Бухгалтерский учет можно охарактеризовать как информационную систему, которая обеспечивает контроль за функционированием экономического субъекта и своевременное предоставление необходимой информации о нем для принятия решений, в свою очередь воздействующих на деятельность этого субъекта. С помощью бухгалтерского учета фиксируются все внутренние процессы, состояние и результаты работы любой организации. А так как не существует каких-либо «естественных» правил и принципов организации данной системы, они должны быть созданы теми, кто в них нуждается. Как следствие права каждого государства устанавливать свои правила в области учета и права на формирование независимой политики в данном вопросе, возникает множество различных систем бухгалтерского учета, подвергшихся влиянию разнообразных факторов, основанных на непохожих традициях и имеющих свои истоки. Собственную систему бухгалтерского учета можно назвать одним из проявлений национальной независимости и воплощением характерных черт, отличающих конкретный регион от других. Одни принципы основаны на традициях и со временем развиваются, другие устанавливаются законодательством и являются частью коммерческого права. Правила ведения бухгалтерского учета отражают ряд специфических черт страны, таких как ее история, культура, язык и практика коммерческой деятельности, а в целом — общие условия для ведения бизнеса. Используя предлагаемые некоторыми исследователями1 наборы характерных черт, влияющих на развитие системы бухгалтерского учета конкретного государства, можно сформировать следующий ряд: система норм: законы, религиозные предрассудки, социальные ограничения и т. д.; политическая система: капиталистическая, социалистическая; формы собственности: общественная, государственная, частная и т. д.; 1 F. Choi & G. Mueller, International Асе. (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1984), pp. 41-44; Mathews M.R., Perera M.H.B., Accounting theory & development, Chapman & Hall, London, 1991.
337 ■ различия в размере, сложности и традиционных основах организации бизнеса; масштаб международного вмешательства; развитость управленческого аппарата в деловой и финансовой сфере; масштабы государственного юридического вмешательства и правовых ограничений в бизнесе, специфические регулирующие механизмы; темпы разработки нововведений; уровень и темпы экономического развития, социальная обстановка; значение, бухгалтерского образования и профессиональных объединений; структура спроса (пользователи) и предложения (составители) бухгалтерской информации. При анализе и сравнении бухгалтерских стандартов нескольких стран необходимо обращать внимание на каждый из этих факторов. В различных странах влияние тех или иных факторов сильнее остальных. Важно понять, каково оно было в прошлом, и спрогнозировать воздействие этих факторов в будущем. Трудность анализа в невозможности измерить влияние количественно. Что же конкретно изменяется под воздействием вышеописанных факторов? Это статус учета и занимающихся им людей в обществе, подход к формированию стандартов, уровень их сложности и содержание. Сюда же нужно отнести и последний пункт из ряда влияющих факторов. Ведь с одной стороны, структура и объем спроса и предложения влияют на создаваемые стандарты, а с другой — под влиянием нововведений в системе бухгалтерского учета меняются состав и количество пользователей информации и ее составителей. Как уже отмечено, составители бухгалтерской отчетности одновременно оказывают влияние на бухгалтерские стандарты и сами подвержены ему. Это влияние и те организации, которые устанавливают стандарты, опять же различны от государства к государству. Такие организации могут существовать в рамках как частного, так и государственного секторов, это могут быть и общественные, профессиональные объединения. Daley и Mueller1 предлагают 4 способа формирования бухгалтерских стандартов и типа организаций: 1 I.A. Daley & G.G. Mueller, Accounting in the Arena of World Politics, Journal of Accountancy, Feb 1982.
338 1. Чисто централизованный подход, базирующийся на законодательных основах бухгалтерских правил. 2 Частный, профессиональный подход, при котором стандарты устанавливаются профессиональными организациями. 3. «Частно-государственный» метод, когда правила формируются профессиональными общественными объединениями от имени и при поддержке государства. 4. Смешанный подход, когда действуют все вышеперечисленные агенты. Бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует. Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. Принципы учета различаются по странам. Эти различия обуславливаются как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (политических, экономических, социальных, географических и других). Определенная схожесть «окружающей среды» в двух различных странах, как правило, обуславливает и наличие многих общих черт в применяемых в них системах бухгалтерского учета. В некоторых странах информация, генерируемая в рамках финансового учета, направлена прежде всего на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а полезность, с позиции принятия управленческих решений, является важнейшим критерием ее качества. В других странах роль бухгалтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его методологии, могут быть иными. Например, это могут быть предоставление достоверной информации и контроль за надлежащим исполнением государственной налоговой политики. В третьих странах система бухгалтерского учета реализуется исходя из приоритета макроэкономических целей, в частности достижения заданных темпов роста национальной экономики. Структура спроса на информацию со стороны инвесторов и кредиторов. Методологически и организационно учет на Западе подразделяется на финансовый и управленческий. Финансовый учет представляет собой процесс подготовки учетной информации, пользователями которой могут быть любые юридические и физические лица, в том числе и внешние по отношению к организации: менеджеры, инвесторы, кредиторы, финансовые органы. Управленческий учет, называемый иногда производственным или учетом затрат, представляет собой процесс подготовки информации, необходимой менеджерам для плани-
339 рования и контроля текущей производственно-коммерческой деятельности. Промышленная революция в США и Великобритании привела к резкому увеличению их национального богатства. С ростом компаний увеличивались и их потребности в капиталах, при этом источником значительной их части являлся нарождавшийся средний класс. Этот процесс оказал существенное влияние на развитие финансового учета в обеих странах. Во-первых, росло количество инвесторов и кредиторов, их состав становился все более разнообразным, многие компании переходили в корпоративную собственность. Во-вторых, владельцы компаний (инвесторы) все более отдалялись от оперативного управления, передавая его профессиональным управляющим. В этой ситуации финансовая учетная информация становится важнейшим источником данных о благосостоянии компании. Появилась практика представления акционерам управленческим персоналом финансовых отчетов для контроля над эффективным использованием ресурсов. Именно это обстоятельство предопределило нацеленность финансовой отчетности на информационные потребности инвесторов и кредиторов. Такая ориентация финансового учета в США и Великобритании свойственна ему в течение уже многих лет. Более того, в этих странах были созданы рынки и биржи ценных бумаг. Результат — финансовые отчеты компаний отличаются значительной аналитичностью, а определение рентабельности хозяйственной деятельности как одной из характеристик эффективности работы управленческого персонала, является целью финансового учета. В других странах (Швейцария, Германия, Япония и другие) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса. Информация, необходимая для дополнительных финансовых вложений, в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. Этот путь является более простым и эффективным, поскольку компания имеет ограниченное число кредиторов (в частности, один крупный банк). Правительства этих стран требуют также публиковать некоторую информацию о компа- ниях, поэтому последние вынуждены готовить финансовую от- четность, но в менее детализированном виде, нежели американские и английские коллеги. В этом случае отчетность нацелена прежде всего на защиту интересов банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые особенности, в частности консерватизм в оценке активов, определенное завышение кредиторской за- 340 долженности, позволяющее в случае финансовых затруднений обеспечить своему банку некоторую свободу действий в испол- нении обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам. Во Франции и Швеции бухгалтерский учет имеет несколько иную ориентацию. Правительства этих стран играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики, в частности в рамках макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора. Здесь бухгалтерский учет ориентирован прежде всего на потребности государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать определенным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов. Сущность отношений между бизнесом и его финансовыми кредиторами достаточно резко меняется с выходом на международные финансовые рынки. В этом случае необходимо удовлетворять информационные запросы не только отечественных, но и внешних кредиторов, что автоматически приводит к отклонениям от национальных стандартов в области учета и отчетности. Таким образом, множество систем учета можно разделить по следующим критериям: тип кредиторов и инвесторов как основных пользователей учетной информации; число физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс инвестирования; участие инвесторов в управлении бизнесом; степень развития рынка ценных бумаг; и степень участия в международном бизнесе. Влияние международных социально-экономических отношений. Учетные технологии экспортируются и импортируются, обеспечивая тем самым подобие систем учета, применяемых в разных странах. США оказывают значительное влияние на учетную политику Канады благодаря географической близости, тесным экономическим связям. То же самое можно сказать о Мексике, Филиппинах, Израиле и других. Интересно заметить, что японские компании все в большей степени используют амери-канские учетные стандарты, что объяснимо расширяющейся экспансией японского капитала в США. 341 Значительное влияние на развитие теории и практики учета в мире оказывает также Великобритания, особенно Англия и Шотландия. Практически все бывшие английские колонии ведут учет по британской модели. Среди них - Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Пакистан, Индия, Южная Африка. Влияние Великобритании здесь столь велико, что импортируются не только идеи и методики, но и бухгалтерские кадры, а также система их подготовки и сертификации. Франция и Германия также влияют в области учетной практики на свои бывшие колонии, но в значительно меньшей степени. Как отмечалось, Великобритания, Германия и Франция имеют фундаментальные различия в оценке роли и назначения финансового учета. Однако, являясь членами ЕС и имея общие интересы, они сознают необходимость и целесообразность активизации усилий по сближению национальных учетных систем. Таким образом, углубление политических и экономических связей между странами все в большей степени влияет на национальные системы счетоводства. Правовое регулирование Согласно одному из подходов все страны в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни подразделяются на две большие группы: страны, имеющие разветвленный кодекс законов, и страны, имеющие законодательство общеправовой ориентации. В первом случае законы носят жестко детерминированный характер, представляя собой по сути серию предписаний «вы должны». В большинстве стран, исповедующих этот подход, учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов. Процедуры ведения учета при этом детализируются и достаточно жестко регламентируются. Главной задачей бухгалтерского учета в этих странах являются исчисление государственных налогов и контроль за своевременностью и полнотой их уплаты. В числе этих стран - Франция, Германия, Аргентина. Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений «вы не должны». Законы этого типа указывают на пределы, в которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются различными профессиональными организациями бухгалтеров. Они более гибки и подвержены влиянию разных новаций. Великобритания и Франция являются яркими представителями такого подхода.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация моделей бухгалтерского учета» з дисципліни «Бухгалтерська справа»