогообложения; б) списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ВСО от 17.03.2009 N А33-13239/07-Ф02-871/09, А33-13239/07-Ф02-875/09, в котором рассматривался спор между ИФНС и налогоплательщиком о правомерности доначисления налогоплательщику транспортного налога в отношении транспортных средств, списанных с баланса, но не снятых с учета в регистрирующем органе. Суд признал позицию ИФНС правомерной. По его мнению, списание налогоплательщиком транспортных средств с баланса без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку исходя из положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание юридических лиц плательщиками данного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Согласно нормам ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от: - мощности двигателя; - тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств; - категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя. Ставки, приведенные в п. 1 данной статьи, начиная с 2010 года могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. В этом году допускается и установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Вышеназванная статья содержит взаимоисключающие положения, требующие определять ставку налога с учетом категории и типа транспортного средства. Например, согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-YIII (далее - Конвенция)) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым либо грузовым. Именно в этом кроется причина многочисленных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами о правомерности применения той или иной ставки налога. Рассмотрим отдельные судебные решения. Налогоплательщик в отношении автокранов, смонтированных на шасси автомобиля, применял ставки налога для других самоходных транспортных средств. Суд посчитал, что в отношении этих транспортных средств следует применять налоговые ставки, установленные для грузовых автомобилей (Постановление ФАС ВВО от 29.01.2010 N А82-14601/2008-99). Свои доводы он обосновал следующим образом. По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, спорные объекты относятся к коду "Оборудование подъемно-транспортное подвижное", функционально не предназначены для перевозки груза, следовательно, не могут быть отнесены к грузовым автомобилям. Суд исходил из того, что спорные транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории "С". Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Налогоплательщик применил ставку налога для автомобилей марки ГАЗ-2705 и УАЗ-3909, установленную для легковых автомобилей. Налоговый орган в ходе проверки установил факт того, что налогоплательщик для автомобилей марки ГАЗ-2705, УАЗ-3909 применил неверную ставку налога, в связи с чем было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вывод налогового органа об отнесении этих транспортных средств к грузовым сделан на основании данных карточек транспортных средств базы данных ГИБДД ГУВД субъекта РФ. Рассматривая спор, ФАС УО в Постановлении от 20.05.2009 N Ф09-3129/09-С3 указал, что при государственной регистрации спорных транспортных средств орган ГИБДД с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, определил указанные транспортные средства как грузовые и подтвердил это паспортами транспортных средств. Отнесение транспортных средств к категории грузовых подтверждается также письмами предприятия-изготовителя. Налогоплательщик неправильно применил ставку транспортного налога в отношении автомобиля марки УАЗ-22069-04 (для легковых автомобилей), поскольку он в соответствии с классификацией транспортных средств, установленной Конвенцией, относится к автобусам. Суд, рассматривая материалы дела, указал, что в паспорте транспортного средства в строке 3 "Наименование (тип транспортного средства)" значится "специальное пассажирское". Учитывая, что понятия "легковой автомобиль" и "автобус" для целей налогообложения нормативно не закреплены, суд, сославшись на п. 7 ст. 3 НК РФ и исходя из конкретных обстоятельств данного дела, признал правильным применение ставки транспортного налога как для легкового транспортного средства (Постановление ФАС СЗО от 18.05.2009 N Ф04-2767/2009(6443-А45-49), Ф04-2767/2009(6039-А45-49)). Аналогичные споры рассмотрены в постановлениях ФАС ВВО от 15.05.2009 N А11-10035/2008-К2-26/558, от 23.04.2009 N А11-7377/2008-К2-25/536, однако решения по ним были приняты противоположные. В данных постановлениях суд признал правомерным применение налогоплательщиком ставки транспортного налога для легковых автомобилей в отношении принадлежащих ему транспортных средств марки УАЗ-3962, УАЗ-39621 и УАЗ-22069, отклонив доводы инспекции о том, что налог следовало исчислять по ставкам, установленным для автобусов. Суд исходил из того, что в выданных паспортах транспортных средств указаны категория "В" (что соответствует легковому автомобилю по классификации транспортных средств, установленной Конвенцией) и тип "специализированный", "санитарный" и "специальный пассажирский" соответственно. По мнению суда, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории (автобусы или легковые автомобили). Кроме того, судом было установлено, что автомобили марки УАЗ-3962 и их модификации используются налогоплательщиком в целях оказания медицинской помощи населению. Доказательств использования названных транспортных средств в качестве пассажирского транспорта (автобусов) или в ином качестве налоговый орган, вопреки ст. 65 АПК РФ, в суд не представил. При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал вывод о том, что автомобили марки УАЗ-3962 и их модификации относятся к категории легковых автомобилей. Из рассмотренных судебных актов следует, что суды, принимая решение о правильности применения налогоплательщиком ставки транспортного налога, прежде всего руководствуются паспортом автотранспортного средства. Содержащиеся в паспорте сведения трактуются судами по-разному. Минфин считает необходимым при определении категории транспортного средства учитывать судебную практику, в частности Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2807/2009 (Письмо от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05). Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, при определении ставки транспортного налога по транспортным средствам, которые однозначно нельзя отнести к легковым или грузовым автомобилям, рекомендуем обращаться к имеющейся арбитражной практике. Суды, принимая решение об отнесении транспортного средства к легковым или грузовым, прежде всего руководствуются данными паспорта транспортного средства. По их мнению, паспорт транспортного средства - основной документ, которым следует руководствоваться налогоплательщику при определении типа транспортного средства для установления ставки транспортного налога. Такой вывод был сделан и в постановлениях ФАС ВСО от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, от 19.01.2009 N А29-2848/2008. Суд разъяснил, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 2.2.2 разд. 2.2 Конвенции в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), в частности, "1" - легковой автомобиль, "3" - грузовой бортовой автомобиль или пикап, "7" - фургон, "9" - специальное автотранспортное средство. Таким образом, при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля. В некоторых постановлениях отмечено, что отнесение транспортных средств к категории грузовых или легковых может подтверждаться не только их паспортами, но и письмами предприятия-изготовителя (Постановление ФАС УО от 20.05.2009 N Ф09-3129/09-С3). В 2010 году согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в сроки, установленные законами субъектов РФ. Расчет авансовых платежей представляется в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению", а декларация по уплате налога - по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации и Порядка ее заполнения". Уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местом их нахождения является (п. 5 ст. 83 НК РФ): - для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества; - для транспортных средств, не указанных выше, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества; - для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества. Для справки: если в 2010 году налогоплательщик был освобожден от уплаты транспортного налога, включая обязанность исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему, он не обязан представлять в налоговый орган и расчет по авансовым платежам по транспортному налогу и не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за его непредставление (Постановление ФАС ВВО от 07.09.2009 N А29-1651/2009).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проверка исчисления и уплаты транспортного налога» з дисципліни «Бюджетний облік»