Коэффициент отражает взаимоотношение между двумя статьями бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках. Анализ коэффициентов помогает оценить сильные и слабые стороны результатов финансовой деятельности и управления. Банки, как и большинство других компаний, используют коэффициенты для сравнения своей деятельности с деятельностью своих конкурентов. Банки неодинаковы и, следовательно, коэффициенты необходимо анализировать с учетом реальности. Например, сравнения между банками имеют смысл только в том случае, если банки действуют на тех же самых рынках: инвестиционный банк нельзя сравнивать с банком, предоставляющим услуги широкой клиентуре. Собственно говоря, сравнение коэффициентов на протяжении нескольких лет
Таблица 5
Оценка результатов деятельности бизнес-центров (центров прибыли)
┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐ │ Отчет │Оценка результатов деятельности бизнес-центров (центров│ │ │ прибыли) │ ├───────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │Что отражает│Оценка прибыльности на вложенный капитал с учетом│ │данный отчет │рискованности активов по каждому бизнес-центру банка│ │ │(филиалы и центры прибыли головного офиса). Показывает│ │ │прибыльность вложений акционеров банка при заданном│ │ │уровне риска │ ├───────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │Периодичность │Раз в квартал или ежемесячно │ ├───────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │Пользователи │Руководители и старшие менеджеры; менеджеры центров│ │ │прибыли │ ├───────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │Комментарии │Для каждого центра прибыли должны составляться│ │ │бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.│ │ │Менеджерам каждого центра прибыли должен быть│ │ │представлен полный отчет по их бизнес-центру/филиалу.│ │ │Агрегированные цифры должны представляться только│ │ │высшему руководству. Для того чтобы отчетность по│ │ │оценке результатов деятельности была значимой, должны│ │ │быть показаны результаты деятельности филиалов по числу│ │ │проданных продуктов (см. ниже). Все филиалы можно│ │ │рассматривать как центры прибыли. К другим центрам│ │ │прибыли можно отнести казначейство головного офиса и│ │ │другие бизнес-центры, приносящие доход, например│ │ │управление ценными бумагами, управление документарных│ │ │операций и т.д. Будьте внимательны и не включите в их│ │ │число центры затрат, если только они не берут плату за│ │ │свои услуги. Будьте внимательны и различайте головной│ │ │офис (центр затрат) и центральное отделение│ │ │(бизнес-центр/центр прибыли). Следует аккуратно│ │ │подходить к распределению накладных расходов. Точная│ │ │оценка результатов деятельности филиала возможна лишь│ │ │при наличии системы внутреннего трансфертного│ │ │ценообразования │ ├───────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │Возможности │Оценить динамику показателей каждого центра прибыли в│ │усовершенство- │графической форме │ │вания отчета │ │ └───────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
дает хорошее представление об общей тенденции деятельности банка. Коэффициенты также необходимо анализировать в контексте. При расчете показателей мы бы настоятельно рекомендовали исключать все виды нестандартных прибылей и убытков, иначе это может привести к очень большим искажениям. При сравнении сумм также рекомендуется рассчитывать показатели на основе средних сумм остатков: бухгалтерский баланс на 31 декабря представляет картину на настоящий момент, которая может отличаться от деятельности банка в течение года. С другой стороны, информация, предоставленная вашими конкурентами, должна быть надежной и прозрачной. Это еще раз свидетельствует в пользу принципов МСФО. Наиболее часто используются следующие коэффициенты: - финансовые коэффициенты; - коэффициенты роста; - показатели качества ссуд; - коэффициенты концентрации депозитов; - коэффициенты ликвидности; - курсы обмена валют; - коэффициенты управления персоналом. Остановимся на каждой из категорий коэффициентов их привлекательности для инвесторов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ коэффициентов» з дисципліни «МСФЗ: застосування в кредитних організаціях»