Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям: 1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% <1>; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно <2>; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. -------------------------------- <1> Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования. <2> Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников организации, в том числе работников, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации (п. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 установлен предельный размер выручки для малых предприятий в размере 400 млн руб. без учета НДС. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год должна определяться в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Обратите внимание! В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация теряет статус малой в том случае, если размер выручки и (или) численность работников превышают установленные предельные значения (400 млн руб., 100 человек) в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленные предельные значения (п. 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Примечание. Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке, отказавшись от применения ряда ПБУ, а также выбрав и закрепив в учетной политике упрощенные варианты учета отдельных видов хозяйственных операций.
Ниже в таблице 3 приведена информация о тех ПБУ, которые не являются обязательными для малых предприятий. При формировании учетной политики малого предприятия в ней можно прописать отказ от применения этих ПБУ.
Таблица 3
Название ПБУ Кто может отказатьсяот его применения Комментарий 1 2 3 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства,за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 2.1 ПБУ 2/2008) Если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 2/2008, то организация признает доходы и расходы по договорам строительного подряда в общем порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства,за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010) Если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 8/2010, то организация не создает никаких резервов (оценочных обязательств), а все фактически понесенные расходыучитывает в составе расходов по мере возникновения ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства,за исключением указанных субъектов,публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностьюили частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3 ПБУ 11/2008) ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" Разрешено не применять всем организациям (не только малым), за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 2 ПБУ 12/2010) ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства,за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3.1 ПБУ 16/02) ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" Разрешено не применять всем субъектам малого предпринимательства (п. 2 ПБУ 18/02) Если организация закрепила в учетной политике отказ от применения ПБУ 18/02, то она не ведет учет разниц, возникающих между бухгалтерским и налоговым учетом. Налог на прибыль считается по данным налогового учета. В бухгалтерской отчетности отражаетсясумма налога, исчисленная в соответствии с гл. 25 НК РФ и указанная в декларации по налогу на прибыль
В отдельных ПБУ, которые обязательны к применению для всех организаций, включая малые, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы учета тех или иных операций. Организация при формировании учетной политики может закрепить в ней выбор тех или иных упрощенных способов учета (см. таблицу 4).
Таблица 4
Упрощенные способы ведения учета, предусмотренные для малых предприятий
Элемент учетнойполитики Общие правила учета Упрощенный вариант для малых предприятий 1 2 3 Учетная политика Отражение последствий изменения учетной политики По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенноевлияние на финансовое положениеорганизации, финансовые результаты ее деятельности и (или)движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключением из общего правила является ситуация, когда изменение учетной политики вызвано изменением законодательства и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учетуи в соответствующем нормативном акте установлены специальные правила отражения последствий изменения учетной политики (п. п. 14 и 15 ПБУ 1/2008) Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008) <1> Учет финансовых вложений Последующая оценка финансовых вложений Финансовые вложения делятся на рыночные и нерыночные. Нерыночные финансовые вложения отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая вобщем случае определяется как сумма фактических затрат организации на их приобретение. Рыночные финансовые вложения отражаются в отчетности по текущей рыночной стоимости, т.е. организация обязана ежемесячно или ежеквартально производить их переоценку (п. п. 19 - 21 ПБУ 19/02) Субъекты малого предпринимательства, за исключениемэмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которымих текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02). Закрепив такой порядок в учетной политике, малое предприятие учитывает все свои финансовые вложения, как рыночные, так и нерыночные, по первоначальной стоимости <2> Учет расходов по займам и кредитам Учет процентов по привлеченным займам и кредитам По общему правилу проценты по займам икредитам признаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. Однако если заемные средства используются для приобретения (создания) инвестиционного актива, то проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) <3> Субъекты малого предпринимательства, за исключениемэмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать всерасходы по займам прочими расходами(п. 7 ПБУ 15/2008) <4> Учет доходов и расходов Признание выручки и расходов По общему правилу выручка признается вбухгалтерском учете по начислению (по мере отгрузки товаров (работ, услуг)), независимо от фактического получения денежных средств от покупателей и заказчиков (п. 12 ПБУ 9/99) Субъекты малого предпринимательства, за исключениемэмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку кассовым методом (т.е. выручка признается не по мере передачи прав владения, пользованияи распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99). Если организацией в учетной политике принят кассовый метод признания выручки, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99) <5> Исправление ошибок прошлых периодов Исправление ошибок прошлых лет Существенные ошибки прошлых лет исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Кроме того, требуется ретроспективный пересчет сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010) <6> Субъекты малого предпринимательства, за исключениемэмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующегоотчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010) <7>
-------------------------------- <1> Отказ от ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности прошлых лет, конечно же, снижает достоверность бухгалтерской отчетности, но существенно упрощает жизнь бухгалтера. Соответственно, если пользователи отчетности (руководство, учредители и т.д.) не возражают против такого "упрощения", то никаких причин отказываться от предоставленной п. 15.1 ПБУ 1/2008 возможности и продолжать "мучиться" с ретроспективным пересчетом, на наш взгляд, нет. <2> На наш взгляд, малому предприятию имеет смысл закрепить такой порядок в учетной политике. Во-первых, это существенно снизит трудоемкость ведения бухгалтерского учета финансовых вложений. Во-вторых, такой порядок ведения бухгалтерского учета финансовых вложений сблизит бухгалтерский и налоговый учет, поскольку в налоговом учете переоценка финансовых вложений по рыночной цене не предусмотрена. <3> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 188. <4> Включение соответствующего положения в приказ об учетной политике позволяет, во-первых, легально снизить первоначальную стоимость инвестиционного актива (а значит, и налоговую базу по налогу на имущество) и, во-вторых, сблизить данные бухгалтерского и налогового учета (см. подробнее с. 191). <5> Если малое предприятие является плательщиком налога на прибыль, то признание выручки и расходов кассовым методом приведет к сильному расхождению данных бухгалтерского и налогового учета. Поэтому закрепление кассового метода в учетной политике для целей бухгалтерского учета представляется нам неразумным. В то же время организациям, применяющим упрощенную систему, кассовый метод признания доходов и расходов, наоборот, позволит сблизить данные, отражаемые в бухгалтерской отчетности и в книге учета доходов и расходов. Поэтому организациям-"упрощенцам" имеет смысл подумать о применении в целях бухгалтерского учета именно кассового метода. Но в любом случае решение, конечно же, принимается вами самостоятельно. <6> Порядок исправления ошибок прошлых лет подробно рассмотрен на с. 506. <7> Закрепив этот порядок в учетной политике, бухгалтер на "законном" основании сможет исправлять любые выявленные ошибки, независимо от существенности, текущими проводками в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" без пересчета показателей отчетности прошлых лет.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Упрощенные методы учета» з дисципліни «Річний звіт 2011»