Порядок возврата и обмена товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, установлен в § 2 гл. 30 части второй ГК РФ (ст. ст. 495, 502 - 504) и ст. ст. 12, 18 - 25 Закона N 2300-1. Законодательством предусмотрены следующие случаи возврата (обмена) товаров: 1) продавец не предоставил покупателю возможность получить полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре при его продаже (п. 3 ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона N 2300-1). Покупатель вправе в течение разумного срока потребовать расторжения договора розничной купли-продажи. При этом он должен вернуть товар продавцу, а продавец ему - уплаченную денежную сумму. Если же покупателю нанесен ущерб, продавец должен возместить этот ущерб добровольно или в судебном порядке; 2) покупателю продан товар ненадлежащего качества (п. 3 ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона N 2300-1). В этом случае покупатель может по своему выбору потребовать: - безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление; - уменьшить покупную цену товара; - заменить его на товар аналогичной марки (модели, артикула). При такой замене перерасчет продажной цены не производится; - заменить его на товар другой марки (модели, артикула). При этом производится перерасчет продажной цены; - расторгнуть договор розничной купли-продажи, т.е. покупатель возвращает товар, а продавец - уплаченную за него денежную сумму. При этом расходы, связанные с возвратом товара, несет продавец. Продавец обязан удовлетворить требования покупателя даже при отсутствии у него кассового или товарного чека. Законом установлены следующие сроки, в которые покупатель может предъявить вышеперечисленные требования к продавцу: - в течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем; - в течение гарантийного срока, установленного продавцом. Продавец может установить гарантийный срок, если его не установил изготовитель, либо увеличить гарантийный срок изготовителя; - при отсутствии гарантийного срока или срока годности - в течение разумного срока, но не более двух лет со дня покупки товара (если иной срок не установлен законом или договором); 3) покупателю продан непродовольственный товар надлежащего качества, но он не подходит ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (п. 1 ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона N 2300-1). В этом случае покупатель может в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар на аналогичный. Обмен производится, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, а также потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. При предъявлении товара к обмену или возврату покупатель должен предъявить товарный или кассовый чек. Если на день обращения покупателя у продавца отсутствует аналогичный товар, покупатель по своему выбору вправе: - обменять товар при первом поступлении аналогичного товара в продажу (а продавец обязан сообщить покупателю о его поступлении); - вернуть товар и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Не подлежат обмену товары из Перечня, утверждаемого Правительством РФ. Возврат и обмен товара может производиться как в день покупки, так и в последующие дни. Если обмен (с возмещением разницы в ценах) или возврат товара производится в день покупки, деньги покупателю выдают из денежного ящика контрольно-кассового аппарата. При этом оформляется акт унифицированной формы N КМ-3. Он составляется на всю стоимость товара, возвращаемого покупателем или предъявляемого к обмену. Также возвращается подлинный чек ККТ, который подшивается к документам дня. Если производится обмен, на полную стоимость получаемого в обмен товара печатается и выдается покупателю новый чек ККТ. Если выплата денежных средств покупателю при возврате или обмене товара происходит не в день покупки, это можно сделать только из главной (центральной) кассы магазина по расходному ордеру. Принять деньги за товар, полученный покупателем в обмен, можно только по чеку ККТ. Рассмотрим правила бухгалтерского учета операций по возврату товаров. Правило 1: обмен товара надлежащего качества документально не оформляется и не отражается в бухгалтерском учете. Правило 2: возврат товаров надлежащего качества производится на основании заявления покупателя. Покупатель также должен предъявить кассовый или товарный чек, если такое требование содержится в законодательстве. Возврат товара оформляется накладной в двух экземплярах: первый прикладывается к товарному отчету, а второй вручается покупателю и является основанием для получения денежной суммы за сданный товар. Правило 3: обмен или прием недоброкачественных товаров производится на основании заявления покупателя и оформляется накладной в двух экземплярах. Первый прикладывается к товарному отчету, второй вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар. При возврате товара ненадлежащего качества (в отличие от возврата товара надлежащего качества) покупатель вправе потребовать не только возврата уплаченной за товар денежной суммы, но и возмещения разницы между ценой товара, установленной в договоре, и его ценой на момент добровольного удовлетворения такого требования или же на момент вынесения судом соответствующего решения (п. 4 ст. 24 Закона N 2300-1). Правило 4: при возврате товара ненадлежащего качества, приобретенного в кредит, покупателю возвращается уплаченная за него денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита. Правило 5: при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) прием товара от покупателя и передача ему товара надлежащего качества оформляются накладными на основании заявления при наличии товарного или кассового чека или иных доказательств совершения покупки. Перерасчет продажной цены не производится. Если на дату удовлетворения требования цена на товары аналогичной марки (модели, артикула) не изменилась, записи по балансовому счету 90 "Продажи" можно не производить, а операции по обмену товара отразить проводками: Д-т 41/2 К-т 76 (субсчет "Расчеты с покупателями по возврату товаров") - оприходован товар ненадлежащего качества; Д-т 76 (субсчет "Расчеты с покупателями по возврату товаров") К-т 41/2 - передан покупателю товар надлежащего качества. Если продажная цена на возвращаемый товар не совпадает с ценой передаваемого товара, следует отсторнировать ранее произведенные записи по счету 90, связанные с продажей возвращенного товара, и сделать новые записи, отражающие продажу товара надлежащего качества. Образовавшееся из-за разницы в ценах дебетовое или кредитовое сальдо по субсчету 76 "Расчеты с покупателями по возврату товаров" включают либо в прочие расходы (если новая цена выше прежней), либо в прочие доходы (если новая цена ниже прежней). Правило 6: если производится замена товара ненадлежащего качества на товар другой марки и при этом возникает межценовая разница, то либо покупатель доплачивает эту разницу, либо продавец возвращает ее покупателю. Она определяется как разница между розничной ценой на товар, аналогичный тому, который возвращается, и розничной ценой на товар другой марки. Цены сравниваются на дату замены товара.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возврат товаров покупателями в розничной торговле» з дисципліни «Особливості галузевого обліку: виробництво, торгівля, будівництво»