Баланс (от фр. balance - весы, лат. bilanx - имеющий две весовые чаши) - это равновесие. Баланс представляет собой систему показателей взаимосвязанных величин. Эти величины находятся в постоянном изменении, но равновесие не нарушается, то есть изменение одной величины влечет равновеликое изменение другой или нескольких других величин. Баланс составляется на определенную дату в виде таблицы и делится на две части. Показатели правой и левой частей баланса характеризуют определенное явление и показывают соотношение различных его частей. Поэтому между итогами правой и левой частей баланса должно быть равенство (то есть следует сохранять постоянное равновесие). Для примера составим простейший баланс доходов и расходов.
Пример. 10 июня организация получила торговую выручку 100 000 руб. Эту выручку организация израсходовала в течение двух дней: - 10 июня была выдана зарплата работникам в размере 20 000 руб. и оплачен товар поставщику на сумму 50 000 руб.; - 11 июня были оплачены счета за аренду в размере 15 000 руб., за электроэнергию - 6000 руб. и транспортной организации - 9000 руб. Баланс доходов и расходов организации за два дня будет выглядеть таким образом:
Доходы Расходы Статьи Сумма, руб. Статьи Сумма, руб. 10 мая 10 мая Выручка от торговой деятельности 100 000 Заработная плата Покупка товара 20 000 50 000 11 мая Арендные платежи Расходы на электроэнергию Транспортные расходы 15 000 6 000 9 000 Итого 100 000 Итого 100 000
Бухгалтерский баланс - это способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке на определенную дату состояния средств хозяйства по их видам (с правой стороны) и источникам образования (с левой стороны). Бухгалтерский баланс представляется в виде следующего равенства:
Активы = Капитал + Обязательства (средства: что они (средства: кто их вложил) собой представляют)
Итоги обеих сторон уравнения всегда будут равны: - появление новых средств (их увеличение) означает, что кто-то их вложил; - уменьшение средств означает, что кто-то их "забрал". Например, организация заплатила поставщику за товар N руб.: у организации стало меньше денег (уменьшение актива на N руб.), одновременно с этим у организации уменьшилась задолженность перед поставщиком (уменьшение обязательств на N руб.). Представим это в виде баланса:
Актив Пассив (капитал + обязательства) Было (начальное сальдо) S Было (начальное сальдо) S Перечислены деньги -N Уменьшена задолженность перед поставщиком -N Стало (конечное сальдо) S-N Стало (конечное сальдо) S-N
Бухгалтерский баланс составляют на последнее число каждого месяца. Актив и пассив баланса делятся на разделы, а разделы - на статьи. Статьями бухгалтерского баланса называют отдельные показатели (строки) актива или пассива, характеризующие виды средств или источники их образования. Ниже приведена структура бухгалтерского баланса:
Актив Пассив Раздел 1. Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Вложения во внеоборотные активы Раздел 3. Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль (или непокрытый убыток с "минусом") Раздел 2. Оборотные активы Запасы Раздел 4. Долгосрочные обязательства Займы и кредиты Налог на добавленную стоимость Затраты на производство Расходы будущих периодов Прочие долгосрочные обязательства Раздел 5. Краткосрочные обязательства Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Займы и кредиты Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов и платежей Итого актив Итого пассив
В балансе конкретной организации не обязательно должны быть все вышеприведенные статьи. Все зависит от видов и объемов хозяйственной деятельности.
Пример. По состоянию на 30 июня розничная торговая организация ООО "Лакомка" имела следующие средства: - собственное помещение стоимостью 1 000 000 руб.; - торговое оборудование стоимостью 500 000 руб.; - товары в отделах и на складе на сумму 300 000 руб.; - деньги в кассе в сумме 60 000 руб.; - деньги на расчетном счете в сумме 200 000 руб. и следующие источники образования этих средств: - уставный капитал в размере 500 000 руб.; - нераспределенную прибыль в размере 480 000 руб.; - краткосрочный кредит в банке в размере 750 000 руб.; - кредиторскую задолженность перед работниками по заработной плате в размере 98 000 руб.; - кредиторскую задолженность перед поставщиками в размере 232 000 руб. Теперь составим баланс ООО "Лакомка" по состоянию на 30 июня 2002 г.:
Чтобы сформировать баланс по состоянию на отчетную дату, надо отразить каждую хозяйственную операцию в учете, затем обобщить однородные операции в некие учетные регистры первого уровня, на основе которых составить учетные регистры более высоких уровней, сформировать оборотные ведомости и, наконец, оборотно-сальдовый баланс. Все это и является бухгалтерским учетом. Рассмотрим процесс составления баланса более подробно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Баланс торговой организации» з дисципліни «Бухоблік у оптовій і роздрібній торгівлі»